|
||||
|
03.10.2017
Станислав Куняев: «Маяковский — рупор партии, а Есенин — народа»Лауреат Патриаршей литературной премии писатель Станислав Куняев дал интервью газете «Культура». Ко дню рождения Сергея Есенина «Молодая гвардия» переиздает самую популярную биографию поэта. О тайне гибели, отношении к революции и есенинском чувстве Родины мы поговорили с писателем, литературоведом Станиславом Куняевым, одним из авторов книги.
культура: Ваша совместная с Сергеем Куняевым работа за двадцать лет пережила более десяти переизданий. Чем объясняете такой успех? Есенин и его друзья встретили Февраль восторженно, но быстро разочаровались в нем. Он писал одному из своих корреспондентов: «Я перестаю понимать, к какой революции я принадлежал. Вижу только одно, что ни к Февральской, ни к Октябрьской. По-видимому, в нас скрывался и скрывается какой-нибудь Ноябрь». Жестокость того времени Есенин видел своими глазами и, конечно, был в ужасе, не зря же в первых строках «Гуляй-поля» читаем:
Еще закон не отвердел, Крушение традиций, миропорядка, христианской совестливости переживалось им тяжело... В годы учебы в церковно-приходской школе был очень верующим человеком. Ранние поэмы Есенина, такие как «Отчарь», «Сорокоуст», «Иорданская голубица», глубоко религиозны. В какой-то момент революция даже дала надежду на возрождение «истинной церкви», а не той официозной, со Святейшим Синодом, введенным Петром: восстановление патриаршества — это конец 1917 года, уже после прихода большевиков. Так вот, первоначальный религиозный романтизм наталкивается на кровь Гражданской войны, и именно тогда, в самый разгар бойни, Есенин создает поэму «Пугачев», вдохновляясь Пушкиным.
культура: В отличие от футуристов Есенин никогда не призывал сбросить классика с корабля современности.
...Стою я на Тверском бульваре, При всей своей безалаберности Есенин понимал единство русской культуры и обеспечивал ее преемственность в эти годы. И все же есть важное отличие: как Пушкин в «Пугачеве» выразил дворянский взгляд на эту фигуру, так Есенин передает взгляд — общенародный, крестьянский.
культура: Каким же было народное отношение к Пугачеву?
...Что ты? Смерть? Иль исцеленье калекам? Хлопуша искал Пугачева, так же, как Есенин — Ленина. Ему поэт верил до самого конца. Известен случай, когда, будучи уже знаменитым, Сергей Александрович приехал в свою деревню, и на вопрос односельчан, кто такой Ленин, ответил: «Он — вы». И в поэме «Гуляй-поле» о Ленине есть удивительные строки:
Суровый гений... То есть, нынешние попытки представить Ленина как некоего заговорщика, не имеющего и не имевшего значения в истории, — полнейшая неправда. Есенин слышал это трясение земного шара, ведь революции вслед за нами стали совершаться везде: В Китае, Турции, Германии, Австро-Венгрии... Так что Есенин был поэтом революции даже в большей степени, чем Маяковский: тот рупор партии, а этот — народа.
культура: И все же Есенин очень боялся диктатуры...
Приемлю все, как есть все принимаю: В этом смысле показательна поездка в Америку — также общее в биографии двух поэтов. И если Маяковский, технократ по натуре, был в восторге от США, то Есенина они разочаровали. Он считал, что Америке нужны Маккормики (Сайрус Маккормик — известный предприниматель, изобретатель первой жатки на конной тяге, основатель компании. — «Культура»), нам же милее Жигули на Волге и песни о Степане Разине.
культура: Но самым загадочным в биографии Есенина остаются обстоятельства его смерти. Очевидно, Есенин проболтался человеку, близкому к ЧК. И улика, якобы хранившаяся у поэта, понадобилась в борьбе за власть. Неясно только, кто именно дал указание. У всех были причины, свои мотивы.
культура: Сергей Александрович, наверное, просто впечатление произвести хотел. Ввернул в разговоре...
Источник: газета «Культура»
|
|