Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Анатомия прощения 13.09.2017

Анатомия прощения

Что делать, чтобы боль от предательства не разорвала тебя на части.

Текст: Мария Городова

Российская газета

«Мария, у нас беда! У моей жены, как говорится, скворец покинул свою скворешню. И это страшно: о чем бы ни заходила речь, она обязательно сводит все к тому, что ее подло сожрали на работе, и это несправедливо. Нет, в их клоповнике отродясь вегетарианцев не водилось, и схарчить очередную жертву - да не вопрос. Вопрос в том, почему моя умная, красивая, молодая (тридцать шесть лет всего) жена до сих пор чувствует себя жертвой. Ну предала ее щучка, которую моя же Галя туда привела, и что, это редкость? Да плюнь, иди дальше. В конце концов, дома посиди, детьми позанимайся... Нет, дома бардак, какого не было, даже когда она впахивала в своей галерее искусств, а супруга торчит в Интернете. Думаете, работу ищет? Щас! Отслеживает в соцсетях, как у ее бывших коллег дела идут. Нет, до черного пиара и злобных комментариев не опускается, Галя не мстительная, но вот в голове у нее будто пластинка заведена и крутится: как они могли, после того, как я столько для них сделала, и т. д. и т. п. Даже теща не выдержала: "Да прости ты их, недоумков..." А Галя: "Ага, на колени перед главной интриганкой бухнуться: прости, виновата я перед тобой, раз ты меня предала». Федор Иванович

И вам здравствуйте! Федор Иванович, апостол Павел в своих Посланиях предупреждает: «Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом». Причем, как ни удивительно, зловещий прогноз касается не только тех, кто наносит нам обиды - тяжкие, несправедливые, предательские, но и тех, кто не может искренно простить обидчиков, об этом мы уже писали в статье «Как смирить слепую бурю» ("РГ - Неделя" N 189). И вы правы, кружение адской пластинки в голове, когда все мысли, чувства, воля фокусируются на том, как несправедливо со мной поступили, разрушает в первую очередь того, кто опрометчиво позволил включить в себе дьявольскую шарманку. Но значит ли это, что ваша жена должна кинуться к обидчикам и просить у них прощения? Прислушаемся к опыту святых.

Что сделать с нанесенной обидой?

Плюнуть и растереть, пойти дальше, забыть, вычеркнуть из своей жизни и навеки игнорировать... Любой из вариантов означает одно: вы затолкали свою обиженность в дальние уголки подсознания, где она будет не только коварно ждать своего часа, но и начнет формировать ваше поведение по уже написанному сценарию. Никогда не замечали, как люди стереотипно, раз за разом наступают на те же грабли? И оказавшись в похожих ситуациях, рассуждают: «Ну, вот опять, я так и знал, что со мной все так и будет», - а дальше вывод: «Мир таков!» А это не мир, это матрица, созданная нашей непроработанной, то есть непрощенной обидой. И пока ее уязвляющие стрелы сидят в нас, подспудно отравляя изнутри и изменяя наше восприятие мира, риск снова попасть в ловушку сохраняется. Так что прощение обид - прямая неизбежность, как точно выразилась молодая Цветаева. Непрощенная обида отделяет нас не только от людей ("все подлецы"), но и от Бога, считают святые.

Но что есть прощение?

Конечно, не слова. Святые предупреждают об опасности, когда "на языке прощение, в голове самооправдание, а в сердце несмеренные злобные бури". Такое даже не раздвоение, а растроение личности чревато серьезными духовными болезнями - например, лицемерием, привычным лукавством. Дальше всего один шаг до коварства и подлости, но о том, насколько незаметно человек может пасть до таких пагубных для себя глубин и как его можно без ущерба для себя остановить, мы поговорим в другой раз. А сейчас важно усвоить: так как любая раздвоенность и уж тем более тройственность для нас самоубийственна, надо научиться прощать сердцем и умом, лишь затем выражая это - искренно! - словесно.

Итак, прощение - не слова, а волевой акт работы сердца, души. Волевой, так как требует усилий, потому что настоящая обида ранит, и прощение не произойдет само собой. Если только человек не одарен от Бога или не воспитал в себе удивительное качество - кротость. Кроткими бывают святые, но если мы пока далеки от таких добродетелей, надо спокойно принять мысль: прощение - это свойство Бога, часто простить оказывается выше человеческих сил. Поэтому требует работы над собой, усилий воли: надо вспомнить то доброе, что делал тебе или кому-то обидчик, надо осознать, что и ты не безгрешен, и, скорее всего, твоя версия произошедшего не совсем правдива и обида подтасовала факты. Даже в самые трудные моменты, когда обида не просто накатывает, но затягивает в свои омуты, святые советовали крепиться, держа в голове мысль о крестных страданиях распятого Христа, повторяя Его слова: "Господи, прости им, ибо не ведают, что творят". Надо просить у Бога силы простить. Именно после молитвы дьявольский морок рассеивается, заезженная пластинка останавливается, мир перестает видеться нам черно-белым, он обретает объем и многоцветность - так к нам возвращается понимание, что все небезгрешны, и я в том числе, и только любовь и прощение могут примирить нас с такой сложной жизнью. Вместе со стереоскопическим, объемным видением ситуации приходит понимание, что и твоя доля вины в произошедшем тоже есть. Ты получаешь дар видеть свой грех, а такое искреннее самообвинение в глубине своего сердца, наедине с собой, уже совсем не похоже на фарисейское: "Нет, я тоже была не права, но вот они...", которое чаще всего - лишь форма самооправдания. То есть акт прощения другого неразрывно связан с раскаянием в своих грехах. И тут мы подошли к главному, к фундаменту, на котором держится наш мир.

Что будет, если я не прощу?

Смерть, гибель, пишут святые. Есть причина, по которой мы должны примиряться. Каждый раз, читая молитву "Отче наш", данную нам Самим Господом, мы просим: "и прости нам долги наши...", и дальше: "как и мы прощаем должникам нашим". То есть прощение наших грехов Богом напрямую увязано с тем, насколько мы сами прощаем своих обидчиков. А значит, наше спасение зависит от нашей способности быть милосердными. Больше того, дана даже мера того, насколько мы будем прощены Богом, - обратите внимание на это слово "как" в молитве! Господь однозначно предупреждает: "Как ты прощаешь своего недруга, так и сам будешь прощен!"

Наши жизнь и спасение зависят от того, как мы умеем прощать.

Бухаться ли в ноги предателям?

Святые не призывают говорить слова прощения всем, всегда, без рассуждения и разбору. Так же как не стоит исповедоваться и рассказывать о язвах своей души каждому встречному. Если понятно, что твои извинения и прощение будут приняты с глумлением или насмешкой, "то и не нужно перед ними извиняться, а обвинить себя в сердце своем и мысленно просить у них прощения, тем и успокаиваться".

Пишите: 125993, г. Москва, ул. Правды, д. 24, "Российская газета", или pisma-maria@mail.ru




Лицензия Creative Commons 2010-2013 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru