Издательский Совет Русской Православной Церкви: Руководитель издательской группы Read Group / «Национальное образование» Ирина Федосова: «Книжный рынок не перестает быть одним из самых высококонкурентных»

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Новости

 
Руководитель издательской группы Read Group / «Национальное образование» Ирина Федосова: «Книжный рынок не перестает быть одним из самых высококонкурентных» 25.10.2010

Руководитель издательской группы Read Group / «Национальное образование» Ирина Федосова: «Книжный рынок не перестает быть одним из самых высококонкурентных»

Этим летом на отечественном книжном рынке появился новый игрок — издательская группа Read Group / «Национальное образование», которую возглавила Ирина Федосова, занимавшая ранее должность руководителя редакции учебной и деловой литературы «Эксмо». Pro-Books.ru побеседовал с Ириной о планах нового издательства и ситуации в книжной отрасли России.

— Ирина, расскажите, пожалуйста, о новом издательстве: когда и кем оно было образовано, в каких секторах рынка планируется вести работу, каковы ближайшие издательские планы?

— Издательство начало свою работу совсем недавно — в июне 2010 года. Поскольку до его создания я возглавляла в «Эксмо» направление учебной и деловой литературы, естественно, создавая новое издательство, прежде всего, планировала работать в этих же хорошо знакомых мне сегментах рынка, но, конечно, не ограничиваясь ими.

— В чем состоит смысл разделения издательства на две торговые марки: «Рид Групп» и «Национальное образование»?

— Как показывает мой опыт, целевые аудитории сегментов учебной и деловой литературы довольно сильно различаются. Сложно под одним брендом продвигать совершенно разные типы продуктов: и школьные издания, и специализированную бухгалтерскую литературу. Чтобы сломать стереотипы сегментного восприятия читателей, требуются годы, разумнее и экономичнее создавать соответствующие стереотипам бренды.

Поэтому я и решила выпускать школьную и другую образовательную литературу под брендом «Национальное образование», однозначно воспринимаемым потребителями. А остальную литературу — под обобщенным брендом Read Group со слоганом «Читай!» на обложках.

— Почему выбран именно этот сегмент рынка: учебная литература для школы (в частности, пособия по ЕГЭ) — ведь с точки зрения конкуренции это один из самых сложных рынков, на котором уже давно работают многие крупные издатели?

— Наверное, правильнее начинать работу нового издательства с хорошо известного главному редактору сегмента. Изданием учебных пособий для подготовки к ЕГЭ я начала заниматься в «Эксмо» с 2003 года. Опыт, который был накоплен за семь лет работы в этом сегменте, в том числе совместной работы с лучшими экспертами России в этой теме (пожалуй, лишь единицы на рынке имеют подобный), помогает мне хорошо ориентироваться в существующих продуктах и создавать принципиально новые проекты, изменяющие подход к образовательному процессу в целом.

Первые такие проекты нового издательства уже вышли в свет в октябре. Книги серии «Модульный актив-курс» сразу заслужили высшие оценки экспертов в сфере школьного образования. Концептуально новые с методической точки зрения «Учебно-тренировочные комплекты ЕГЭ» по различным предметам из серии «ФИПИ-школе» выйдут в свет в течение месяца.

— Как Вы оцениваете сам Единый экзамен как форму итоговой аттестации учащихся?

— Я считаю его одним из лучших инструментов оценки, применяемых в России за последние полсотни лет. Конечно, как любой инструмент, он находится в постоянном совершенствовании и это нормально.

Главное — он позволяет получить гораздо более объективную оценку знаний учащихся. Во-первых, за счет независимости «судей», а во-вторых, за счет разнообразия типов и уровней включенных в каждый вариант экзаменационных заданий. И здесь присутствуют не только вопросы с готовыми ответами на выбор, как считает осуждающая экзамен общественность, но и гораздо более сложные и творческие задания.

— В последнее время все чаще идут разговоры (и даже планируются эксперименты) по переводу школьников на электронные учебники. Не беспокоят ли Вас как издателя эти тенденции? Если говорить о вашей первой серии пособий по ЕГЭ — насколько возможна адаптация этих учебников к электронному формату?

— Мы можем посмотреть фильм по телевизору или на экране монитора, скачав его из Интернета… Но мы все равно продолжаем ходить в кинотеатр и получаем удовольствие от просмотра фильмов в кинозале. То же самое и с электронными учебниками. Да, электронные учебные пособия будут использоваться в школе, но они займут свою нишу и не вытеснят полностью остальные учебные материалы. По крайней мере, в ближайшее время. Поэтому, на мой взгляд, издателям сейчас имеет смысл работать и над бумажными, и над электронными пособиями, создавая взаимодополняющие учебные комплексы. Этот подход мы и собираемся применять при разработке своих издательских программ, в том числе, и в нашей первой серии пособий по ЕГЭ.

— Чем еще кроме школьных учебников вы планируете заниматься? Какие перспективные ниши в нон-фикшн литературе, на ваш взгляд, существуют?

— В планах издательства работа не только в нише школьной, но и вузовской, деловой и прикладной литературы. Образование должно быть непрерывным. Перспективных ниш достаточно, но я предпочла бы говорить о них уже на презентациях готовых проектов моего издательства.

— Возвращаясь к вопросу о новом издательстве: для текущего состояния отечественного книжного рынка новый игрок на издательском рынке — скорее, нонсенс. Не секрет, что книжная индустрия малопривлекательна для инвесторов, и новые игроки появляются на рынке, как правило, только при поддержке или участии существующих лидеров отрасли. Поделитесь, пожалуйста, каким образом удалось запустить такой масштабный бизнес-проект? Кто, кроме Вас, входит в состав учредителей компании, есть ли у нее иностранные партнеры?

— Инвестиции в книжную отрасль, на мой взгляд, не менее привлекательны, чем инвестиции, например, в ресторанный бизнес. На мировом рынке акции крупных издательств  продолжают высоко котироваться и приносить прибыль своим владельцам. Конечно, здесь, как и в любом другом деле выигрывают инвесторы, разбирающиеся в бизнесе, стратегические инвесторы. Такой инвестор и является вторым учредителем компании.

Но для запуска нового проекта в России важны не только денежные инвестиции, но и партнерские отношения с лидерами рынка распространения продукции. Распространителям для роста оборотов нужен хороший издательский продукт, а издательствам нужны распространители. Если интересы совпадают – возникает взаимовыгодное партнерство. Партнерство с лидерами рынка и лежит в основе нашего нового бизнес-проекта.

— В некоторых СМИ прошла информация, что «Рид Групп» создано при участии издательской группы «АСТ» — насколько она верна?

— «АСТ» является лидером издательского и книготоргового рынка России. Исходя из ранее сказанного, вполне логично было заключить партнерское соглашение с издательской группой.

— С чем связан Ваш уход из издательства «Эксмо»? Ведь с этой компанией связана вся ваша профессиональная деятельность и в направлении деловой и учебной литературы вы достигли впечатляющих результатов?

— К приходу в «Эксмо» у меня уже был многолетний опыт работы с учебной и деловой литературой, что позволило довольно быстро стартовать и буквально в первый год работы выйти на миллионные обороты.

Конечно, за 7 лет работы в «Эксмо» этот опыт значительно обогатился, в том числе, благодаря уникальным возможностям компании, и позволил мне выйти на новый профессиональный уровень. Желание не останавливаться на достигнутом, выйти за рамки выделенного сегмента, и стало главной причиной моего ухода из «Эксмо».

— После вашего ухода из «Эксмо» появилась информация, что причиной стали разногласия с руководством, в частности, сворачивание ряда сопутствующих медиа-проектов? Насколько это верно?

— Нет, это не так. Основной моей деятельностью в «Эксмо» все-таки было книгоиздание. Сопутствующие медиапроекты (речь идет о трех журналах) появились значительно позже.

Два из них были свернуты под воздействием кризиса, третий (журнал «Расти, первоклашка») продолжает успешно работать и развиваться. А с руководством «Эксмо» я по сей день сохраняю добрые и  уважительные отношения.

— Вы наверняка следите за судьбой родной для Вас редакции — как Вы оцениваете деятельность вашего преемника на должности завреда — директора Slon.ru Леонида Бершидского?

— За годы работы в редакции мной был сформирован довольно сильный  издательский портфель, который позволяет держать высокие обороты и сейчас. Создание книги — это длительный процесс. Проекты, которые сегодня выходят на рынок и завоевывают признание читателей, запускались в работу задолго до прихода Леонида в издательство. Но я очень надеюсь, что новый директор редакции сохранит высокие темпы роста и приумножит количество интересных и прибыльных проектов. Я желаю ему удачи. А оценивать его работу вправе только читатели и инвесторы.

— Насколько нормальной, на Ваш взгляд, является сложившаяся на отечественном рынке ситуация, когда есть ««Эксмо» и АСТ» и есть «все остальные»?

— В любом соревновании есть лидеры и остальные. Так «АСТ» и «Эксмо» — абсолютно разные по управленческим качествам компании, но они — лидеры. А остальные распределились по другим строчкам рейтингов. Такое лидерство есть на каждом рынке. Это нормально. Книжный рынок, несмотря на наличие таких лидеров, не перестает быть одним из самых высококонкурентных. И поверьте, третье, четвертое и пятые места чувствуют себя тоже совсем неплохо. А некоторые показывают просто невероятные результаты и уникальный рост бизнеса. Добавлю, что лидеры рынка суммарно завоевали не более 20-ти процентной его доли.

— Связанный с этим же вопрос — Ваша оценка системы книгораспространения в России? Ваше мнение по поводу постепенно формирующихся издательско-торговых конгломератов («Эксмо»— Новый Книжный — Буквоед и АСТ — Буква — Топ-Книга)?

— Систему книгораспространения в России по сравнению с другими развитыми странами я бы оценила  на 7 баллов из 10. Меня как издателя, конечно, радует то, что она продолжает развиваться и расти, порой вопреки всем инвестиционным правилам и традициям. Иногда инвесторы иррационально продолжают вкладывать средства в развитие сетей, несмотря на их многолетнюю совокупную убыточность. Вкладывать, рассчитывая на рост прибыли в неопределенном будущем, в том числе, от других своих бизнесов, связанных с данной сетью, в частности, издательских бизнесов. Книготорговцев, получающих существенную прибыль от своей текущей торговой деятельности на рынке буквально единицы. Остальные — довольствуются весьма незначительной рентабельностью и живут на энтузиазме создателей,  или же убыточны и живут за счет других холдинговых структур.

Серьезных оптовиков на рынке около 200. Прочие либо слишком маленькие, чтобы вносить существенный вклад в распространение, либо плохо платят, наращивая дебиторскую задолженность издательств день за днем.

С каждым годом, все большую значимость набирает распространение в FMCG-сетях, таких как Ашан, Метро, Реал, и другие. Оно приносит хороший и, главное, надежный доход издателям. Увеличиваются интернет-продажи, особенно в сегменте деловой литературы (интернет-магазин Озон, например, уже уверенно входит в двадцатку лучших клиентов по объему продаж).

Ну и конечно, растут торговые конгломераты «Эксмо» и АСТ. Растут в основном за счет открытия новых торговых точек и расширения своей географии, за счет регулярных инвестиций издательских холдингов. Но пока и «Эксмо», и АСТ покрывают не более 20-30% своих продаж за счет своих собственных сетей. Впрочем, в структуре продаж небольших издателей эти сети становятся все более значимыми с каждым годом, выходя на первые места и обеспечивая до 80% оборота.

Т.е. рост таких конгломератов для небольших издательств становится своеобразным спасательным жилетом в нестабильном море книгораспространения. Но, конечно, чтобы попасть в этот спасательный жилет необходимо предъявить коммерчески привлекательный издательский ассортимент.

Важную роль в издательских объемах продаж, по-прежнему, играют независимые региональные оптовики и крупные книжные магазины, такие как Библио-глобус, Молодая Гвардия, сеть МДК и другие.

— На Ваш взгляд, отрасль вышла из кризиса? Что ждет ее в ближайшие три года?

— Пока говорить о выходе из кризиса не приходится. Некоторые сегменты из-за кризиса остановились в развитии, а другие даже активно падают. Издатели, которые внимательно следят за рыночными тенденциями, быстро меняют ассортиментную политику и систему распространения, подстраивая ее к текущим реалиям. Я думаю, что совокупный объем рынка за ближайшие три года практически не упадет, но структура ассортимента и распространения изменится. Но это тема для отдельного большого разговора.

— Чем Вам лично интересен книжный бизнес?

— Творческими бизнес-возможностями :)

Возврат к списку


Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru