Издательский Совет Русской Православной Церкви: Митрополит Климент: Новый сезон литературного конкурса для школьников

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Новости

 
Митрополит Климент: Новый сезон литературного конкурса для школьников 12.09.2023

Митрополит Климент: Новый сезон литературного конкурса для школьников

На прошлой неделе был объявлен новый сезон детско-юношеского литературного конкурса имени Ивана Шмелева «Лето Господне».

Сегодня хочу поделиться наблюдениями, сделанными на основе предыдущих лет, о том, что дает участникам этот конкурс. Сразу отмечу, что все это соответствует тем задачам, которые мы ставили перед собой, когда конкурс только начинали. И отрадно констатировать, что эти задачи из года в год успешно решаются.

Наша основная возрастная аудитория участников — подростки, от младшего подросткового возраста до старшего. У нас, напомню, три возрастных группы участников. Подростковый период — это время, когда у человека возрастает интерес к самому себе и окружающим: кто он в обществе? Как он выглядит? Как вести себя? На кого ориентироваться? Порой внимание к самому себе у подростка просто зашкаливает. Он сосредоточен на себе. Ему кажется, что и другие люди все время на него смотрят, его оценивают или даже над ним смеются. Нередко подростки становятся чрезмерно эгоцентричными. С ними бывает непросто. И им самим бывает непросто. «Фантазия строит юноше целые истории, — пишет святитель Феофан Затворник, — где большею частию герой — его собственное лицо».

Одна из задач нашего конкурса — помочь подростку увидеть, что он не сам по себе, что не все сосредоточено на нем и только на нем. Он — часть семьи, часть большого рода. Он живет в стране с богатейшей культурой и многовековой историей. Многие поколения предков возделывали землю, старались ради ее процветания, защищали ее от врагов.

Мы предлагаем темы литературных работ, которые заставляют задуматься, обратиться к книгам, вспомнить рассказы старших.

У нас есть темы, благодаря которым ребята лучше понимают, как важна семья, как важны семейные ценности, осознают, как много делают для них близкие, какие они добрые, заботливые, стойкие. Подросток собирает и выбирает материал, пишет небольшое литературное произведение и с новой силой осознает, что он — не сам по себе, он часть семьи, где его любят, о нем заботятся. И он понимает, что и сам, чем взрослее становится, тем больше должен заботиться о родных, беречь их.

Когда школьник пишет работу о семье, он становится внимательнее к близким, он вспоминает какие-то эпизоды, ярко характеризующие родителей, и благодарность им, теплое отношение к ним ощущается с новой силой. Вспоминаю работу Аряновой Полины, ставшей финалисткой конкурса в 2022 году «Красавица ты моя». Семья собиралась завести породистую кошку, даже уже выбрали, котенка какой именно породы хотели бы видеть у себя дома. Но младшая дочка нашла во дворе и принесла не просто самого обычного тощего котенка, но еще и слепого, вообще без глаз… Объективно не самое красивое животное? Котенок был маленьким, еще и с явной проблемой со здоровьем. Поэтому взрослые, хотя сначала согласились оставить его дома, вскоре стали сомневаться, что семье по силам выходить, вырастить такую кошку, малышку собирались отвезти в приют, но дочь, прощаясь с котенком, со слезами в голосе сказала: «Красавица ты моя». И стало понятно, что совсем не случайно ребенок, способный увидеть такую красоту, вырос в этой семье. Взрослые решили: они оставляют кошечку у себя, и она тогда стала красавицей для всех. Котенок вырос, живет в этой семье и остается для всех красавицей. Напомню, в семье хотели кошку известной породы, а приютили слепого дворового котенка и красоту его смогли разглядеть. И вот это ощущение семьи, семейной доброты, умения сочувствовать оказавшемуся в беде живому существу, не зацикливаться на внешнем, понимая, что внутреннее гораздо важнее, пойдет с детьми через всю их жизнь. А наш конкурс помог детям вспомнить эту прекрасную историю, а еще множеству людей — о ней узнать.

Когда подросток пишет сочинение о ком-то из родных, о том, как сложные испытания ХХ века, выпавшие на нашу страну, отразились на жизни его семьи, он понимает, что он — часть большого рода, что нужно стараться узнать побольше о тех, кто вырастил его бабушку и прадеда, что нужно чтить память предков, их непростую жизнь и быть достойным хранителем рода.

Мы предлагаем темы и по русской классической литературе, о святых, о важных исторических событиях. Важно, что мы не формулируем тему — это делает сам участник конкурса. Мы же даем общие тематические направления. Чтобы писать о произведениях наших классиков, школьники должны эти произведения прочитать, получше узнать и биографию автора. Чтобы писать о святых, подросток должен иметь о них представление, познакомиться с их жизнью, а то и изучить и саму эпоху, когда святой жил. Чтобы рассуждать о важных исторических событиях, должны обратиться к историческим источникам. Юный человек больше задумывается о духовно-нравственных ценностях, лучше узнает историю родной страны, читает лучшие произведения нашей литературы. Это просто не может пройти бесследно. Усваиваются, становятся близкими, прочувствованными ценности, на которых строится жизнь человека верующего, любящего свою родную землю.

В современной популярной психологии нередко получается так, что все успехи, достижения, все хорошее — заслуга самого человека. А то, что не удалось, не сложилось — вина кого-то другого. Родители когда-то не похвалили, когда-то прикрикнули, что-то не купили, учитель что-то не то сказал, соседи замечание сделали, с преподавателем не повезло, первый начальник оказался с трудным характером. Подлинная причина неудачи всегда видится в ком-то другом, даже если самому человеку далеко за тридцать или ближе к шестидесяти. Но это же в корне не так. Безусловно, любой человек допускает ошибки. Ошибались родители, соседи, преподаватели, но неправильно назначать их виноватыми за все, что в жизни не так. «Вклад» самого человека в это есть, и порой никто не ошибся, но обстоятельства так сложились.

Неправильно и считать все хорошее в жизни человека его заслугой. Возьмем пример из другой области. Юный музыкант сыграл очень достойно и выиграл престижный конкурс. Это его заслуга? Далеко не только его. Во-первых, Господь дал ему талант. Далее, старшие члены семьи заметили одаренность, отвели в музыкальную школу, купили инструмент, водили на занятия, следили за тем, чтобы он выполнял задания. На себя взяли рутинную часть быта, чтобы у него было больше возможностей развивать способности. Учитель работал на совесть и много вложил в него. А кто-то еще водил на концерты, помогал сформировать в молодом возрасте хороший вкус и т.д. Отменяет или умаляет это заслуги самого музыканта? Нет. Его труд очевиден, он много сделал. Это его победа. Но несправедливо будет сказать, что делал что-то только он.

Мы нисколько не умаляем заслуги и труды наших участников. Финалистами, лауреатами становятся именно они, но мы считаем важным отметить и тех, кто много сделал для формирования наших юных конкурсантов как людей и как авторов. Нужно, чтобы ребята тоже помнили о том, кто был рядом, кто вкладывал время, силы и заботу в них. Важен труд учителя, важен вклад семьи, священника, библиотекаря – всех, кто способствовал человеческому и творческому возрастанию участников конкурса.

Дорогие юные друзья, участвуйте в конкурсе имени Ивана Шмелева «Лето Господне», он для вас.

«Вечерняя Москва»

Возврат к списку


Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru