Издательский Совет Русской Православной Церкви: Выступление председателя Издательского Совета митрополита Калужского и Боровского Климента на Рождественских чтениях

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Новости

 
29.01.2010

Выступление председателя Издательского Совета митрополита Калужского и Боровского Климента на Рождественских чтениях

Митрополит Калужский и Боровский Климент,

Председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви

«Наследие Святых Отцов в жизни общества: семьи и государства»

«Вы уже не чужие и не пришельцы,

но сограждане святым и свои Богу»

(Еф. 2, 19)

Все мы позваны Богом стать «согражданами святым». Проходя свой жизненный путь, каждый собирает ту единственную сокровищницу на небе, «где ни моль, ни ржа не истребляют» (Мф. 6, 20), – познание Истинного Бога, приобщение Его Святому Духу.

Наша земная жизнь с неизбежностью констатирует факт дифференциации всего человеческого сообщества по различного рода признакам, в первую очередь, культурно-религиозным. Культура есть порождение человеческого духа, система ценностей и предельных смыслов человеческого существования. Просвещенная светом Евангелия отечественная культура явилась и основным фактором становления нашей государственности.

Не одно десятилетие в массовом сознании наших соотечественников воспитывался нигилизм в отношении традиции. В отечественной науке теории государства и права господствовало марксистское учение, видевшее государство лишь как итог возникновения классов и обострения борьбы между ними. Современность выявляет те же тенденции - видеть идеал в раздельном бытии общества, его культурно-религиозных ценностей и государства, как административного аппарата. Этот разрыв, по моему мнению, губителен как для наших соотечественников, так и для России. Образно выражаясь, мы опять строим здание без фундамента, отвергая богатейший опыт нашего духовного наследия.

Многих очень удивляет несовершенство нашего человеческого мира, шагнувшего уже в XXI век. Искренне жаль, что большинству соотечественников не привит опыт осмысления духовных аксиом. Например, христианская антропология не питает иллюзий насчет здравости человеческой воли, горькая правда такова: после грехопадения первых людей «Добродетель неудобоприемлема для человеческой природы, но большая часть людей готова и способна принимать в себя худое» (свт. Григорий Богослов, слово 3). Опыт самопознания, накопленный Святыми Отцами, поистине неоценим. Он может быть успешно применен в самых различных областях психологии (общественной, семейной и т. д.). Знание своего внутреннего мира, подводных течений в глубине человеческой души поможет укрепить институт семьи, который буквально разрывается эгоизмом воспитанным нашей потребительской эпохой.

Конечно, в самых разных кругах мы можем услышать вполне лестные отзывы о творениях христианских подвижников, что это целый комплекс культурно-исторического наследия, содержащий нормы социального поведения, эталоны духовной жизни общества… Несмотря на это, укорененность в традиции рассматривается как регрессивный феномен. В наш век после многочисленных революций (политических, культурных, половых и т. п.) пафос новизны, необоснованные претензии на оригинальность все чаще являются декорациями дороги, уводящей от Бога, дороги порока и греха.

Вспоминая, быть может, свои первые шаги в Церкви или годы учебы в духовных школах, вспомним свои любимые святоотеческие книги. «Не горело ли в нас сердце наше» (Лк. 24, 32), когда мы прикасались к этой чудной жемчужине Церкви. Не шли ли мы в пустыню с преподобным Макарием Великим, не жаждали Христа вместе с праведным Иоанном Кронштадтским, не восхотели ли всей душой навыкнуть смирению вместе с преподобным Паисием Величковским (Амвросием Оптинским), не удивлялись ли мудрости и промыслу Творца вместе с великими каппадокийцами? Горением духа, желанием послужить Богу, рефреном отвечает наше сердце, прикасаясь к этому неистощимому духовному кладезю. Это жизненно важно сегодня, когда человек потерял всякое волевое усилие к чему-либо. Когда грех, как на поводке тащит сотни тысяч крещенных во Христа от Церкви, от Ее благодатных Таинств.

Господь судил нам жить в эпоху стремительного овладения человечеством природы. Искусственная среда, которую творит вокруг себя человек, во многом становится самоцелью его духовных поисков. Нередко раздаются голоса скептиков о том, что отцы жили в другую эпоху, по их нравственным максимам нельзя жить ни семье, ни государству. Действительно, ни Священное Писание, ни Святые Отцы не дают нам рекомендаций – на чем удобнее добираться до работы, каким оператором сотовой связи выгоднее пользоваться, они говорят о проблемах духовных, которые со времен Адамова грехопадения не претерпели изменений. Ввод в работу адронного коллайдера никак не помог преодолеть человечеству грех, разделение и смерть. Все земное должно быть средством нашего спасения - это главный вывод всего религиозного опыта человечества. Если приводить аналогии из экологической проблематики: завод нарушает экологию – его убирают (сколько выведено из центра Москвы предприятий), но почему, если что-то нарушает экологию души (чистоту сердца), мы боимся вывести из своей жизни.

Мы потеряли возможность понимать не Святых Отцов, а в первую очередь самих себя, свой внутренний мир. Разбившись на категории в социологических опросах, уходим с головой в работу, налаживание семейного быта, в мир телевидения и интернета. А какой огромный процент молодых людей, не найдя ответа на главные вопросы жизни, замыкаются в жутком мире пьянства и наркомании. Горько и обидно смотреть на такое положение дел в обществе, ведь от каждого из нас не далеко спасение, «Царствие Божие внутрь нас есть» (Лк. 17, 21). Задача пастырей донести до крещеных, но не воспитанных в христианской вере соотечественников жизнеутверждающие слова апостола Павла: «Вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу» (Еф. 2, 19).

Христианин, по слову Спасителя, это свет веры, любви и добродетельной жизни в окружающем его мире. Независимо от того, в каких цивилизационных условиях он живет, он должен быть носителем православного образа.


Возврат к списку


Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru