Издательский Совет Русской Православной Церкви: Митрополит Климент: Куда нам двигаться

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Митрополит Климент: Куда нам двигаться 19.01.2024

Митрополит Климент: Куда нам двигаться

Недавно мы вступили в новый год, прославили Родившегося Христа, прошли Святки и уже праздник Богоявления. Время идет быстро. И каждый раз, когда вступаем в новый год, мы воспринимаем это как начало нового этапа в своей жизни: подводим итоги, оглядываясь на прошедшее время, оцениваем, что получилось реализовать из задуманного, что не получилось. Кто-то публикует свои выкладки на страничках в соцсетях: «Мои десять достижений за год» или «Пять лучших событий моей жизни в этом году» и подобное. Человеку важно осмысливать свою жизнь, но это сделать так, чтобы было понятно, куда и как двигаться дальше.
Когда мы оглядываемся на прожитое время, хочется увидеть что-то радостное: какой-то успех или достижение, и таким образом убедиться перед самим собой, что год прожит не зря. Кто-то поменял работу на лучшую, или окончил вуз, или наоборот, поступил в учебное заведение, о котором мечтал. Кто-то благополучно пережил сложную операцию и поправился. А кто-то путешествовал, и, может быть, впервые увидел красоту Байкала или горного Алтая и теперь запечатлел её в своей душе на всю жизнь. Для каждого человека в прошедшем году было что-то особенно важным.
Всё выше перечисленное – казалось бы, земные дела. Стоит ли им уделять пристальное внимание и как-то выделять из потока жизни? Или не стоит? Но ведь и в земных делах должен быть порядок, а не хаос и запущенность? Итак, как смотреть на завершившийся период жизни, чтобы не зацикливаться только на земном, но и не пренебрегать им?
Прежде всего, и самое главное, надо поблагодарить Бога за прошедший год: за всё, что Он дал нам в ушедшем году. Эти циклы – год, месяц, день – носят земной характер. Каждый вечер мы читаем ежедневное исповедание грехов, каемся в своих прегрешениях. Рубеж года – тоже такая возможность: покаяться в грехах за прошедший год, поблагодарить Бога за Его благодеяния, бывшие за этот год. И потом – попросить Него помощи на время грядущее.
Но может быть, у кого-то год прошёл в скорбях и нестроениях. Кто-то потерял близкого человека. У кого-то ухудшилось материальное положение, остался без работы и не сможет найти новую, у кого-то серьёзно заболел кто-то из близких. Скорбные ситуации постоянно происходят и с нами, и с другими людьми в нашем мире, и может возникнуть вопрос, а за что в таких случаях благодарить Бога?
Всегда есть, за что благодарить. Многострадальный Иов благодарил Бога и за доброе, и за скорбное. Он говорил: «наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно» (Иов. 1:21). Конечно, у Иова – уже высшая степень доверия Богу. А как быть нам, живущим в XXI веке?
Человек склонен выделять в своей жизни хорошее, радостное, потому что оно приятнее. Но всё-таки мы должны учиться благодарить Бога за всё, потому что всё, что происходит в нашей жизни не по нашей воле, попускается Богом. И попускается ради того, чтобы мы научились правильно мыслить и действовать, чтобы через преодоление трудностей, скорбей, собственного уныния, отчаяния, гнева, мы научились жить правильно, то есть – с Богом, по Его заповедям. Без этого навыка трудно нам будет в вечности, после того как завершится сей краткий период, называемый «земной жизнью».
В праздничных поздравлениях мы желаем друг другу счастья, здоровья, успехов, всяческих благ. Терпеть скорбное никому не хочется и неприятно. Только не будем путать терпение с бездействием. В терпении попущенной Богом скорби человек прикладывает все усилия со свой стороны, чтобы исправить ситуацию и просит Бога о помощи и содействии. При этом не впадает в уныние, отчаяние и тому подобные состояния, а молит: «Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить всё, что принесет мне наступающий день, дай мне всецело предаться воле Твоей святой» – это и есть пребывание в деятельном терпении.
Преподобный Паисий Святогорец считал терпение самым сильным лекарством, «которое лечит тяжёлые и долголетние беды. Большинство бед проходят только благодаря терпению. Великое терпение распутывает самое запутанное и приносит божественные плоды: там, где ты не видишь никакого решения, Бог даёт наилучшее решение».
По немощной человеческой природе мы можем просить Бога, чтобы Он что-то доброе, хорошее нам продлил в жизни, а скорбное убрал из неё. Это не возбраняется. Но и тут, пусть в дальних закоулках памяти, надо держать слова многострадального Иова: «неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» (Иов. 2:10). Ведь и Господь наш, Иисус Христос, перед Своим восшествием на Крест, молился в Гефсимании до кровавого пота и просил Отца избавить Его от чаши страданий: «Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия». Но далее добавлял: «впрочем не как Я хочу, но как Ты» (см. Мф. 26:39).
А мы даём ли в нашей жизни действовать воле Божией? Или пытаемся во всех ситуациях настоять исключительно на своей воле? Соработники ли мы Богу, или двигаемся по жизни своими собственными тропами? Почему бы в наступающем году серьёзно не задуматься на эту тему.
Когда апостол Пётр стал убеждать Господа быть милостивым к Себе, пожалеть Себя и не идти на страдания и Крест, Господь ответил ему грозно: «отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мф. 16:21). Апостол Пётр думал в тот момент только о земном, и не хотел, чтобы их жизнь с Христом изменилась у худшему.
Пётр мыслил только с сиюминутной точки зрения: чтобы «здесь и сейчас» было хорошо и этого хотел и от Христа. Господь здесь сравнивает Петра с сатаной, потому что именно дьявол (сатана) прикладывает все силы к тому, чтобы усыпить нас духовно, чтобы мы все силы отдавали земному, и видя свои земные дела в благополучии (сделали ремонт, купили машину, нашли высокооплачиваемую работу и т.д.), считали бы, что всё у нас в порядке, что мы успешны и беспокоиться не о чем. Если мы увлечёмся устроением своей жизни только с точки зрения земной перспективы, мы окажемся в большой опасности.
Сын Божий Иисус Христос принял всё, что уготовал Ему Отец. И мы должны учиться принимать от Бога всё, что Он приготовил нам. Не указывать Богу, как Ему лучше действовать в нашей жизни, а расчистить Ему место и дать возможность Самому действовать в нас. Надо доверять Богу – что Его действия для нас самые полезные.
Если мы ищем спасения и помним, что это главное в жизни человека и ради этого нам дана сама жизнь, то надо идти по пути к данной цели непрестанно. Важно решать свои духовные вопросы: проанализировать, что можно поправить из прошлого, что сделано не так. Может быть, начать хотя бы кратко, но регулярно, утром и вечером, обращаться к Богу за помощью (молиться). Может быть, чаще посещать храм и каждый месяц причащаться, а не два-три раза в год. Продумать, кому и как мы можем помочь, но не делаем этого по суете и загруженности, которой, конечно, меньше не станет, но вопреки этому найти время и вместить в свою жизнь добрые дела. Каждый найдёт, что в этом ключе поправить в своей жизни.
Надо главным трудом начавшегося года поставить себе за правило отслеживать свою повседневную рутинную жизнь: как я поступаю в той или иной житейской ситуации, где предпочёл себя, где удалось пересилить свою самость и поступить правильно, как поступил бы Христос, а значит – поблагодарить за это Бога, Который помогает и спасает. Так, потихоньку, постепенно, не без падений, не без ошибок (не ошибается тот, кто ничего не делает), будем стараться делать то, что нам по силам. Ведь праздник Богоявления говорит о том, что Христос не только там, на берегу Иордана явился людям, но Он и нам является, открывается в разных обстоятельствах нашей жизни, только мы должны принять Его. С каждым днем, с каждым годом мы всё ближе и ближе подходим к Богу или удаляемся от Него. И завершающая, судьбоносная для нас встреча с Ним не где-то в далёкой туманной перспективе, а наступить она может внезапно и неожиданно для каждого человека, и к ней надо готовиться.
Если дело нашего спасения мы поставим на первое место, то и вопросы земного устроения нашего быта, наших трудов, отдыха, путешествий, встреч и прочее мы будем решать уже в перспективе вечности, а не чисто земного устройства. Поэтому начинать надо с рассмотрения своего духовного состояния, а не со своих «пяти главных достижений за этот год».
Положимся на волю Божию, на Его промысел. Если мы Ему доверяем, если верим, что Он любит нас и заботится о нас, как-то спасает нас (порой, непонятным для нас образом), то – надо положиться на Его волю. Мы бываем не готовы принять то, что Он нам приготовил. А надо научиться.
Постараемся поменьше обсуждать слова, действия и поведение окружающих нас людей – в реальной ли жизни, или в интернете, кого-то ругать или указать кому-то, что правильно и как неправильно, – это всё бесплодно и только отнимает силы, время и энергию. Сосредоточимся на том, чтобы самим постараться поступить правильно в своей ситуации, независимо, бытовая обыденная она, или чрезвычайно важная для нас. Об этом думать и на это направить свою энергию и силы. А там, где мы своей силой ничего изменить не сможем, – доверимся Богу. Будем просить, чтобы Он Сам разрешил нашу ситуацию и послал помощь как Сам считает правильным.
Вот на такие труды нам надо настроиться в наступившем году.
Сегодня праздник Крещения Господня, Его явление народу на реке Иордан. Это праздник встречи Бога и человечества. Как важно каждому из нас быть причастным к этому празднику лично. Стоит ради этого постараться!

«Вечерняя Москва»

Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru