Издательский Совет Русской Православной Церкви: Митрополит Климент: Каникулы и гаджеты

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Митрополит Климент: Каникулы и гаджеты 11.08.2023

Митрополит Климент: Каникулы и гаджеты

Лето. Школьные каникулы. Больше свободного времени у ребят. Не секрет, что у многих значительная часть этого времени уходит на «общение» с гаджетом. Кого-то из взрослых это устраивает: занят сам по себе, тихо сидит, не пристает, не требует внимания – и хорошо. Другие переживают, что телефон (планшет) оказывается в руках у ребенка слишком часто и слишком надолго. И то и дело слышится: «Отложи телефон в сторону, убери его».
Очевидно, что не телефон или планшет виноваты. Они всего лишь технические устройства. И задача человека – правильно их использовать. Как говорил святитель Димитрий Ростовский: «Сосуд не теряет своего запаха, дурного или хорошего, которым он прежде напитался: таково и воспитание детей! Поэтому необходимо с детства приучать их к доброму». Понятно, что при жизни святителя не было всего нынешнего технического изобилия, оно в XVII-XVIII веках и присниться никому не могло. Но смысл в том и состоит, чтобы детей при любых исторических условиях нужно воспитывать прежде всего достойными людьми. Знания необходимы, но без нравственной оценки их, без контроля их использования они могут нести зло и разрушения.
Реальность сегодня такова, что человек не может закрыться от современных технологий, не использовать их вовсе, даже если они ему неинтересны, даже если он предпочел бы жить так, будто их нет. Часть услуг, в том числе в сфере образования (например, запись куда-то, дневник ученика), сегодня уже переведены в электронный формат. У школьника и его родителей не может не быть учетной записи, т. е. сегодня невозможно не пользоваться цифровыми средствами и невозможно запретить это и ребенку. Это уже норма школьного образования, а, следовательно, взрослые сами должны научиться разумно пользоваться гаджетами и научить этому детей.
Назовет ли кто-то сами по себе современные технологии безусловным злом? Очевидно, нет. Например, именно они позволяют людям увидеть на расстоянии дальние города и страны, рассмотреть близко уникальные произведения искусства, наблюдать за жизнью животных в дикой природе, не причиняя им никакого беспокойства. Благодаря современным технологиям человек может гораздо больше узнать о мире, и он сам выбирает то, что ему интересно. Разве не будет детям интересно смотреть, как ведут себя животные, или как находят останки древнего храма, разрушенного на родине его бабушки в 30-е годы прошлого века? Важно, что это им даст новые знания, они больше узнают об окружающем нас мире, об истории своего рода. Для них создана близкая и понятная тема.
Благодаря современным технологиям у нас гораздо больше шансов прикоснуться к живой истории. Оцифровано немало книг, журналов прошлых веков. И можно листать их в удобном исследователю или просто интересующемуся человеку темпе, не выходя из дома. Не каждый мог надолго приехать в крупную библиотеку, чтобы изучать такие источники в бумажном виде. В электронном они становятся гораздо доступнее. Человек может узнать больше деталей эпохи, прояснить для себя какие-то вопросы, а то и по-настоящему обогатить науку.
Отдельного внимания заслуживают игры. Среди них немало таких, которые совсем не радуют, а настораживают. Но есть и полезные, благодаря которым ребенок приобретает или закрепляет знания, или может представить себя в какой-либо деятельности. Например, попробовать быть машинистом поезда дальнего следования, разрабатывать стратегию развития предприятия, а может даже перенестись во времена далеких исторических событий, конечно, виртуально.
Кроме того, современные технологии позволяют нам оставаться на связи с другими людьми, даже если они находятся на значительном расстоянии от нас. И это быстрая связь. Мы переписываемся по электронной почте, общаемся в чатах. Можем быстро среагировать на новости и передать сведения.
Возможности, которые дают нам современные технологии, перечислены не все, их значительно больше.
Но не только плюсы несут в нашу жизнь гаджеты. Что беспокоит взрослых, когда они видят, что дети проводят с телефоном слишком много времени? В первую очередь – здоровье ребенка. Очевидно, что многочасовое «взаимодействие» с экраном может отразиться на зрении, а также малоподвижность с большой долей вероятности сыграет свою злую «шутку». Следует сказать, что влияние различных устройств при их использовании на здоровье человека, в том числе человека растущего, пока еще не в полной мере изучено. Но ясно, что сидение с гаджетом лишает подвижности, а когда ребенок двигается, бегает, особенно на свежем воздухе, то организм активно насыщается кислородом. А кислород необходим, как для питания мозга, так и для жизни и развития каждой клетки.
Что еще беспокоит нас? Ребенок уходит в виртуальный мир, и этот мир как будто заменяет ему действительность. Там он строит дома, а в мире реальном не построил ни одного простейшего шалаша или шатра, не обустроил ни в одном помещении уголка для себя. А ведь таким обустройством занимались многие предыдущие поколения детей. И оно во многом являлось подготовкой к взрослой жизни и развивало детское воображение и навыки.
Опасность гаджетов и в том, что там человек в реальности находится один. В игре он воображает другого игрока, а в действительности персонажи там виртуальные, и нет необходимости взаимодействовать с реальными людьми, отсюда не развиваются навыки коммуникабельности.
Не вызывает сомнения, что все люди разные. И какой-то ребенок готов каждый день каникул с утра до вечера проводить в шумной и многолюдной компании других ребят, которая все время будет проявлять активность. Другой ребенок будет общаться с друзьями, но не так много. Часть времени он предпочтет проводить один, например, читая книгу. Кто-то вообще сутки напролет будет общаться с самым близким другом, но тем не менее с удовольствием играет с ровесниками, ходит в походы, участвует в воскресной школе в подготовке храма к празднику. Т. е. активен ребенок или нет, общителен он или нет, интроверт он или экстраверт, в реальной жизни он все равно будет обретать и развивать навыки общения, взаимодействия с окружающими. В виртуальной жизни навыки какого-либо соприкосновения с социумом могут вообще не получить никакого развития.
У детей, как и у взрослых, в социальных сетях тоже есть так называемые друзья. У некоторых – сотни и тысячи. Очевидно, что словом «друзья» такие люди называются условно. Ребенок может считать, что у него действительно много друзей, но на самом деле он часто не знает, кто скрывается за образом миловидной девочки или симпатичного (на фотографии) юноши. И если раньше, чтобы пообщаться с ребенком, человек должен был где-то с ним встретиться (и в это время его с большой вероятностью мог видеть еще кто-то и мог вмешаться, если возникали подозрения), то с появлением современных технологий гораздо сложнее отследить, что в число «друзей» школьника не проникли злоумышленники, способные воспользоваться его неопытностью и навредить, увлечь в разные криминальные группы.
Еще раз подчеркну: очень важно, чтобы виртуальная так называемая «дружба» не привела к тому, что все общение сведется к ней. Для растущего ребенка необходимо взаимодействие с другими сверстниками в реальном мире. Общение в социальных сетях и чатах позволяет выйти из него в любой момент, как только изменилось настроение или возник дискомфорт. В обычной жизни такой «опции» у человека не будет. Порой необходимо поддержать друга, помочь ему, даже если падаешь с ног от усталости и мечтаешь остаться один.
Образ в интернете часто далек от реального, это только одна сторона человека. Мы живем с соседями много лет через прозрачный забор из сетки-рабицы. Кажется, что все друг о друге знаем, многое видим и слышим. А чуть глубже в какой-то ситуации стали разбираться, то оказывается, что многое о них не знали или имели о чем-то искаженные представления. И это люди, которые рядом. Что же говорить о том, кого знаешь только по фотографии и нескольким сообщениям в интернете? Важно донести до детей, что, с одной стороны, общение в интернете, позволяет познакомиться с кем-то из другого города, кто тоже всерьез увлечен, например, краеведением, быть на связи с теми, с кем интересно общаться, даже если он сейчас далеко, с другой же стороны, таит в себе немало опасностей.
Еще одна не из лучших сторон гаджета – способность предоставить развлечение в готовом виде. Родители купили устройство (телефон, планшет, ноутбук), оплатили интернет, а дальше можно просто нажимать кнопки и играть, смотреть, слушать и т. д. Вернемся в реальную жизнь. Допустим, школьник хочет интересно провести время. Тут ему надо придумать свой «сценарий» игры или, если он решит со своими сотоварищами играть в уже известную игру, оговорить или самому сочинить правила, собрать участников и распределить роли между ними. Смастерить «реквизиты», индейцами они будут или мореплавателями, пиратами или кладоискателями… Сколько проявится фантазии, выдумки, смекалки, сколько придется искать компромиссов! А может, и призы будут в конце победителям?.. Вся эта деятельность развивает детей, помогает в дальнейшем лучше адаптироваться во взрослой жизни. Всего этого нет в готовой игре. Не спорю, виртуальные забавы могут быть и полезны в познавательном плане, но подвижного времяпровождения и живого общения они собой никогда не заменят.
Гаджеты мы не отменим. Да и жаль было бы отказываться от тех хороших возможностей, которые они дают. Но нужно учить детей правильно пользоваться ими. А лучшее обучение – хороший пример самих взрослых.
Ну, и в конце хотелось бы обратиться к святым отцам, как они мыслили о воспитании детей и что считали важным. Святой Иоанн Кронштадтский писал: «При образовании чрезвычайно вредно развивать только рассудок и ум, оставляя без внимания сердце, – на сердце больше всего нужно обращать внимание. Нужно очистить этот источник жизни, нужно зажечь в нем чистый пламень жизни, так, чтобы он горел и не угасал, и давал направление всем мыслям, желаниям и стремлениям человека, всей его жизни».

«Вечерняя Москва»


Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru