Издательский Совет Русской Православной Церкви: Митрополит Климент: Вечная жизнь и блаженство

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Митрополит Климент: Вечная жизнь и блаженство 01.08.2023

Митрополит Климент: Вечная жизнь и блаженство

Писатель Михаил Дымов провел интересный эксперимент, он предложил школьникам в возрасте до десяти лет задать вопросы Богу и спросить Его о том, что они считают для себя важным. И вот ученик 4 класса Петя, задумываясь о будущей участи человека, обращается к Богу: «Если Ты устроишь конец света, кто ж на Тебя будет молиться?»
Коротко ответить можно так: молиться Богу будут те, кто будет с Ним.
Мы воспринимаем конец света как гибель всего существующего. Но это не так. Конец света – не всеобщая гибель, а преображение земного мира – изменение его к лучшему. Люди преобразятся. Земля и небо преобразятся. Как и Апостол Иоанн пишет: «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали» (Откр. 21:1).
Возможно предположить, что будут люди, которые не захотят быть со Христом. И это потому, что человек изначально создан свободным существом, как и Ангелы, и, хотя Бог хочет, чтобы с Ним были все Его творения, будут и такие, которые не в состоянии будут принять Его, ибо во время земной жизни они сжились с грехом. Грешить для них это не привычка, а свойство их жизни. Таких людей ждет вечное мучение, и, соответственно, они и не будут молиться Богу, да они этого и не умеют делать.
Бесы тоже ждут Второго Пришествия Господа Иисуса Христа и последующего за тем преображения всего мироздания (конца света). Ждут и трепещут (см. Иак. 2:19), потому что кончится их вольная жизнь, и они уже не смогут никак влиять на сотворенный Богом мир, в том числе и на людей. Про них сказано, что они будут заключены в огненное озеро (см. Откр. 20:10) – образ, означающий, что они останутся сами с собой. Это и будет полная реализация их свободного решения остаться навсегда без Бога. Возможность воздействовать на людей у них и сейчас ограничена, а тогда они будут полностью лишены этой возможности.
Люди, которые во время земной жизни не молятся и не участвуют в Таинствах Церкви, тоже будут вне Бога, молиться Ему не смогут. В этом будет самый главный ужас их положения – в существовании вне Бога, Который есть Любовь, Свет, Добро, Блаженство и их Творец.
Только Бог – источник жизни. Он дает жизнь всему творению. Кто идет к Богу, то есть старается жить по Его заповедям, тот входит в жизнь вечную. Кто выбирает путь от Бога, кому Бог не нужен, и кто отрицает Его, тот входит в вечную смерть. Потому что «вечная жизнь» – это не те благостные картинки, которые мы, порой, себе представляем: зверюшки, парами гуляющие в райских кущах, Ангелы с улыбками, изобилие фруктов и прочей снеди, заманчивые угощения и прочее. Вечная жизнь – не что иное, как пребывание с Богом.
И есть «вечная смерть» – это не уничтожение, не аннигиляция сотворенных Богом существ – такого не будет ни с кем! Этим словосочетанием обозначено состояние в вечности падших Ангелов и тех людей, которые свободно захотели быть вне Бога.
Те же люди, которые во время земной жизни молятся Богу, и в вечности будут пребывать с Ним, т.е. иметь жизнь в нем. Это значит, что они будут обо́жены. Большего счастья, чем быть с Богом, для них не будет. Хотя нам сейчас это сложно представить, поскольку часто удовольствия земного порядка превалируют в нашей жизни. Но вот преподобный Серафим Саровский говорил, что, если бы человек знал, что ему уготовано на Небе в качестве вечного блаженства, он был бы готов годами сидеть в яме со змеями, терпеть любые муки, только бы не лишиться этого блаженства.

«Вечерняя Москва»




Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru