Издательский Совет Русской Православной Церкви: Митрополит Климент: Чужое – не свое

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Митрополит Климент: Чужое – не свое 27.06.2023

Митрополит Климент: Чужое – не свое

Теплоход шел по Волге. Погода стояла прекрасная, солнечная, и большинство туристов сидели или стояли на палубе. Все любовались природой, наслаждались неспешным речным путешествием. Между соседями завязывались беседы. Кто-то успел уже найти новых знакомых и общался с ними. Кто-то перекидывался несколькими словами с теми, кто оказался рядом. Два мужчины средних лет сидели на соседних стульях. Один из них начал с попутчиком разговор. Спросил, понравился ли город, из которого недавно ушел теплоход. Как говорится, слово за слово, разговор коснулся и схожих тем: где еще были, какие впечатления по сравнению с другими речными путешествиями. Выяснилось, что собеседник с сыном (уже взрослым юношей) отправились в речной круиз впервые. Мужчина, начавший разговор, немного удивился: путешествие их было семидневным, мало кто берет круиз сразу на неделю, обычно начинают с коротких маршрутов. Как и любой отдых или поездка, речные путешествия не всем нравятся. Собеседник же сказал, что они с сыном выбрали это путешествие, потому что оно предусматривает посещение сразу нескольких интересных городов, а они ни разу по своей стране не путешествовали.
Возможно, кто-то подумает, что люди жили до этого скромно, не могли позволить себе поехать куда-то далеко от дома на экскурсию или отдых, а теперь появилась такая возможность. Но нет. Из дальнейшей беседы стало понятно, что семья выезжала на отдых и экскурсии много раз, вот только это были зарубежные поездки. И сейчас, когда решили отдать часть отпуска знакомству с городами своей страны, поехали все же не всей семьей. Папа со взрослым сыном отдыхают на теплоходе, а мама с сыном помладше (подростком) – более для них привычно, в Турции на берегу моря. То ли женщина и подросток твердо стояли на том, что хотят именно такого отдыха, то ли вся семья сомневалась, подойдет ли подростку недельная теплоходная поездка по городам России. Из слов отца семейства это было не очень понятно, а расспрашивать детали собеседник посчитал неуместным.
Напомню, мужчина ехал с сыном – пусть и очень молодым, но уже взрослым человеком, юношей. За годы взросления сына семья совершила немало зарубежных путешествий. А по своей стране – ни одного. Получается, что человек рос, видя чужое, зная чужое, получая впечатления от чужого, но не видя и не зная своего.
Я хочу сейчас остановиться на двух моментах, чтобы не быть неправильно понятым. Очевидно, что не так уж мало людей не видели вживую другие города своей страны за исключением ближайших. Среди них есть люди всех возрастов. Но связано это не с невниманием к своей стране, а с материальным положением таких людей или целых семей – очень скромным. Люди мало что видели в своей стране, потому что нет на это средств. Естественно, это не вызывает никаких вопросов или недоумения. Также я хочу подчеркнуть, что даже в малейшей степени не хочу как-то обесценить достижения культуры разных зарубежных стран и не подвергаю сомнению желание людей увидеть не только свою страну, но и другие.
Удивляет же в этой ситуации перекос: эта семья много путешествовала по другим странам, но ни разу по своей стране. Сын успел вырасти во взрослого человека, познакомиться с достопримечательностями других стран, но не своей родной страны. И здесь возникает вопрос, а какие сформировались у него культурные и духовные установки. Одно дело проходить в школе географию, смотреть по телевидению фильмы о разных достопримечательностях, совсем другой опыт от личного посещения мест и знакомство с культурой. Наверное, у него было много новых впечатлений. Что-то особенно запомнилось, куда-то хотелось возвращаться снова и снова. В ходе экскурсий он получал новые знания – о других городах, музеях, великих людях. Дети очень восприимчивы, детские впечатления глубокие, они сохраняются на всю жизнь. Получается, для растущего мальчика чужое, зарубежное становилось знакомым, понятным, известным, а свое, родное оставалось где-то «за кадром», незнакомым. И сейчас перед нами молодой человек – взрослый человек – немало повидавший чужого, но только впервые отправившийся посмотреть что-то свое? Человек родился и живет на территории своей родной страны, он ее гражданин и относится к титульной нации, но у него заложено иное культурное основание, и он уже впитал в себя иностранное, а не свое родное. Может ли такой перекос со временем исчезнуть? Сможет ли этот человек в дальнейшем увидеть, рассмотреть неповторимую красоту своей земли?
Есть в семье и еще сын – подросток. Он уехал с мамой на более привычный отдых в Турцию к морю. Тот вариант кажется всем беспроигрышным, а этот, с путешествием по городам России, вероятно, вызывал какие-то сомнения, т.е. родители, наверное, не посчитали нужным начать знакомить младшего сына с городами родной страны пораньше, до того, как он тоже станет взрослым. Может быть, подумали, что младший мальчик еще маловат, что ему будет тяжело и сложно воспринять свою русскую культуру. Но там же он знакомится с той культурой, обычаями, и он не дошкольник, а подросток. В такие семидневные поездки ездят немало младших школьников и даже дошкольников. И можно было среди ребят лет 9 10 услышать обмен мнениями, кому, что и где особенно понравилось, в какие города они хотели бы приехать снова, куда надеются уговорить родителей пойти в следующий раз. В общем, не страдали ребята от какой-то непосильной нагрузки в ходе экскурсий. Им даже было интересно.
Рассказал эту историю не для того, чтобы как-то осуждать эту семью. Она только яркий пример довольно распространенного явления. Вырастает поколение, которому многое из чужого знакомо лучше, чем свое родное. У нас большое количество памятников старины и культуры, красивейшие древние города, живописнейшая природа, много мест связано с жизнью великих людей. Как же так вышло, что на нашей земле растут люди, которые знают зарубежное и только во взрослом возрасте впервые начинают опытно познавать родное? Внушает надежду, что все же начинают.
Причин, почему так получается сейчас у нас в современной России много. Эти проблемы состоят из множества составляющих – различные внутренние события последних 30 лет, «мода» на все иностранное, эта же «мода» на про-западную идеологию, экономические модели и прочее, прочее, прочее. Но самым надежным, думается, будет обратиться к примерам из прошлого нашей истории, потому как они уже прошли проверку на прочность. Вот что писал А. С. Пушкин в письме к П. Я. Чаадаеву от 19 октября 1836 года: «Я далек от того, чтобы восхищаться всем, что я вижу вокруг себя; как писатель, я огорчен, как человек с предрассудками, я оскорблен; но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество, или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал».
Это очень известная фраза нашего любимого классика. Или вот высказывание одного из великих русских писателей XX века И. А. Бунина: «Наши дети, внуки не будут в состоянии даже представить себе ту Россию, в которой мы когда-то жили, которую мы не ценили, не понимали, – всю эту мощь, сложность, богатство, счастье...»
Известно, что эмиграция для И. Бунина была огромной личной трагедией. Как и для большинства пассажиров т. н. «Философских пароходов» – собирательное название рейсов пассажирских судов, вывезших высланных из Советской России оппозиционных представителей интеллигенции. В 1917 году, например, среди «уехавших» был С. В. Рахманинов. Он отрицательно относился к советской власти и очень тосковал по утраченной старой России. В годы Великой Отечественной войны он в США дал несколько концертов, весь денежный сбор от которых анонимно направил в фонд Красной армии и советовал всем русским эмигрантам тоже внести свой вклад. Это ли не доказательство любви к своей Родине, настоящей, глубокой любви к России, для которой они остались родными детьми до конца жизни, как и для любой любящей матери? Примеров можно найти еще огромное множество. Все они по-своему трагичны и в то же время возвышенны. Но необходимо задуматься – значит, есть у нас что-то такое, что невозможно понять лишь только через осязание, зрение, слух? Значит, не все в нашей культуре и истории измеряется в рублях или долларах, тоннах, километрах и т. п.? Нельзя «рубить с плеча», изучая прошлое России, в ней многое переплетено. Говоря словами опять же И. А. Бунина: «Народ сам сказал про себя: «Из нас, как из древа, – и дубина, и икона», – в зависимости от обстоятельств, от того, кто это древо обрабатывает: Сергий Радонежский или Емелька Пугачев». И мы сегодня живущие тоже часть той великой и прекрасной России, которую любили мыслители разных эпох, от нас зависит, куда повернется путь дальнейшего развития истории. И вот еще одна цитата Николая Михайловича Карамзина, написавшего в «Истории государства Российского»: «Кто сам себя не уважает, того, без сомнения, и другие уважать не будут. Не говорю, что любовь к Отечеству должна ослеплять нас и уверять, что мы всех и во всем лучше. Но русский должен знать цену свою». У нас есть все!

«Вечерняя Москва»




Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru