Издательский Совет Русской Православной Церкви: Митрополит Климент: Об отечественной литературе

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Митрополит Климент: Об отечественной литературе 24.05.2023

Митрополит Климент: Об отечественной литературе

31 мая состоится награждение лауреатов очередного сезона Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. О задачах премии и сегодняшнем состоянии русской литературы в своей статье, написанной специально для Первого русского телеканала Царьград, размышляет председатель Издательского совета Русской Православной Церкви, член Высшего Церковного Совета митрополит Калужский и Боровский Климент.

Преемство русской литературы

Основой русской литературы являются духовные ценности, она взращивалась на идеалах Православия. Около десяти веков назад она возникла как литература христианская. И сохранила свою суть неизменной. В ней появлялось больше светского на уровне тем, жанров, языковых средств. Но она, не изменяя себе, напоминала читателю о христианской нравственности, о подлинных ценностях.

Настоящий писатель – это дар Божий и много труда. И вот эта основа писательского гения (дар Господа, а не личные заслуги и достижения) предполагает ответственность автора за созданное им. Перед ним всё время стоит вопрос: как ты используешь дар, данный тебе Господом? Трудишься ли, работаешь ли, развиваешь ли свой дар? Требователен ли ты к себе? Осознаешь ли, что должен использовать свой дар во благо людям, для служения добру, а не распространения сомнительных или вредных идей? Понимаешь ли, сколь велико влияние художественного слова? Помнишь ли, что созданные тобой произведения могут надолго пережить тебя и продолжать влиять на читателей после твоей смерти?

Осознание, понимание всего этого приводило к тому, что писательский труд становился служением добру и свету. Подлинная литература не позволяла человеку забыть о вечных ценностях, она звала его к размышлениям, к поиску ответов на самые важные вопросы. Она не давала заснуть совести в человеке, звала его к прощению, покаянию, делам милосердия.

Эти свойства подлинной литературы остаются неизменными почти тысячу лет. Думаю, вызовы нашего времени в конечном итоге тоже не смогут её изменить или поставить под сомнение её существование и высокие цели. Русская литература возникла как средство христианского просвещения. Высокая цель – её неотъемлемое свойство с самого начала. Художественные достоинства в ней важны не сами по себе, не как самоценность, а в единстве, в совокупности с этической составляющей, с нравственными идеалами.

Русская литература появилась как литература христианская, как подлинное искусство, воспитывающее души и сердца людей, зовущее их к христианскому совершенствованию. И эти идеалы, пришедшие из Древней Руси, продолжали жить в произведениях В.А. Жуковского, Г.Р. Державина, А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, С.Т. Аксакова, Ф.М. Достоевского, И.С. Шмелева, В.Г. Распутина, В.П. Астафьева.

Отрыв человека от Бога

Прошлый век оказался временем, когда значительная часть людей отошли от веры. Официальный атеизм, безбожие, отказ от веры, попытки жить так, как будто бы Бога нет и всё зависит от самого человека, – всё это черты двадцатого столетия. Стремление отрицать то, что казалось незыблемым веками, привело к тому, что человек и себя как создание Бога отрицал. Снимал с себя ответственность за содеянное перед Творцом, слишком верил в свои собственные силы, возможности и права.

Это не могло не отразиться в искусстве и, в частности, в литературе. Самоценность яркого, необычного образа или новой формы, преобладание их над смыслом меняли всю суть русской литературы, в которой этические критерии были всегда важны.

В нынешнем веке некоторые тревожные тенденции века прошлого, к сожалению, стали ещё активнее. Стремление сказать или сделать новое в искусстве, в том числе в литературе, становится самоцелью. При этом новое – это не что-то более глубокое или более ценное. Новое – это форма, которой ещё не было, или совершенно другое восприятие известного произведения. Правильнее будет сказать даже так: не другое восприятие произведения, а фантазии на какую-то из его тем, поскольку нередко современное "видение" с оригиналом не имеет ничего общего.

Нынешний автор нередко не ищет своего настоящего пути в искусстве, не совершенствует долгим трудом и упорством свой дар, а старается удивить чем-то внешним, непривычным, эпатировать читателя, слушателя, зрителя. Всё это свидетельствует об отсутствии у таких авторов настоящих творческих идей, о профессиональном творческом кризисе, корнем которого является нравственная опустошённость.

И если подобное не пресечь, если на этом пути не остановиться, все тревожные тенденции будут только усугубляться. Нецензурная лексика в литературных произведениях, романтизация разврата, наркомании, даже педофилии и других извращений – всё это, к сожалению, в наши дни в современных, претендующих на художественность текстах не редкость. Понимаем ли мы, что пропаганда перечисленного мной – это угроза самому существованию человечества? И никакого преувеличения в моих словах нет.

Нравственность и творчество

Если человек сам ведёт безнравственную жизнь, если его убеждения далеки от христианских, то и созданные им тексты (фильмы, картины, мелодии) будут соответствовать по моральному уровню своему создателю. Если писатель не знает, где свет, а где тьма, не ориентируется, где добро, а где зло, что он может дать читателю? Какие ценности? Какие идеи и убеждения? Какие мысли? Какой опыт?

Подлинная русская литература на вопрос о соотношении нравственности и таланта ответила давно: гений и злодейство – две вещи несовместные. Поэтому настоящее творчество не только не противоположно нравственности и совместимо с ней. Оно без неё немыслимо. Художественная литература – не нравоучение в самом прямом смысле слова. Но подлинный писатель лирой пробуждает чувства добрые, а не толкает к сомнительным идеям и поступкам.

Подлинные нравственные нормы – это нормы христианские, их нельзя свести к юридическим законам, придуманным людьми. Настоящие христианские ценности и идеалы вечны. Они не могут устареть или измениться. Заповеди верны и актуальны сегодня не меньше, чем века назад. И то, что построено на христианских ценностях, тоже не теряет актуальности. Потому и нисколько не устареют ни жития святых, написанные во времена Древней Руси, ни "Капитанская дочка" Пушкина, ни "Лето Господне" Шмелёва.

Юридический закон может быть изменён по самым разным причинам: что-то устарело и ушло из жизни, изменились реалии и так далее. Нравственные же нормы не меняются из-за того, что сейчас другой век. Воровство по-прежнему остается воровством, разврат развратом, а милосердие милосердием. И пытаться сделать вид, что с изменением каких-то жизненных реалий воровство перестало быть преступлением, а разврат – следованием порочным склонностям и желаниям, значит, обманывать себя и других. А создавать произведения, где романтизируются разврат и воровство, – это звать за собой на ложный, опасный, тёмный путь множество потенциальных читателей, в том числе юных.

Подлинная русская литература немыслима без милосердия, доброты, любви к родной земле, уважения к предкам и их памяти. Подчеркну: и в прошлом, и в нынешнем веке подлинная литература никуда не пропала. И Издательский совет Русской Православной Церкви делает очень много, чтобы поддерживать интерес к современной книжной культуре.

Патриаршая литературная премия – 2023

Уже совсем скоро, 31 мая, в зале Церковных соборов Храма Христа Спасителя состоится избрание и награждение лауреатов XII сезона Патриаршей литературной премии. Среди номинантов этого года два автора из Минска: прозаик Вячеслав Бондаренко и поэт Анатолий Аврутин, а российскую литературу представляют публицист протоиерей Владимир Вигилянский, историк Александр Дворкин, поэты Светлана Кекова и Геннадий Иванов, а также прозаики Алексей Солоницын, Игорь Смолькин и Валерий Хайрюзов.

Всех этих писателей объединяет верность лучшим традициям русской литературы. И нам бы очень хотелось привлечь внимание читателей к их именам. Собственно, в этом и есть главная задача Патриаршей литературной премии, которая была учреждена Святейшим Патриархом Кириллом в 2009 году. Желаю всем её номинантам помощи Божией, а современных читателей настоятельно призываю обратить внимание на имена этих авторов. Их труды – это всегда очень интересное, а главное, вдумчивое чтение.

Источник

 

 


Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru