Издательский Совет Русской Православной Церкви: Слово о книге

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

День Православной Книги

21.03.2012

Слово о книге

Организаторы:  Хохрякова Елена Александровна, библиотекарь Центра правовой информации Пржевальской поселковой библиотеки. 8 (48147) 2-62-41.

Православный час "СЛОВО О КНИГЕ"
Цель: укрепить интерес к познанию окружающего мира через чтение     литературы. Побуждать к чтению и к потреблению информации.

Задачи: 1. Познакомить с процессом изготовления рукописной книги.
               2. Показать значение изобретения славянской азбуки братьями Кириллом и Мефодием.
               3. Рассказать о немецком изобретателе книгопечатания Иоганне Гутенберге.
               4. Рассказать о русских первопечатниках Иване Федорове и Петре Мстиславце.
               5. Дать представление о том, как изготавливается книга сегодня.
               6. Повторить и закрепить пройденный материал посредством викторины.

Оформление: В качестве иллюстративного материала использованы изображения берестяных грамот, фотография памятника святым равноапостольным Кириллу и Мефодию в Москве, портрет Иоганна Гутенберга, изображение его мастерской, увеличенные репродукции листов Библии, изданной изобретателем книгопечатания. Кроме того, была использована презентация «День православной книги 2010», предоставленная настоятелем храма Вознесения Господня в пос. Пржевальское отцом Димитрием, знакомящая с книгой «Апостол» Ивана Федорова и Петра Мстиславца, первым московским печатным двором и процессом книгопроизводства, а также другими ранними русскими   печатными изданиями.
        К мероприятию оформлена выставка, на которой представлена православная литература.

Дом, в котором нет книг,
подобен телу, лишенному души.
Цицерон

Открыл православный час настоятель храма Вознесения Господня отец Димитрий. Он рассказал собравшимся об истории праздника День православной книги, о значении православной литературы в жизни людей.

Далее мероприятие провела библиотекарь центра правовой информации Хохрякова Е.А.

Книга! Она ведет нас от познания первых несложных истин все дальше и дальше. С книгой каждый из нас может путешествовать намного веков вперед и намного веков назад, в историю. Но книга не только вовлекает нас в путешествие, учит, но и лечит. Издавна люди заметили положительное действие книги на здоровье и настроение человека. В настоящее время этот метод, получивший название «библиотерапия», широко используется. Начало методу положили первые церковные библиотеки. Книги религиозного содержания приносили верующим людям успокоение и надежду. Нашу встречу мы посвятим этому удивительному лекарству для души – книге.
Сегодня есть множество различных книг: от миниатюрных изданий до увесистых томов. Купить книгу может каждый, было бы желание. По статистике более чем у 80% населения дома есть не менее двухсот книг. В 21 веке это не удивительно, но когда-то было совсем по-другому.
Самые древние русские книги, дошедшие до нашего времени, относятся к 11 веку. Но рукописные книги существовали и раньше. Они пришли к нам с принятием христианства. Государству требовались хорошо подготовленное духовенство, а также грамотные люди для дипломатической, хозяйственной и иной деятельности.
Летопись 988 года указывает, что князь Владимир после крещения начал строить церкви, ставить священников, собирать детей у знатных людей и отдавать их на обучение. Особого размаха «ученье книжное» достигло при Ярославе Мудром. Школы открывались не только в Киеве и Новгороде, но и в других городах при монастырях и церквях. В них принимались дети, «достигшие седьмого лета».
История возникновения книг на Руси начинается с первых русских берестяных грамот, которые появились в Новгороде. В 863 году произошло величайшее событие: была изобретена славянская азбука. Именно тогда для выполнения великой миссии просвещения выбор константинопольского патриарха пал на двух братьев: святых равноапостольных Кирилла (до принятия монашества – Константина) и Мефодия, родившихся в греческом городе Солуни (сейчас он известен под названием Салоники) Отсюда и называют великих просветителей «Солунские братья». В 863 году Братья отправились в Моравию к князю Ростиславу, просившему прислать учителей, которые могли бы проповедовать на родном для славян языке. Кирилл и Мефодий с помощью своих учеников составили алфавит из 38 букв. Позднее учениками были добавлены еще 5 букв. Из 43 букв кириллицы 25 заимствованы из греческого алфавита, а 18 построены самостоятельно для передачи отсутствовавших в греческом языке звуков славянской речи. Так возникла первая славянская азбука. Кирилл и Мефодий перевели на славянский язык Евангелие, Псалтырь и другие священные книги.
Глаголица (от старославянского глагол – слово) – вторая славянская азбука. Она была распространена главным образом на западном побережье Балканского полуострова. До сих пор окончательно не решен вопрос о том, который из этих алфавитов является древнейшим. Большинство исследователей считает, что сначала возникла глаголица, а кириллица появилась несколько позднее, в результате возникновения более простого и более четкого начертания букв.
Для написания книг создавались специальные мастерские – скриптории, где переписывались самые важные манускрипты.
Процесс написания книг протекал так: писец сидел на табурете рядом с невысоким столиком, на котором располагались письменные принадлежности. Пергамент он держал на коленях. Перед написанием текста пергамент разлиновывался с помощью линейки и шильца, а с 16 века для линования листов стали применять рамку с натянутыми на нее нитями. Сушили чернила, присыпая их песком.
Слова в тексте не отделялись друг от друга. Когда переписчик хотел отделить одну часть текста от другой, он делал отступ от левого края страницы. На месте отступа он рисовал красной краской первую букву. Она была гораздо больше, чем все остальные, и из-за этого строка с отступом получила название красной строки.
На каждой странице летописной книги был красочный рисунок. Насыщенную синюю краску – вайду –  получали из одноименного растения, пурпурную добывали из морского моллюска, желтую – из крокуса, зеленую производили из меди и сока гнилых яблок.
Книги часто украшались серебром и сусальным золотом. Переплетом служили две доски, обтянутые кожей, иногда бархатом и парчой. К переплету прикрепляли выпуклые бляхи из металла (серебра, меди или золота). Некоторые книги помещали в оклад – своего рода футляр, серебряный или даже золотой. Его украшали драгоценными камнями. Создание рукописной книги занимало много времени, иногда несколько лет.
Естественно, что книги стоили дорого. Немногие люди могли позволить себе иметь книги в большом количестве. Но, несмотря на это, даже в крестьянской семье была хотя бы одна книга, чаще всего Библия.

Печатные книги возникли не сразу:
Писец переписывал каждую фразу,
Глаза уставали, дрожала рука,
И так продолжалось века и века.
На свете доли не было печальнее писца,
Не видя света белого, писал он без конца,
Без друзей, без жены, в одиночку
Он на строчку нанизывал строчку,
Перепишет всего пару книг,
И, глядишь, уже дряхлый старик.
Но тут, наконец, наступил этот срок,
Когда был придуман печатный станок,
И стала доступнее книга в сто крат,
И был человек очень этому рад.

Сегодня имя первопечатника известно всему миру – это немец Иоганн Гуттенберг. К сожалению, о нем самом мы знаем немного. Точной даты его рождения установить не удалось. 24 июня 1400 года принято условно считать днем  рождения великого изобретателя. Он был сыном богатого и именитого горожанина, контролера монетного двора. Любознательный Иоганн по-видимому с юных лет был знаком с химией, знал, что такое чеканка, литье, сплавы. В Эрфурстском университете он приобрел основательные познания в области латинского языка. Идея найти способ создавать более дешевые книги в необходимом количестве возникла у него еще в юности. Но только в 1440 году гениальное изобретение состоялось. Мастер набирает строчки из букв, вырезанных на концах деревянных столбиков. Столбики, просверленные с боков, связывает толстой нитью в строчку. Строчки отделяет друг от друга бортиками и размещает на общей доске. Страницу смазывает краской, сверху кладет лист бумаги и получает отпечаток.
Но радоваться было рано. Деревянные литеры были слишком большие, набухали от краски, портились. Отпечаток расползался. А литер требовалось очень много: на 16 страниц текста шло 40 тысяч букв.
Мастер попробовал вырезать буквы из металла – это оказалось очень трудоемко и дорого. И тогда Гутенберг приходит к мысли отливать литеры в специальной форме – матрице. Ученые считают это главным его изобретением.
Однако из отдельных литер ничего не напечатаешь, и изобретатель придумал, как составить из них и скрепить строку набора, как соединять набранные строки в страницу, чтобы она не рассыпалась при переносе на печатный станок.
Водяные краски не ложились на металлические литеры, и Гутенберг создал пригодную для этой цели жирную краску, которая давала четкий оттиск, не смазывалась и быстро сохла. Цвет шрифта в книгах, изготовленных по рецепту Гутенберга, до сих пор удивляет своей сочностью и силой.
В истории техники есть немало примеров тому, как какая-нибудь идея, мирно существовавшая на протяжении многих столетий в одной отрасли, перекочевывает в другую и здесь переживает период бурного развития. Нечто подобное произошло и с печатным станком. Такие станки были известны давно, но применялись для совершенно другой цели – для отжимки винограда и для изготовления бумаги. Гений Гутенберга заставил их служить другой цели. Его станок был не таким громоздким, работал быстро и безотказно.
Кстати, остатки первого печатного станка Гутенберга были найдены под слоем вековой пыли в подвале дома, когда-то принадлежавшего дяде изобретателя, там, где он устроил свою первую типографию.
До настоящего времени сохранился и фрагмент первого листка, вышедшего из-под печатного станка. Переплетчик использовал его для подкладки переплетной крышки. Историки установили, что напечатанный текст представляет собой отрывок из средневековой «Сивиллиной книги», описывающей картины Страшного суда. Размер этого листа всего 9х12,5 см.
К середине 15 века спрос на книги необычайно возрос. В них нуждались не только представители духовенства, но и преподаватели, студенты, школьники. И Гутенберг с воодушевлением принялся за печатание латинской грамматики и календарей. Почти все первые издания дошли до нас в небольших фрагментах. Они зачитывались до дыр, а попавшие в макулатуру листы использовали переплетчики.
С годами улучшалась техника печати, росли мастерство и вера в свои силы. Наконец наступил день, когда Гутенберг почувствовал, что ему по плечу издание большой книги.
Первым представительным изданием стала 42-строчная Библия, названная так по количеству строк на полосе. Такая работа требовала больших финансовых вложений, и мастер был вынужден одолжить деньги под проценты.
Работа заняла три долгих года. Знаменитая Библия сохранилась до нашего времени в 50 экземплярах. У книги есть одна важная особенность: печатная, она стремится походить на рукописную. В экземпляре Библии – 1282 страницы: два тома довольно внушительных размеров, примерно 40 х 30 см. Полиграфическим способом воспроизведен лишь текст, набранный в две колонки. Все украшения сделаны от руки. В каждом экземпляре они свои.
Главной целью изобретателя было сделать книгу более дешевой, чем рукописная. И все же печатная Библия Гутенберга была еще очень дорогой. Для нее требовалось очень много пергамента. Дорого стоила и работа художников. Отпечатав несколько десятков экземпляров на пергаменте, мастер стал печатать на бумаге.

На Руси типографии и печатание книг стали необходимостью во времена Ивана Грозного. Но книгопечатание было встречено в штыки, и считалось, что священная книга должна быть только рукописной. Слово же печатное признавалось происками лукавого. Царь принимал активное участие в организации первой типографии. Во главе типографии стал Иван Федоров – наиболее способный мастер первой московской печатни. Сведения о жизни печатников Ивана Федорова и Петра Мстиславца крайне скудны.
В 1550-х годах Иван Федоров был дьяконом церкви Николы Гостунского в Кремле. Биография Петра Мстиславца неизвестна.
19 апреля 1563 года Иван Федоров вместе со своим другом и помощником Петром Мстиславцем начал печатать «Апостол». 1 марта 1564 года первая, точно датированная московская печатная книга вышла в свет.
Источники и документы не дают ответа на самый важный вопрос: где и у кого обучались эти мастера трудному искусству изготовления шрифтов, набора и печатания? При изучении же напечатанных ими книг бросается в глаза мастерство печатников, следовательно, они прошли хорошую школу.
«Апостол» Ивана Федорова и Петра Мстиславца – замечательнейший памятник печатной книги. Это первая книга, вышедшая в Москве с полными выходными сведениями, благодаря которым известна точная дата, связанная с историей книгопечатания в России. По оформлению она представляет собой образец высокого типографского искусства. Текст «Апостола» набран ровным, красивым шрифтом, печатание производилось двумя красками  в два приема с поразительной точностью их совпадения. Орнаменты «Апостола» очень своеобразны и не имеют ничего общего с образцами орнаментов ранних рукописных книг. Несравненную красоту изданию придают 20 заставок, размещенных с повторениями на 46 полосах.
Влияние «Апостола» на последующее книгопечатание поистине огромно. Хотя в 16 веке в Москве было напечатано несколько книг с орнаментами различного стиля, ни одна из них не оказала такого влияния на позднейшую книжную графику, какую оказал «Апостол». Влияние это было глубоко и продолжительно  не ограничилось одной только Москвой. В Москве более ста лет оформление «Апостола» служило образцом для книжных украшений.
После «Апостола» Иван Федоров и Петр Мстиславе напечатали в Москве еще два издания «Часовника» - небольшой книги, употреблявшейся как в богослужении, так и при обучении грамоте. Первое издание закончено печатанием 29 сентября, второе – 29 октября 1565 года.
«Часовники» имели небольшой формат, напечатаны они тем же шрифтом, что и «Апостол», и скромно украшены маленькими заставками.
Высшая государственная власть в лице царя и митрополита покровительствовала распространению печатных книг. Однако  были и противники – профессиональные переписчики, которым книгопечатание наносило материальный ущерб, и некоторые церковники, встречавшие с суеверной подозрительностью всякое нововведение.
Вследствие этого Ивану Федорову и Петру Мстиславцу пришлось прекратить издание книг в Москве и переселиться на другое место.
Московские печатники нашли поддержку в Литве в лице феодала Григория Александровича Ходкевича. Он пригласил мастеров в принадлежавший ему город Заблудов и поручил устроить там типографию, чтобы печатать книги для православных церквей в Литве. 17 марта 1569 года было закончено «Евангелие учительное», отпечатанное привезенными из Москвы шрифтами. В отличие от московских изданий, книга имела отдельный титульный лист с подробным заглавием книги. На обороте помещен герб Ходкевича, а дальше следует предисловие от его имени, где он говорит о своем намерении расширить печатание книг для православных людей.
В следующем году Иван Федоров (уже без Мстиславца, переселившегося в Вильнюс) выпустил вторую книгу, «Псалтирь с Часословцем» (23 марта1570 г.). После его выхода Ходкевич решил закрыть типографию. Это решение сам Федоров объяснял болезнью и старостью Ходкевича, который, однако, не лишил его своего личного расположения и не хотел расставаться с мастером. Он предложил ему остаться в подаренной деревне и заняться сельским хозяйством. Но энтузиаст книгопечатного дела считал, что не имеет нравственного права променять его на спокойного существование мелкого помещика. Он решил отправиться на поиски такого места, где мог бы найти применение своим знаниям и продолжить деятельность печатника.
Так он оказался во Львове – главном городе Западной Украины. Однако средств на открытие типографии у него не было, и он долго и тщетно обращался  за помощью к состоятельным людям. Помощь ему оказали члены Львовского православного братства, общественно-церковной организации, которая и спустя 1,5 века после смерти Федорова продолжала выпускать книги.
Ровно через 10 лет после выхода московского издания «Апостола» 15 февраля 1574 года, вышло в свет повторное его издание, так называемый «Львовский Апостол» - первая книга, напечатанная на Украине.
В том же году Федоров напечатал «Грамматику славянского языка» - первую печатную книгу, имеющую учебное, а не церковно-служебное назначение.
Еще одна известная книга Ивана Федорова – «Острожская Библия», отпечатанная им в типографии города Острога. Специально для нее были изготовлены заставки в виде узких полосок с растительными орнаментами и множество инициалов прямоугольной формы. Обращают на себя внимание и мелкие наборные украшения в виде звездочек, листочков, ягодок, не встречающиеся в прежних изданиях Ивана Федорова. «Острожская Библия» внесла много нового и ценного в искусство оформления книги, но все же в отношении тщательности она стоит далеко позади первого произведения Федорова – московского издания «Апостола».

Значение деятельности московских печатников огромно. Их величайшая заслуга состоит в том, что они популяризировали и претворили в жизнь мысль о замене рукописного книгопроизводства механическим, сыграли большую роль в распространении русской культуры,сумели сохранить особенности характера московских изданий как со стороны языка, так и со стороны внешнего оформления. Возникшие в разных местах православные типографии использовали издания Ивана Федорова в качестве образцов.

Вот такой сложный и долгий путь прошла книга, прежде чем попасть к нам в таком виде, в каком мы привыкли ее видеть. Сегодня процессы изготовления книг автоматизированы, книгу к печати готовят с помощью компьютеров. Что же ждет книгу в будущем? Многие специалисты утверждают, что компьютер и Интернет сильно потеснят печатные издания. Этот процесс уже начался. Однако, скорее всего, они будут дополнять друг друга. Ведь если научную информацию удобнее и быстрее получать через глобальные компьютерные сети, то художественную книгу гораздо приятнее читать, держа ее в руках. Компьютер не заменит книгу так же, как книга не заменила речь, живое человеческое общение.

Для повторения и закрепления материала проводится викторина.

ВИКТОРИНА
1.    Кору какого дерева использовали на Руси в качестве писчего материала? (Кору березы – бересту).
2.    Как называется особый писчий материал, который изготовляется из тростника? (Папирус).
3.    В какой стране изобрели бумагу? (В Китае).
4.    Как называются листы, сделанные из тонко выделанной овечьей или козьей кожи? (Пергамент).
5.    Как называлась древняя форма книги, свернутая в трубку и написанная на папирусе? (Свиток).
6.    Какой город стал родиной пергаментных книг? (Пергам).
7.    Как звали двух известных братьев, составивших первую славянскую азбуку? (Кирилл и Мефодий).
8.    Назовите имя первого европейского книгопечатника. (Иоганн Гутенберг).
9.    Как называлась русская печатная книга, выпущенная в 1564 году Иваном Федоровым? («Апостол»).
10.    Как называется старинная рукописная книга? (Манускрипт).
11.    Как называется первая славянская азбука? (Кириллица).
12.    Библиотеку какого русского царя ищут до сих пор? (Ивана Грозного).
13.    Краткое изложение содержания книги – это… (Аннотация).
14.    Как называется перечень всех печатных единиц, имеющихся в библиотеке? (Каталог).
15.    Как называют любителя и собирателя редких и ценных книг? (Библиофил).

Список литературы.

1.    Основы информационной грамотности школьника: программа, занятия с учащимися 5-6 классов/ авт.-сост. И.Б. Горшкова, Л.Н. Захарова, Г.В. Ежкова.- Волгоград: Учитель, 2011. – 254 с.
2.    Урушкина Н.Ю. Люди высокого призвания// Читаем, учимся, играем. –  2007. – Вып.3. – С.13-17.
3.     Желтоножко Е.А. Восьмое чудо света// Читаем, учимся, играем. –  2009. – Вып.2. – С.13-19.
4.    Башурова Т.Н. Из кожи, глины и бумаги// Читаем, учимся, играем. –  2009. – Вып.2. – С.10- 12.
5.    Бесхлебникова В.А. Изобретатель книгопечатания// Читаем, учимся, играем. –  2005. – Вып.5. – С.36-41.
6.    Генералова В.Ф. От глиняной таблички к печатной страничке// Читаем, учимся, играем. –  2008. – Вып.2. – С.4-8.
7.    Россинская С.В. Кладовая мудрости// Читаем, учимся, играем. –  2008. – Вып.2. – С.9-10.
8.    Остапчук Т.Н. Дома жизни// Читаем, учимся, играем. –  2008. – Вып.2. – С.11-14.
9.    http:// www.detisavve.ru.
10.    http:// www.heritage-books.ru.


Информация предоставлена официальным представителем епархии



Лицензия Creative Commons 2010 – 2021 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru