Издательский Совет Русской Православной Церкви: Владимир Крупин: «Продолжайте говорить правду, давайте единственно правильную – православную оценку событиям»

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Владимир Крупин: «Продолжайте говорить правду, давайте единственно правильную – православную оценку событиям» 30.10.2014

Владимир Крупин: «Продолжайте говорить правду, давайте единственно правильную – православную оценку событиям»

Прозаик Владимир Крупин, лауреат Патриаршей литературной премии, выступил на радио «Радонеж».

Дорогой Владимир Николаевич, когда я слышу, что объявляют Вас ведущим в студии прямого эфира – уверен, что час эфира обещает быть насыщенным, ярким, напряженным, неравнодушным… Все наши слушатели всегда с огромной радостью встречают Ваши выступления на «Радонеже», в большинстве своем, они являются и читателями Ваших книг. На самом деле, Вы – один из тех авторов, которыми Радио «Радонеж» по праву гордится как одним из представителей «золотого фонда». Мы отмечаем 25 лет, несколько слов, пожалуйста, накануне этой значимой для нас всех даты…

- Дорогой Николай Владимирович, вот так получилось, что Вы меня, прежде чем представить, сразу оконфузили: «любезно согласился»… Как же я мог не согласиться, как же я мог не прибежать сюда, когда «Радонеж» - это огромная часть моей жизни. Но это и огромная часть жизни моей страны, Отечества. Это – то самое эфирное электронное пространство, которое объединяет нас, братьев и сестер. Чего стоит только ощущение, когда в прямом эфире ты читаешь списки имен о здравии, об упокоении. Я просто физически ощущаю эту молитву, которая творится, и она уходит далеко не безгласной в Небо! Это ощущение братства, неделимости нашей, уверенности в единстве – это огромное счастье!

Огромной заслугой «Радонежа» сегодня, я считаю то, что он теперь звучит круглосуточно. Вначале я даже немного как-то внутренне сопротивлялся тому, что передачи повторяются в эфире, а потом понял: это – правильно, это очень хорошо. Ведь кто-то, допустим, днем не успел услышать, кто-то послушает ночью, кто-то услышит утром – это прекрасно!

А какие у нас силы! Это же счастье, что наши слушатели могут задавать вопросы священникам: они, например, задают вопросы отцу Олегу Стеняеву, а потом – отцу Димитрию Смирнову. И как интересно следить за тем, как батюшки «расправляются» с этими вопросами, порой, очень простыми (как свечку ставить, какой рукой ее передавать), а подчас и сложными: о толкованиях ветхозаветных мест, например, - и вот, наши батюшки терпеливо все объясняют. А чего стоят толкования на Евангелия отца Александра Шаргунова!

Только что в эфире «Радонежа» прозвучал цикл «Записки игумении Таисии Леушинской», это же удивительно! Я же бывал в этом монастыре, бывал и на местах ее подвигов…

Недавно прослушал передачи Виктора Николаевича Тростникова – мне кажется, еще недооцененного философа нашего. Недавно прочитал и его книгу. Виктор Николаевич, если прочтете эти мои слова, я кланяюсь Вам за то обусловленное доказательство, что по-настоящему мудрый человек может появиться только в православном мире! В православном! Мы не против других религий, мы с уважением относимся ко всем представителям других религий, но Господь Иисус Христос – это Живой Бог, Который явился во плоти! И не религию Он принес нам, а великую веру, принес и образ жизни. В этом огромная разница наша с другими конфессиями.

Поэтому то, что Радио «Радонеж» эту спасительную мысль вселяет в умы людей – это очень ценно и значимо!

Я сердечно всех поздравляю с этой датой, по нынешним временам 25 лет – это вечность! Ведь как сегодня идет время… Сначала я даже ахнул: «Двадцать пять лет!.. Какой же я еще был молоденький, а как молоды были Никифоров, Родионов, которые делали тогда еще выставку о Царской Семье неподалеку от Новодевичьего монастыря…

Именно с тех пор и родилось Радио. И вначале оно работало как-то робко-робко, даже глушить его принимались, слышались какие-то хрипы в эфире, друг с другом мы советовались тогда, какой приемник купить, - так все было трудно… Но ожидание этого слова в эфире – оно, конечно, всегда нас и подбадривало, и окрыляло.

Где еще можно найти такую радиостанцию, на которой сотрудники получают мизерное жалование, которая все время объявляет в своем эфире о помощи… Я и сейчас всех призываю помочь «Радонежу» - эти деньги не пропадут! Ведь они не на дачу, не на крышу какую-то пойдут – они будут вложены в дело православной проповеди!

Владимир Николаевич, начало 90-х мы все воспринимали как время чистое, время энтузиастов, время востребованности Православия. Наши соотечественники устали от дефицита Слова Божия и, включившись однажды, Радио «Радонеж» 25 лет продолжает свою деятельность в российском эфире.

Да, Вы верно сказали, что мы в мире со всеми конфессиями, но – и православные люди это знают – Церковь, к которой они принадлежат, является «воинствующей». И даже простое слово Евангельской проповеди, произнесенное в эфире, всегда находится «на острие», и оно само по себе вызывает разделение. Ведь Господь сказал Сам: «Не мир я принес, но меч». И все мы (а особенно сотрудники радиостанции, которые опытно знают, чего это стоит) находимся в состоянии духовной войны. Как, в этом смысле, Вам кажется: не охладело ли наше общество сегодня к Православию (по сравнению с 90-ми годами прошлого века), не стали ли мы слишком «полированными», что ли, слишком равнодушными?

- Оно не то чтобы охладело, но Вы правильно отметили, что в те годы был особый порыв, тогда даже Ельцин «уцепился за свечку», понимаете? И Чубайс старался, чтобы не перекреститься правой рукой. Но все оказалось не просто, порыв порывом, а Православие – это образ жизни. Повторяю: образ жизни! А что такое православная вера? Это – жертвенность, это – отказ от личных благ, это – ощущение того, что ты будешь жить хуже других. И потом, вот это ощущение удивительное, которое я пережил, прочитав цитату у св. Николая Сербского: «Святость не уменьшает страданий, она их увеличивает». Ведь это же правда, и надо нам быть готовыми к этому!

А у нас до сих пор путают душевность и духовность. Душевно ты можешь вместе с другом пива попить на берегу (хороший разговор, душевно отдохнули, жен поругали, потом разошлись). А духовность – это нечто совершенно другое! Ответ на Ваш вопрос: конечно, тот порыв тактически был проигран, но стратегически мы выигрываем!

Сегодня некоторые люди понимают Православие как некую красивую обертку для того, чтобы хорошо прожить жизнь здесь, на земле. Нам часто звонят в эфир и упрекают за то, что мы не говорим о «главном» - не учим людей жить здесь, на земле. Как бы Вы ответили таким вопрошающим?

- Знаете, меня Г. А. Зюганов пригласил на преподавание курса «Литература в школе», они создали объединение «Русский лад». Они действительно делают сейчас добрые дела, так что в этом отношении я согласился, поддержал эту инициативу (тем более, что там были и другие уважаемые мною и слушателями «Радонежа» люди). Но как только доходит до идеологии, до того, за что они держатся – ни в какую. Они до сих пор полагают наивно, что человека можно с помощью идеологии сделать счастливым на земле.

Но повторяю, что Господь никогда и никому не обещал рай на земле, Господь никогда не призывал бунтовать против властей (из него делали то «врага Рима», то врага неких «олигархов» того времени), а Он был лишь врагом греха, врагом человеческих недостатков. Многие этого до сих пор не понимают, но уверен, что порядочные люди со временем придут к Богу.

Владимир Николаевич, Вы – известный писатель, положивший впоследствии начало «русскому православному реализму», если можно так выразиться. На Ваш взгляд, сегодня в православной литературе есть какие-то тенденции, которые могли бы обнадежить нас, взыскательных читателей? Потому что, ну что греха таить, подчас полки магазинов забиты книгами, которые могут быть так названы лишь по обложкам…

- Уже с конца 80-х, как привел меня Владыка Питирим в храм Воскресения Словущего, с тех пор, как я стал причащаться, у меня нет больше никаких вопросов и сомнений. И когда меня спрашивают: «Как Вы пришли к Православию?», невольно думаешь: «Да я от него и не уходил!» Отец и мать у меня из верующей семьи. Иконы в доме всегда были… Конечно, не всегда была возможность ходить в храм (в нашем селе вообще храм был сожжен), но православный взгляд на мир всегда существовал.

Вообще, когда говорят, что в советское время все мы были какие-то задерганные, зашоренные и безгласные – это все неправда. Когда читаешь, например, Рыбакова или Гроссмана, создается полное ощущение того, что я жил в другой стране.

Нищее детство? Конечно, была нищета… Конечно, ходили в лаптях… Конечно, ели крапиву и картошку… Но ведь было и безоблачное солнце! И дома не запирались! Из реки можно было пить в любом месте! А какое было ощущение счастья, братства! Меня в детстве пальцем никто не тронул!..

Именно поэтому, я считаю, для меня не было проблем стать православным писателем, причем особенно приятно писать для деточек. Я считаю, что поколения полтора-два мы точно уже упустили: нам надо успеть вернуть этих детей! Вот, для них я сейчас и пишу!

Что касается собратьев по перу, то они есть. И этому доказательство – Патриаршая литературная премия. Писатели есть у нас, и молодые, в том числе. Вот я полечу скоро на совещание молодых писателей Урала и Сибири (попросили выступить, рассказать им кое-что), так там тоже есть писатели – архангелогородские, вологодские, иркутские. Есть хорошая литература, но «серая масса» ее давит, конечно.

Но ведь посмотрите: эта дешевая отвратительная псевдо-литература постепенно уходит, во многом она уже схлынула с рынка.

Чем хороша Россия: она обольщается часто каким-то учением, какой-то ложной тенденцией (например, марксизм, большевизм, коммунизм), но первой из всех других стран выпутывается все-таки из этого морока. Поэтому и злобствуют враги: они видят, что мы в них разобрались! Мы и в этой «литературе» разобрались, и в американском «кино» разобрались! И поэтому православному человеку всегда будет мало суррогата: вот, вроде бы хлеб (и вид, и вкус, и запах), но сытости-то нет. Поэтому такая «литература» у нас долго не заживется.

Итак, отвечаю на Ваш вопрос: есть у нас православная литература!

Владимир Николаевич, что бы Вы хотели услышать на Радио «Радонеж», кого бы хотели пригласить в студию, что бы желали сказать нашим авторам и радиослушателям?

- Я думаю, Вы лучше меня знаете, кого пригласить в эфир, я из своего «окопа» все-таки не так много вижу, а «Радонеж» смотрит с высоты. Я бы хотел пожелать вам боевитости. Но ее начинают иногда истолковывать превратно. Скажу, что наша позиция гораздо сильнее. Когда говоришь правду, чувствуешь себя защищенным: если я говорю правду, чего мне бояться? Итак, продолжайте говорить правду, давайте единственно правильную – православную оценку событиям. Историческим, современным – с православной точки зрения. Всегда помнить о том, что «все ниспослано Богом» (как говорится в ежедневной молитве Оптинских старцев). И действительно, ведь все ниспослано Господом… Да, многое Он ниспосылает для нашего вразумления. А кем был Аттила? Бич Божий! Большевики? Бич Божий! Может, и сегодня Господь решил нас подстегнуть, а то мы вроде бы расслабились, слишком хорошо стали жить: все завалено православной литературой, иди, куда хочешь – в семинарию, в Академию… Может быть, поэтому нам надо «гаечки подтянуть», «подпоясаться потуже» и двигаться дальше!

Спасибо, Владимир Николаевич! Мы совершаем этот значимый для Радиостанции юбилей в год 700-летия Преподобного Сергия Радонежского, нашего Небесного покровителя. Просим мы и его молитв за всех нас и надеемся, с помощью Божией, сколько Господь позволит, продолжать и впредь наше служение!




Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru