Издательский Совет Русской Православной Церкви: Епископ Каменский Мефодий: Что читать постом? Размышления о чтении духовной литературы

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Епископ Каменский Мефодий: Что читать постом? Размышления о чтении духовной литературы  17.03.2014

Епископ Каменский Мефодий: Что читать постом? Размышления о чтении духовной литературы

Зачем перечитывать Евангелие, если ты, вроде бы, прочёл его уже много раз? Как воспринимаются в наше врем жития святых и поучения Отцов? Размышляет епископ Каменский и Алапаевский Мефодий.

Когда читаешь Евангелие, которое ты много раз читал, и как бы его уже знаешь… Впрочем, так же происходит и с другими книгами. Более того, было время, когда я записывал свои проповеди на диктофон, а потом слушал их как чужие: даже не помнил, о чём там дальше говорил. Поэтому надо каждый день напоминать себе, особенно, о самом главном.

Мы, например, не устаём каждый день принимать пищу, и у нас даже есть любимые блюда, которые нам не приедаются. Так и с духовной точки зрения должна быть духовная пища, которая не приедается, которая должна быть на духовном столе всегда.

Понятно, что это Евангелие, некоторые поучения Святых Отцов — тот, кто нам ближе по сердцу. Очень вдохновляет во время поста и вообще на духовную жизнь чтение житий святых.

Сейчас очень много жизнеописаний современных подвижников, которые жили почти в наших условиях или вообще в нашем мире. И это очень вдохновляет — подсказывает, как это конкретно может быть вот сейчас. Читать такие жития тем более полезно, что мы можем видеть места их подвига, можем там присутствовать — и у нас возникает особое чувство сопричастности.

Бывает, что подвижники не только сами писали или кто-то записывал их слова — но у нас есть их аудио- и видеозаписи. Хотя, конечно, такие материалы не могут заменить чтения. Чтение — это другой образ восприятия.

Но и чтением, в свою очередь, нельзя заменить молитву. Молитва — это то, что идёт из сердца, то, что внутри, а не то, что проходит сквозь наше сознание.

Очень важно понимать (и есть такое учение Отцов), что всё, что бы то ни было, мы понимаем по силе делания: чем святее мы живём, тем глубже понимаем книгу.

Например, книгу аввы Дорофея оптинские старцы перечитывали заново каждые три года. Потому что при духовной жизни через три года то, что ты уже читал раньше, начинаешь видеть совершенно иначе.

Да и вообще мир мы видим по-разному — когда мы дети, когда мы взрослые и позже — когда уже идём к исходу. Поэтому в контексте происходящего всегда можно найти что-то новое в том, что мы уже видели.

Но помимо усилия, которое мы вкладываем, когда читаем Евангелие, Дух Божий что-то вкладывает в нас. И не от нас зависит то, что мы поймём в момент, когда что-то читаем. Во многом это зависит от того духа, который заложен в книге.

Всякая книга, всякая мысль имеет свой дух, в Евангелии это — Дух Святый. И надо к этой Книге не только прикладываться, но и читать.


Подготовила Дарья Менделеева

Православие и мир




Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru