Издательский Совет Русской Православной Церкви: Куда исчез читатель?

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Куда исчез читатель? 06.08.2012

Куда исчез читатель?

Из самых разных источников мы слышим, что люди стали меньше читать. Один из первых вопросов: по сравнению с кем и с каким периодом меньше?

Отдельный вопрос: по каким критериям определяют читающих/ не читающих /меньше читающих?

И так ли уж долго длился период, когда читали многие и много? Сразу уточню, что сейчас меня интересует массовый читатель, а не увлеченные библиофилы. Конечно, читающие люди были всегда, но много ли их было до XX столетия, если вспомнить о количестве грамотных людей как таковых?

Когда школьное образование стало обязательным, а книги начали выходить миллионными тиражами, естественно, читать стали больше. Этому все способствовало: и умение читать, которым теперь обладали все, и общий уровень образованности, который стал, безусловно, выше по сравнению с более ранними периодами истории, и доступность книги.

Но как определить, больше, меньше или столько же люди читают? С помощью опросов? Выявляя знание прецедентных текстов? Анализируя посещаемость библиотек? Анализируя статистику по продаже изданий?

А нет ли здесь больших погрешностей при подсчетах? Вернее, учитываются (и делаются) ли необходимые поправки?

Слышу недавно от одного не очень близкого знакомого (не юного): «Я из всей литературы две книжки прочитал…» (называет два произведения русской классики). Весьма удивленная я: «Но ведь читать Вы, наверное, не по ним учились, читали же Вы что-то до этого…» В ответ: «Так я же про серьезные книжки говорю. А так фантастику, приключения читал, конечно…» Невольно подумала: «А что он ответил бы при опросе о чтении? Про те самые 2 книжки, совершенно искренне не считая нужным «добавить» в свой читательский багаж то чтение, которое сам он считает менее значительным, чем они?»…

Знакомство с прецедентными текстами, безусловно, показывает читательский кругозор, но и здесь есть свое НО… Когда в XVIII веке Н.И. Новиков издал «Опыт исторического словаря о российских писателях», там были сведения более чем о трехстах писателях. А многих ли из них знает читатель сегодняшний? Нельзя исключать, что что-то подобное происходит и сейчас: количество написанного, в том числе хорошего и качественного, объективно «накапливается» все больше: время идет вперед – в результате что-то из прецедентного для нескольких поколений постепенно может и перестать быть таким для поколений следующий, т.к. у них времени, памяти и т.д. не хватает на «охват» все того же объема прецедентных текстов, что у предыдущих поколений, и ещё значительного числа новых текстов.

Посещаемость библиотек и продажу изданий предлагаю анализировать «в связке».

Помните стихи про Скворцова Гришку, у которого жили-были книжки, а он их не берег?

А помните Гришку, уже взрослого, инженера? И

Побывал у них я дома,

Видел полку над столом.

Пятьдесят четыре тома

Там стояли за стеклом.

54 тома – это много или мало? Конечно, у Гришки ещё и шкаф книжный, возможно, где-то стоял, только в стихах об этом не написано… А возможно, у Гришки и всего 54 тома было… Много это или мало? Мало, конечно мало, по меркам современной домашней библиотеки. А вот по меркам того времени, вероятно, много.

Это годы, когда значительная часть людей живет в коммунальных квартирах и в общежитиях, а следовательно, значительную библиотеку просто негде разместить. Это очевидно. Понятно, что и сегодня живут, но тогда таких было больше.

К тому же Гришка (а на тот момент уже советский инженер), наверное, собирал свою библиотеку с нуля. Он, как известно, не сразу умел книги ценить.

При отсутствии книг в доме или при очень скромной домашней библиотеке читатель будет активно посещать библиотеку районную, городскую.

Но если у человека со временем появляется возможность собрать библиотеку домашнюю (есть свое достаточно просторное жилье, есть возможность приобретать понравившиеся и/или нужные книги), и эта библиотека станет большим хорошим собранием книг, то он может и перестать посещать муниципальную библиотеку: ему хватает домашней, к тому же свою домашнюю он пополняет постепенно. Он вовсе не перестал читать, он не потерял интерес к книге, но теперь его домашняя библиотека по тем направлениям, которые ему интересны, вполне может быть богаче муниципальной. У меня множество знакомых, у которых все произошло именно так. Все читали, ходили в библиотеки, а со временем собрали свою домашнюю. И эта домашняя библиотека сразу «лишила» нескольких читателей библиотеки муниципальные. Основной домашний собиратель книг библиотеку «комплектует», и этой библиотеки вполне хватает на семью. Здесь и старшее поколение найдет себе что-нибудь почитать, и супруг/супруга, и самые юные по школьной программе или просто по интересам. В таких библиотеках чаще всего уже собрана классика, поэтому дети берут её с полки и читают, а не едут за ней в библиотеку. Они вовсе не «совсем перестали читать, даже школьную программу», у них эти книги дома есть, поэтому идти за ними в библиотеку не обязательно. Если же нужной ребенку или взрослому книги в доме нет, то её стараются купить, потому что понимают, что она действительно нужна, и/или хотят иметь в своей библиотеке как можно более полную подборку изданий этой направленности. Я не хочу сказать, что так всегда и у всех. Но так очень во многих знакомых семьях.

Если же говорить о статистики продажи изданий, здесь тоже есть свои поправки. Увы, книги сегодня продаются не в самых удобных для истинного библиофила условиях. Огромные магазины, множество наименований, среди которых немало и не самой качественной литературы, звуковая реклама, объявления на весь магазин – в такой обстановке некоторые жанры неизбежно оказываются аутсайдерами. В первую очередь – почти вся поэзия.

Есть и аспект, связанный с уже имеющейся семейной библиотекой. Если в семейной библиотеке уже есть многотомник Н.В. Гоголя, например, купленный лет 30 назад, будет ли семья покупать ещё многотомник сейчас? Т.е. если классика уже почти вся собрана для домашней библиотеки ранее, будут ли покупать сегодня те же самые книги ещё раз?

Ещё аспект: особенности сегодняшних книгоиздания и книготорговли. Книги выходят небольшим тиражом, потому что есть цель распродать как можно быстрее. Но при таком тираже очень часто приходится экономить на подготовке издания в самых разных направлениях, а это сказывается на качестве… Поэтому далеко не всегда в продаже есть издание желаемого уровня. А многие книги, многие авторы давным-давно не переиздавались. Купила бы – но в продаже нет, не издается…

Почему ещё читают меньше? Возможно, потому, что больше стало профессий, при которых глаза устают от монитора, и читать много просто тяжело. Возможно, потому что современный человек должен усваивать множество информации из самых разных источников, и всю её он просто не может удерживать в памяти; он уже нередко не имеет времени искать информацию в бумажных источниках, вникать и вчитываться. Информация ему нужна быстро…и нередко ненадолго, потом можно забыть, т.к. надо осваивать ещё что-то.

Нельзя сбрасывать со счетов и способ добраться до работы. В метро, в электричке человек читает, за рулем – не может. А количество личных автомобилей заметно увеличилось. Вот за счет этого, вероятно, чтение весьма сократилось.

Исчез ли читатель? Нет. И не исчезнет. Прекращают ли люди читать? Нет конечно. Наверное, если учесть увеличивающийся книжный ассортимент при сокращении книжных тиражей, стоит ожидать сокращения количества прецедентных текстов, «обязательных» для всех, большей «читательской свободы».


Валентина Курицина




Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru