Издательский Совет Русской Православной Церкви: Читательский спрос и предложение для читателя

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Читательский спрос и предложение для читателя 08.02.2012

Читательский спрос и предложение для читателя

Известно мнение, что спрос рождает предложение. Всегда ли так? Вернее, а что порождает сам спрос? Может ли возникнуть устойчивый спрос на что-то, с чем человек почти незнаком? Может ли возникнуть устойчивый спрос на то, что человеку не встречалось? Или на самом деле во многом предложение предшествует спросу? Или даже так: предложение присутствует, а задача рекламы – убедить потребителя, что у него есть спрос именно на это?

Почему сейчас об этом? Мне кажется, есть смысл поговорить и о читательском спросе в этом контексте.

Каждый день мы слышим, что люди не читают, что интерес к книге падает.

А что же с предложением? И кто из них «первым начал»?

Начну с ситуации в крупных городах. Крупные, чаще сетевые книжные магазины, довольно высокие цены на книги. И всё же ограниченный ассортимент. Конечно, весьма немалый, а всё же далеко не всё, что человек хочет прочесть, сегодня можно купить. Многое незаслуженно забыто, многое так и не найдено, что-то издается «в пересказе». Т.е. нет ситуации, при которой при наличии достаточных средств человек мог бы купить себе или ребенку любое произведение, которое хотел бы прочитать.

Что касается цен, то, справедливости ради, особо подчеркну, что в крупных городах весьма доступные по цене и качественные книги найти и приобрести можно. Но это тот самый случай, когда в книготорговле нужно хорошо ориентироваться, знать магазины с оптимальными ценами, издательства, знать, на что внимание обращать. Но чтобы всё это знать, нужно быть и читателем со стажем, и покупателем книг по стажем. Если же это не так, книги могут быть не всегда доступны по цене.

Жаль, что исчезло довольно значительное число отдельных небольших книжных в микрорайонах. В больших книжных глаза разбегаются, наименований множество, нередко звучит реклама или информация… В такой ситуации не каждая книга окажется замеченной. Кроме того, специалисты отмечают, что при такой системе книготорговли есть совершенно явные направления-аутсайдеры и жанры-аутсайдеры.

В больших городах людям доступны библиотеки, и книжный голод может быть утолен, даже если бюджет семьи очень и очень скромный.

В больших городах больше развиты информационные технологии, используются электронные книги, планшеты. Иметь «библиотеку в кармане» здесь больше шансов.

Предложение здесь есть. Но ведь и спрос здесь выше: значительная часть изданий сразу и расходится в крупных городах. Конечно, хотелось бы, чтобы он был направлен на полезные и качественные издания. И, сколько сейчас ни вспоминаю, не могу вспомнить ни одной квартиры своих знакомых, где не было бы книг.

Совсем иная ситуация, например, во многих городах-курортах. В теплый сезон туда приезжает огромное количество людей, а книжного предложения для них практически нет, как нет его (очень мало), видимо, и для местных жителей круглый год. Чтобы был спрос на книгу, спрос на чтение, эта книга должна быть доступна. Что толку, если у меня есть спрос на книгу, на чтение, а удовлетворить свой спрос я не могу, т.к. на всем доступном мне территориально пространстве книги не продаются, ни взрослые, ни детские? Библиотек немного, они совсем небольшие. И вряд ли они были бы доступны всем приезжающим. А во многих гостиницах библиотек, увы, нет, даже очень скромных.

Если коснуться вопроса о детском чтении, то, чтобы ребенок полюбил чтение, ему должны читать, чтобы ребенок захотел и попросил книжку, у него должны быть книжки и он должен видеть перед собой книжку. Нужно осознавать, что поведение значительной части родителей в этой области будет «полевым», т.е. если они будут слышать о книгах и в продаже поблизости будут хорошие книги, они их детям купят, насколько средства позволят. А если родители будут слышать не о книгах, а о чем-то ещё, а книг поблизости просто не будет, то увы… Далеко не каждая мама из небольшого населенного пункта, где хорошие книги не купить, способна поехать за ними далеко, найти и заказать и т.п. Поэтому если около ребенка книг нет, то как же ему захотеть и полюбить книгу?

Помните, как нередко в кондитерских отделах раскладывали товар? Конфеты, печенье, пастилу, чай на полках и в глубине, а шоколадки – в отдельной широкой низкой витрине, которая выдается вперед, а по высоте как раз такая, чтобы и дошкольники эту витрину видели. Надо ли кому-то объяснять: зачем? Ребенок увидит и попросит купить.

Но ведь и с книгой то же самое. Чтобы её захотеть, её надо увидеть. Чтобы попросить родителей купить, чтобы просить её в подарок, её надо увидеть. А где увидеть, если предложение в этом вопросе оказалось весьма ограниченным?

Ещё ситуация. Уже не Московская область, другая, но буквально самая граница с Московской областью, т.е. это не глубинка даже. Юридически – часть города, реально – большое село. Лет 20 назад библиотека располагалась посреди села, т.е. мимо неё ходили все жители. Вряд ли там был очень богатый фонд, но моя подруга, которая жила в этом населенном пункте, пользовалась этой библиотекой постоянно, время от времени я ходила с ней. Читали друг другу вслух даже. Дома книг у моей подруги было очень мало, а библиотека выручала.

В километрах 2–3 в сторону была ещё одна библиотека. Ещё дальше – библиотека покрупнее и книжный магазин. Магазин был небольшой, но книги там встречались разные, собрать скромную библиотеку можно было.

Что сейчас? Я долгие годы считала, что ближайшей библиотеки вообще больше нет. Случайно обнаружила на первом этаже одного из домов дверь с надписью «Библиотека» и графиком работы будни с 10 до 17. Интересно, кто вообще туда успевает при таком графике работы, даже если он библиофил настоящий? Были будни, где-то середина дня. Толкаю дверь – закрыто.

Книжный магазин в нескольких километрах от нас торгует в основном не книгами, а трикотажем и парфюмерией. Скромный книжный ассортимент там тоже сохранился: в основном учебники, «решебники» и детективы. И в ближайшем районном центре ассортимент книг весьма ограниченный.

Вот такое предложение есть у местных жителей и у тех, кто приезжает летом туда на дачу. Откуда взяться спросу, если другого ничего сегодня не предлагают? Откуда взяться спросу особенно у ребенка, когда ему просто негде увидеть красивую, хорошую книжку и захотеть её?

И всё это при том, что мы так часто слышим, что люди не читают, а на одном из телеканалов в сюжете о библиотеке как-то между строк сквозила мысль, что посетители традиционных библиотек – чуть ли не «раритет».

Вот так загадочно и многослойно перемешались спрос и предложение. И мне кажется, что, если бы доступное предложение в области книготорговли стало ближе множеству людей, то и спрос на книги увеличился бы с их стороны. Чтобы человек приблизился к книге, книга тоже должна приблизиться к человеку, хотя бы в начале пути.


Валентина Курицина




Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru