Издательский Совет Русской Православной Церкви: Как научить ребенка любить книгу?

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Как научить ребенка любить книгу? 09.11.2011

Как научить ребенка любить книгу?

После появления размышлений Ирины Шеповаловой О детских книгах на сайте Издательского Совета наши читатели попросили автора, маму пятерых детей,  поделиться опытом, как научить детей любить книгу.

Как научить ребенка любить книгу? Я могу поделиться тем, как это получилось у нас, сначала при трех малышах, почти погодках, а затем и с «командами» старших и младших.

Книги у нас были постоянно. Когда заканчивались свои, нам отдавали тоненькие «советские» книжки огромными пакетами. Но, к сожалению, долго сохранить их мы не могли. Когда приблизительно к двум годам старший из детей начинал относиться к книгам бережно, «на помощь» приходил младший, которому это было сложно даже чисто технически: координация подводила. И интерес был другой: хотелось на вкус и на ощупь попробовать яркие и привлекательно шуршащие страницы.

Потом мы приняли с мужем «историческое решение»: даже при нашем хроническом безденежье девяностых обязательно покупать раз в месяц по одной новой книжке. Не всегда получалось, но старались придерживаться этого правила.

Очень выручали библиотеки. Если прочитанная книга оказывалась совсем «нашей», становилась любимой, тогда при первой возможности покупали такую же в домашнюю библиотеку.

Читала детям в основном бабушка, всю жизнь проработавшая педагогом и не испытывавшая никакого дискомфорта при длительном чтении: сказывался профессиональный навык. Где-то лет с двух старшего сына и до самой её кончины основным её занятием с внуками было чтение. Весьма внушительный по объёму двухтомник Носова про Незнайку, например, был выразительно прочитан и со вниманием выслушан за четыре дня. При этом сыновья могли заниматься своими делами, но стоило ей замолчать, как они просили продолжать чтение. Мама читала замечательно, в лицах, выразительно, даже если читала уже очень долго или, по просьбе детей, одно и то же. Я тоже любила заниматься домашними делами под такую чудесную домашнюю «радиокнигу». Домик у нас в то время был маленький, слышно было отовсюду.

В те дни, когда бабушка не приходила к нам, обязанность читать переходила ко мне. Я не педагог, навыка говорить непрерывно у меня не было, поэтому приблизительно после двух глав какой-либо книги перехватывало горло, я сипла или ещё того хуже – засыпала.

Пока один из детей был младше остальных, где-то до полутора–двух лет, сначала нужно было рассказать что-нибудь очень простое для него, чтобы потом спокойно читать длинное и увлекательное для остальных. Это было обязательным условием, иначе младший обижался и всячески пытался обратить на себя внимание. Но после с чувством, с толком, с расстановкой рассказанных «Курочки Рябы», «Колобка», «Репки» до года и «Лисы и зайца», «Маши и медведя» и «Трех медведей» и т.д. для подросшего малыша можно было начинать чтение старшим. В «переходном возрасте» от совсем карапузов и до внятно рассуждающих малышей очень нравились нам длинные стихотворения Маршака, Чуковского, Михалкова. Однажды муж был введен в заблуждение двухлетним сыном, когда увидел его внимательно смотрящим в книжку и вдохновенно и выразительно декламирующим «на площади базарной, на каланче пожарной, круглые сутки – дозорный у будки, поглядывал вокруг, на север, на юг…». Дитенок переворачивал страницы ровно в том месте, где было положено по тексту.

Так четко укладывались в голове практически все стихотворения наших классиков детской литературы, что нередко совсем нехарактерно для очень многих современных стихотворений для детей.

Иногда старшие так любили какую-нибудь сказку или рассказ, что тут спасала нас только бабушка, читавшая по просьбе полюбившуюся книжку по три–четыре – сколько попросят – раз подряд. Стоило ей ошибиться в каком-то слове – малыши тут же её поправляли, потому что давно знали все наизусть.

Меня на такие «подвиги» зачастую не хватало. А когда бабушка умерла, мои старшие уже были законченными «книгоманами». А поскольку бабушкиной закалки у меня не было, дети нашли выход из положения: меня поили горячим чаем по первой жалобе на то, что я осипла, и тут уж хочешь не хочешь – приходилось читать, пока не заснет кто-нибудь из слушателей.

Носов, Драгунский, Велтистов, Сотник, Токмакова, Линдгрен, Лагерлеф – страницы не хватит перечислить всех авторов, которых мы до сих пор любим и теперь читаем уже младшим. Событием стало для нас открытие «Хроник Нарнии» Льюиса. Весной умерла наша «главная домашняя сказительница», самому старшему сыну только исполнилось девять, среднему было семь с половиной, младшему из старших – шесть. С пятимесячной дочкой под боком иногда прямо на полянке возле дома целую волшебную неделю я читала моим мальчишкам «Хроники». С тех пор они сами, взрослея, постоянно перечитывали её. Они и до знакомства с Льюисом уже самостоятельно брались за книги. Но именно «Хроники Нарнии» для нас стали тем рубежом, за которым в свободное время без книжки я своих детей уже не видела, хотя вслух и для всех мы читаем до сих пор. Интересы, конечно же, распределились по-разному. Один читал исключительно познавательную литературу, другой предпочитал книги с лихо закрученным сюжетом и счастливым концом, третий читал все подряд, но охотнее всего – исторические романы, которые потом вдохновенно пересказывал.

Для моих старших детей не проблема, а удовольствие почитать малышам, когда я этого делать не могу.

У нас всегда шумно. Но бывают моменты, когда все сделано, на улице льет дождь и идет снег. И тогда мы читаем. Либо вслух, либо каждый что-то свое. Особенно уморительно выглядят малыши, уткнувшие носы в книги. Эти минуты не заменить ничем. Даже совместным просмотром самого хорошего фильма.

Нет, наверное, какого-то волшебного рецепта, как сделать чтение необходимым для ребенка. Если в семье читают, дети не будут чураться книг. Если семья не читающая, возможно, близкий и авторитетный для ребенка человек может помочь ему в этом.


Ирина Шеповалова, Алтайский край






Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru