|
||||
|
07.10.2011
Что читали прапрадедушки?Посреди житейских дрязг самого печального свойства, которыми, к сожалению, так богато наше время, взор мыслящего человека с утешением останавливается на проблесках света, прорезывающих со временем затянутый черными тучами горизонт. Это одна из отрадных сторон жизни. Иначе было бы грустно, слишком грустно видеть, как повсюду несправедливость, ложь, злонамеренность и эгоизм силятся внести свой яд в среду человеческих обществ. Было бы тяжело сознавать, что правда, бескорыстное служение человечеству, братская любовь с упорством отвергаются, покрываются позором и нередко изнемогают в бесплодной борьбе с людскою злобой. К счастью, жизнь представляет нам часто торжество добра и истины, и эти-то явления дают нам возможность дышать свободнее. Звучит очень актуально и современно, не правда ли? Вот такие слова встретились в журнале «Вологодские епархиальные ведомости» за 1866 год. Мы уже рассказывали на нашем сайте о нескольких журналах, которые могли читать наши прапрадедушки и прапрабабушки примерно 150 лет назад. Сегодня мы предлагаем читателям материалы ещё о двух журналах: «Мирской вестник» и «Духовная беседа» с «Церковной летописью». Содержание книжек журнала «Мирской вестник» регулярно печаталось в «Вологодских епархиальных ведомостях» вместе с объявлением о выходе очередной книжки журнала. Народный журнал «Мирской вестник» 1866 год, шестая книжка. Содержание Заявление верноподданических чувств по поводу события 4 апреля 1866 года. Отд.I. Правительственные распоряжения Вести из губерний: Приговор прихожан Чарнянской Свято-Покровской православной церкви. – Мирской приговор крестьян собственников Полужской волости. – Общественная торговля питьями. – О найме фельдшеров в волостях крестьян Миусского округа. – Пожертвования членов Тверской губернской управы. – Пожертвование. – Русские переселенцы в западном крае. Отд.II. Страдания Христа Спасителя (стих.) Крестьянин Михаил Жидов. Патриарх Авраам – праотец народа Еврейскаго (с 1 рис.) Б. Страхов Уважение древних христиан к святым храмам Д. Рождественский Содействие православного духовенства к устройству народных школ Восстановление православия в Западнорусском крае В.Кушковский Отд.III. Из села Еменец. Волостной писарь М. Родзевич Народные библиотеки или читальни. В. М-кий Полезное предостережение. Крестьянин С. Дерунов Советы крестьянам о сохранении здоровья Об уходе за лошадью (окончание) В.Щ. О разведении хмеля З.Г. Рассказ путешественника (с 1 рис.) Ю Марков Отд.IV. Чувство русского (стих.) В. Шмитановский Боярин Матвеев (историческая повесть) (с 1 рис.) Отд. V. Разные известия: Новый фургон. – Новейшие наблюдения над саранчой. – Сушеная рыба вобла. – Разведение каперсового дерева в южных губерниях России. – Горный хрусталь на Волыни. – Признание в поджогах. – Замечательная долговечность. – Кулачный бой. – Как узнавать присутствие родников в земле. – Покражи в Галичском уезде. «Мирской вестник» выходил тогда четвертый год, и вот что писал редактор-издатель А. Гейрот о планах редакции на следующий, 1867, год: «Цель журнала «Мирской вестник»: содействовать первоначальному научному самообразованию, основанному на нравственных началах и религиозных истинах православной веры. Для достижения этой цели в журнале постоянно помещаются статьи, разъясняющие обязанности человека как христианина, изъясняется великое значение св. Таинств, предлагаются вразумительные церковные поучения на различные случаи жизни и проч. Из статей же научного содержания помещаются в журнале преимущественно те популярно изложенные статьи, которые могут способствовать умственному развитию, а вместе с тем и самообразованию. Кроме того, журнал «Мирской вестник» постоянно знакомит читателей с многоразличными проявлениями крестьянской деятельности, как в общественной жизни и крестьянском самоуправлении, так и в домашнем быту крестьян, своевременно передает также известия о всех важнейших современных событиях в России, сообщает сведения о новейших изобретениях, технических примечаниях и научных открытиях и проч. Журнал «Мирской вестник» с пользою принят во многих народных школах, так как, согласно Высочайше утвержденной программе, целью этих училищ было поставлено: утверждать в народе религиозные и нравственные понятия и распространять первоначальные полезные знания, та же цель положена и в основание журнала «Мирской вестник». Кроме того, по рассмотрении в Ученом комитете Министерства народного просвещения, а также Министерства государственных имуществ журнал «Мирской вестник» одобрен и признан полезным для распространения в сельских и приходских училищах означенных ведомств». Редактор журнала «Духовная беседа» с «Церковной летописью» протоиерей И. Яхонтов рассказал читателям о планах журнала на 1867 год: «Духовная беседа», благополучно оканчивая десятый год своего существования, готовится, с надеждою на помощь Божию, продолжать свое дело служения св. Церкви и в 1867 году. Программа и направление её остаются неизменными. По-прежнему она будет выходить каждую субботу в двух отделах, как бы в виде двух еженедельных журналов. Первый, под именем собственно «Духовной Беседы», будет заключать в себе статьи по всем отраслям духовной науки и жизни. Цель этого отдела, соответственно самому названию его, поддерживать дух веры и благочестия, любовь и повиновение к св. Православной церкви. На будущее время редакция «Духовной беседы» надеется, по мере возможности, подавать свой голос и о современных вопросах в духовной науке и церковной жизни. Во втором отделе журнала, имеющем особое название – «Церковная Летопись», отдельный счет страниц, шрифт и характер статей, будут помещаемы на первом плане статьи официального характера: Высочайшие рескрипты, грамоты, манифесты и указы, распоряжения и указы Святейшего Синода, сведения, сообщаемые из канцелярии г. обер-прокурора Святейшего Синода. Этот отдел «Церковной Летописи» есть собственно и почти единственно-официальный; количество, содержание и самое изложение его статей не зависят от редакции. Такой же характер имеют и статьи (весьма немногие и общеинтересные), сообщаемые для напечатания их санкт-петербургской духовной консисторией. Во всем прочем статьи «Духовной Беседы» и «Церковной Летописи» лежат на ответственности редакции и могут подвергаться суду читателей. Говорим и торжественно заявляем это, потому что не раз статьям и корреспонденциям частных лиц, напечатанным в нашем журнале, приписывали не только у нас, но и за границей официальное значение. «Духовной беседе» в иностранных газетах давался несоответствующий ей эпитет GazetteofficeelleduSainteSynode. Под третьей рубрикой «Церковной Летописи» помещаются сведения о церквах и вероисповеданиях заграничных. Читатели видели уже здесь корреспонденции из Иерусалима, Константинополя, Рима, Мадрида, Женевы и проч. На будущее время постараемся, чтобы этот отдел приобрел ещё большую полноту и занимательность. Особого улучшения требует четвертая рубрика – библиография и критика духовных книг; и этот недостаток будет, по возможности, восполнен, как относительно русских духовных книг, так и иностранных. Пятый отдел «Церковной Летописи», под общим названием Смесь никогда не имел недостатка в материалах. Внутренняя корреспонденция из разных местностей России, от Соловецкого острова до Херсониса Таврического, от Забайкалья до Закавказья, выдержки (очень редкие) из других газет и журналов, заметки и объявления составляют неистощимый материал для смеси. Впрочем и относительно всех других отделов журнала можно сказать, что редакция никогда не встречала затруднения в недостатке статей, благодаря усердию своих сотрудников».
По материалам «Вологодских епархиальных ведомостей» за 1866 год. Составила Валентина Курицина |
|