Издательский Совет Русской Православной Церкви: Духовные основы предпринимательства

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Духовные основы предпринимательства 15.07.2011

Духовные основы предпринимательства

Автор - Ольга Георгиевна Леонова, доктор политических наук.

Каждой цивилизации присуща своя этика и нравственность, определяемая содержанием господствующей в обществе религии. Поэтому и в предпринимательской деятельности можно выделить её неэкономический аспект.

Нравственность и экономические интересы, побудительные мотивы предпринимательской деятельности не антагонистичны друг другу, их наличие и взаимодействие необходимы для эффективного функционирования общества.

Как оценивает Священное Писание хозяйственную деятельность вообще? Хозяйству и хозяйственной деятельности там дается определенная морально-этическая оценка. В Евангелии говорится, что «человек будет жить» и «всяким словом Божиим», и «хлебом земным» (Мф. 4,4). Известны также слова Христа, обращенные к книжникам и фарисеям, (которые были слишком заняты сбором десятины и не радели о суде, милости, вере и любви): «сие надлежало делать, и того не оставлять». (Мф. 23, 23; Лк.11, 42). Эти слова свидетельствуют о том, что хозяйственная деятельность не отрицается вообще, но следует различать её целенаправленность. Концентрация только на ней, целеполагание жизни только в «бизнесе» деформируют систему ценностей человека, личность подчиняет свою жизнь решению сиюминутных проблем и теряет перспективу Вечности. В этом случае вера, если она еще есть, уходит на второй план и сводится только к формальному выполнению обряда. Об этом говориться в Священном Писании: «Где сокровище ваше, там и сердце ваше будет» (Мф. 6, 21; Лк. 12, 34).

Если такой деформации нет, то нормальная деловая активность считается вполне естественной: это основа трудового домохозяйства, необходимого для жизни семьи и общества. Однако эта активность не может быть единственной и достаточной жизненной целью христианина. («Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мф. 16, 26)).

На протяжении многих веков российское предпринимательство развивалось под влиянием духовных основ, духовной среды православной культуры. Духовные основы российского предпринимательства закономерно вытекали из историко-хозяйственных традиций страны и из своеобразного понимания хозяйства вообще, собственности и труда как духовно-нравственных категорий. Система ценностей, напрямую вытекающая из Православия, во многом определяла поведение представителей торгово-промышленного класса и лежала в основе их деловых взаимоотношений. Не случайно именно в России получило распространение такое явление, как заключение сделок посредством честного слова, скрепленное не подписью и печатью, а крестным знамением.

Расцвет российского предпринимательства начала XX века был связан с деятельностью нескольких поколений русского купечества. Развивая свое дело на самом современном уровне, занимаясь бизнесом, они ставили перед собой задачу его религиозного осмысления. Очевидно, отсюда идет их понимание необходимости и улучшения жизни народа, его просвещения и образования, поддержки культуры, науки, искусства и содействие этому.

Для большинства русских предпринимателей благосостояние, обогащение, личный успех не были чем-то самодовлеющим. Большинство из них вышли из крестьянской среды и были православными христианами по своему воспитанию и семейным традициям. Поэтому русское купечество, представлявшее собой нарождающийся класс российских предпринимателей, прилагало громадные усилия для решения в большей степени задач гражданской направленности, нежели для личного обогащения. Это объяснялось тем, что, будучи выходцами из крестьянства, русские предприниматели унаследовали и его христианский дух. Этот дух был закреплен на генетическом уровне нации и определял содержание национального сознания. Он оказался достаточно стойким и проявлял себя в новых поколениях предпринимателей. Поэтому и в ХХ веке определяющим оставался «чисто русский» тип капиталиста. Это были потомки отцов-основателей известных купеческих фамилий, вышедших из крестьян, сочетавшие в себе патриархальный тип хозяина с европейской культурой. Среди них известнейшие в предпринимательской среде фамилии: Морозовы, Корзинкины, Рябушинские, Бахрушины и другие, чьи отцы или деды пришли в столицу из деревень с котомками и в лаптях. Ставшие потом миллионерами, в быту они сохранили прежний уклад жизни. Основы их мировоззрения и морали покоились на религиозных началах. Об этом пишут в своих воспоминаниях их потомки и современники.

Православная этика предпринимательской деятельности сильно отличалось от этики протестантской. Западное предпринимательство опиралось на постулаты протестантского вероучения, в частности на догмат богоизбранности и безусловного предопределения к спасению. Протестантская этика хорошо приспособила предпринимательскую деятельность к узким целям комфортабельного существования. Протестантизм выступал двигателем капиталистического развития на Западе, он оправдывал и теоретически обосновывал жажду наживы и обогащения.

Православная этика предпринимательской деятельности была чужда подобным идеям. Это происходило потому, что Православие менее других религий подлежит приспособлению к нуждам земного благополучия. В противоположность протестантской этике Православие выработало собственный эталон хозяйственного рационализма. Православное по духу предпринимательство исходило из более высоких нравственных критериев, что отразилось на деловой сфере. В противоположность протестантскому «предопределению ко спасению» и «оправданию верой», этической нормой Православия было хождение перед Богом с мыслью об ответственности перед Ним. Для православного человека сам по себе успех предпринимательского дела и величина приносимой им прибыли еще не является доказательством его этического оправдания и богоугодности. «Краше быть в праведном убожестве, чем в неправедном богатстве» – учил «Домострой», и русские купцы старались следовать этой заповеди.

Но уже в конце XIX века, когда капитализм в России стал перерождаться в финансово-монополистический, стал меняться и состав предпринимателей по вероисповеданию и конфессиональной принадлежности. На арену экономической деятельности вышло новое поколение купечества, тесно связанное с развитием промышленного капитализма.

По мере складывания смешанных финансово-промышленных групп постепенно меняется и весь спектр социального поведения, культурных ориентаций, нравственных приоритетов предпринимателей. Поэтому предпринимательство в России уже не было однородным. Таким же противоречивым был образ российского предпринимателя как в воспоминаниях современников, так и в художественной литературе. Об этом говорят его различные грани: тяжелый самодур и тонкий меценат, эксплуататор, тиран и благородный радетель об общественном благе, благочестивый христианин и безбожный обманщик. Эти противоречивые и, на первый взгляд, взаимоисключающие характеристики оказываются равно присущими общей системе российской культуры, образующей сложную иерархию ценностных ориентаций и поведенческих стереотипов.

В российском предпринимательстве к началу ХХ веку уже имелась определенная группа бизнесменов, ориентированная на западный капитал и входившая в финансово-кредитные союзы и группы. Но большинство российских предпринимателей по-прежнему были проникнуты христианским миросознанием во всей его полноте и в противоположность либеральной интеллигенции того времени ощущали связь с Православием и старались свято выполнять евангельские заповеди. Получая образование за границей, они черпали там заряд энергии неприятия западной деловой этики и морали и недовольства ею. Возвращаясь на Родину, они энергично приступали к реализации намеченных планов, используя накопленные за рубежом знания.

С таких позиций христианской этики и нравственности прибыль, хотя и выступала важнейшим условием в конкурентной среде, не являлась главной целью, а рассматривалась как средство выживания предприятия. Разумеется, все понимали, что прибыль необходима, без неё бизнес не может выжить. Но утверждение «прибыль является целью бизнеса» равно утверждению, что цель жизни человека – дышать, ибо без дыхания мы не можем жить. Предприниматели-христиане не воспринимали прибыль как конечную цель жизни и главную задачу бизнеса. Прибыль была для них лишь средством для достижения других целей. Прибыль обеспечивала вознаграждение работников, являлась источником для финансирования общественных проектов, создавала возможности для роста производства. В мире бизнеса прибыль – один из показателей эффективности и производительности. Но для предпринимателя-христианина прибыль была средством служения обществу, а не самоцелью. Увеличение прибыли означало возрастание ответственности перед обществом. А рост прибыли открывал предпринимателю многочисленные возможности служения обществу и ближнему.

Так, одной из наиболее устойчивых и престижных традиций российских предпринимателей была активная патриотическая поддержка государства в периоды войны. Собственно предпринимательская и связанная с ней благотворительная, социальная деятельность воспринималась как долг перед обществом.

Идеология служения в дореволюционной России была доминирующей. Государственное служение традиционно было привилегией дворянства, в то время как купечество, фабриканты, крестьянство руководствовались идеей общественного служения. Целью своего служения они считали расширение своей хозяйственной деятельности, наращивание собственного богатства как части общественного благосостояния. Развитие экономики, национального хозяйства превращалось в общественно значимое дело.

В ХХ веке начался новый этап формирования в России зрелого и социально ответственного класса предпринимателей, однако его прервала социалистическая революция.

Таким образом, расцвет российского предпринимательства был связан с деятельностью нескольких поколений русского купечества, и именно православное духовное начало было тем фундаментом, на котором русские предприниматели развивали свое дело, стремясь улучшить жизнь народа, поддержать развитие культуры, науки и искусства страны.




Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru