Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
ВЦИОМ: «Книги, которые мы читаем... и не читаем» 30.06.2011

ВЦИОМ: «Книги, которые мы читаем... и не читаем»

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, сколько книг в домашней библиотеке среднестатистического россиянина, сколько книг в среднем прочитали наши сограждане за последние месяцы, где берут книги, чтобы почитать, и насколько  популярны такие виды книг, как электронные и аудио-, в сравнении с традиционными бумажными.

У большинства россиян в домашней библиотеке - менее 100 книг, причем с каждым годом таких респондентов становится все больше (с 28% в 1990 году до 49% в текущем). Более обширное собрание есть у 31% опрошенных, в том числе, каждый пятый свидетельствует, что дома есть от 100 до 300 книг (19% против 24% в 1991 году), 6% - от 300 до 500, 4% - от 500 до 1000, 2% - свыше 1000 книг. 18% опрошенных признались, что у них дома книг нет.

Библиотекой размером до 100 книг обладают, как правило, респонденты со средним специальным образованием (53%) и селяне (55%). Более обширным собранием обладают высокообразованные (46%), москвичи и петербуржцы  (60%).

В 1992 году среднестатистический» россиянин за три месяца прочитывал около 5 книг (5,14), сейчас этот показатель изменился  (3,94). Наиболее читающие респонденты - в Москве и Санкт-Петербурге (5,28) и люди предпенсионного возраста (4,45).

Книги, которые хочется почитать, россияне чаще всего покупают в домашнюю библиотеку (33%). Покупать книги свойственно, в первую очередь, 35-44-летним (41%). Традиция брать их у знакомых стала менее популярной, чем раньше (с 37% до 27% за два года). 26% берут нужную книгу в своей домашней библиотеке. Более популярным стало скачивание книги из Интернета (с 5 до 11%). Этот способ наиболее востребован молодежью (27%). А доля тех, кто ходит за книгой в городскую библиотеку, выше не стала (9%). Наименее распространенные источники получения книг - поход в научную библиотеку (2%), покупка в интернет-магазине или по почте (1%).

Бумажные книги остаются самым популярным форматом чтения для россиян (их читают 89% опрошенных, читающих книги). Электронные книги читают 28% опрошенных, в то время как 33% вообще не знают, что это такое. Наименее понятным и популярным видом книги являются аудиокниги: их предпочитают только 11%, а 59% не знают, что это.

Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 28-29 мая 2011 г. Опрошено 1600 человек в 138 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.


Описание построения выборочной совокупности регулярного всероссийского опроса

Предлагаемая генеральная схема включает пять ступеней отбора различных элементов выборки.

В настоящем документе описываются первые две ступени генеральной схемы - схема отбора регионов, население которых репрезентирует население РФ, а также правила отбора административно-территориальных единиц (АТЕ) в регионе и распределения респондентов по отобранным АТЕ. Под АТЕ понимается город, поселок городского типа или сельский район.

Следующие три ступени (третья, четвертая и пятая) - отбор начальной точки маршрута, отбор домохозяйства и отбор респондента - реализованы в виде специальных инструкций для региональных организаторов опроса и интервьюеров.

1. Первая ступень - отбор регионов (субъектов РФ)

Единицами отбора первой ступени являются субъекты РФ. Для «репрезентирующего» отбора региона проводятся 2 кластеризации субъектов РФ по разным группам характеристик. В рассмотрение включены 80 регионов РФ. Исключены: Ненецкий автономный округ (ввиду малочисленности и труднодоступности населения); Чеченская Республика (отсутствие надежной статистики и сложная политическая обстановка); Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ, Эвенкийский автономный округ, Усть-Ордынский Бурятский автономный округ, Агинский Бурятский автономный округ, Корякский автономный округ (как регионы, фактически утратившие самостоятельность к настоящему времени) и Чукотский автономный округ (ввиду малочисленности и труднодоступности населения).

1.1. Кластеризация 1 - экономические характеристики региона

Рассматривались следующие параметры (для удобства восприятия разбиты на 3 группы).

Группа параметров 1. Уровень жизни населения;

Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума

Отношение среднедушевых доходов к прожиточному минимуму

Отношение среднедушевых расходов к прожиточному минимуму

Группа параметров 2. Инвестиционная активность;

Отношение инвестиций в основной капитал к ВРП

Темпы роста инвестиций в основной капитал
множительный коэффициент линейной регрессии, построенной по шести точкам - величинам инвестиций в основной капитал за 2001-2008 гг.

Группа параметров 3. Экономический потенциал;

Темпы роста ВРП (%)
множительный коэффициент линейной регрессии, построенной по шести точкам - величинам ВРП за 2001-2008 гг.

Уровень безработицы (на конец года; в процентах от экономически активного населения)

ВРП на душу населения / прожиточный минимум

В результате кластеризации по совокупности экономических показателей были выделены 17 кластеров.

1.2. Кластеризация 2 - политические характеристики региона

Рассматривались официальные итоги выборов в Государственную Думу РФ в декабре 2007 г., а также итоги выборов Президента РФ в марте 2008 г.

В результате кластеризации были выделены 4 кластера.

1.3. Итоговая группировка и отбор регионов

Обе описанные выше кластеризации регионов накладываются друг на друга. В результате получаются 33 группы регионов, причем регионы из одной группы находятся в одном кластере в каждой из кластеризаций.

Дальнейший отбор регионов осуществляется таким образом, чтобы одновременно выполнялись перечисленные ниже условия:

Из каждой группы в выборку включается регион с наибольшей численностью населения.

Из группы, состоящей из нескольких регионов, в выборку включается примерно половина составляющих ее регионов.

Каждый федеральный округ представлен в выборке примерно половиной своих регионов.[1]

Таким образом, составлена группа из 46 регионов РФ, в которой представлены регионы всех типов (в рамках описанной выше типологии).

2. Вторая ступень - распределение респондентов по типам АТЕ и отбор АТЕ заданного типа в регионе

2.1. Распределение респондентов по типам АТЕ

Для каждого федерального округа (ФО) рассчитывается число респондентов, пропорциональное численности его населения (общий объем выборки - 1600 респондентов).

Внутри каждого ФО заданное число респондентов распределяется по 7 подгруппам, соответствующим 7 типам АТЕ (города с населением более 1 млн. чел., города с населением от 500 тыс. до 1 млн. чел., от 100 тыс. до 500 тыс. чел., от 50 тыс. до 100 тыс. чел, менее 50 тыс. чел., ПГТ, сельские районы), пропорционально удельному весу каждого типа в населении данного ФО.

Респонденты из каждой подгруппы равномерно распределяются по регионам, входящим в ФО и имеющим в своем составе АТЕ данного типа.

2.2. Отбор АТЕ заданного типа в регионе

Если в регионе имеется только одна АТЕ данного типа, именно она и включается в выборку из этого региона.

Некоторые типы АТЕ могут быть представлены в регионе несколькими населенными пунктами. Это всегда верно для сельских районов и почти всегда - для ПГТ и малых городов. В этом случае АТЕ в регионе отбирается случайным образом.




Лицензия Creative Commons 2010-2013 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru