Издательский Совет Русской Православной Церкви: Подвиг в миру

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Подвиг в миру 18.03.2011

Подвиг в миру

Автор Алексей Сагань

Уникальное исследование Афонского монаха

В неисчерпаемом море духовной литературы сложно отыскать настоящие жемчужины. Где-то недоверие вызывает компетентность автора, где-то сомнительны приводимые факты, когда-то дело портят плохие переводы или малая актуальность самой затрагиваемой проблематики. Книга «Подвижники-миряне» лишена всех этих недостатков, свидетельство тому ее популярность среди читателей. Впервые опубликованная в 2008 году, книга вскоре стала не только греческим но и мировым бестселлером. Выдержала много переизданий в Греции и других европейских странах и даже были переведена на албанский и арабский языки.

Автор «Подвижников-мирян», который пожелал остаться анонимным, современный афонский старец, ближайший сподвижник хорошо известного в России Паисия Святогорца. А как мы знаем из истории христианской письменности именно святыми и подвижниками были написаны лучшие образцы житийной литературы: кто как не они могли отделить подлинные духовные состояния от прелести, настоящие подвиги от эгоистичной и внешней их имитации. Рассказ подвижника о других подвижниках отличается от беспомощных попыток дилетантов, пытающихся рассуждать на сложные духовные темы, как произведение астронома, рассказывающего о звездах, не походит на рассуждения слепого человека, лишь слышавшего о красоте далеких светил.

Огромным плюсом этой книги является ее уникальность. Никогда прежде в рамках одного издания не было собрано столько жизнеописаний современных нам подвижников, да еще и мирян. Связано это с тем, что подвигу мирян всегда уделялось меньше внимания, у них не было учеников, которые бы бережно хранили их духовное наследие, да и сами они старались скрывать свои высокие духовные подвиги и состояния. Тем важнее книга «Подвижники-миряне», приобретающая значение не только воспитательное и поучительное, но и богословское и научное. Это настоящая энциклопедия современного подвижничества и аскетизма в миру.

Книга составлена на материале воспоминаний современников и архивных документов. При этом автору удается добиться уникального сочетания документальности и живого, яркого и красивого языка, что делает книгу близкой и понятной как университетскому профессору, так и простой домохозяйке.

«Подвижники-миряне» — книга, исполненная удивительной духовной глубины, но ее яркие герои, к сожалению, не «герои нашего времени». Да и само словосочетание «подвижники в миру» встретишь сегодня не часто, это едва ли не оксюморон. Святость, подвижничество, аскеза, подвиг — все эти понятия почти исключительно ассоциируются с монашеством или какими-то аномальными и экстраординарными исключениями. Тем интереснее книга, позволяющая развеять устоявшийся стереотип о «смерти» древней традиции духовного делания в миру.

Подвижники, о которых идет речь в этой замечательной книге жили в разных областях Греции, Турции и России в разные исторические эпохи (с периода турецкого владычества и до наших дней), были разного возраста и сословия.

Сама книга состоит из двух частей. В первой содержатся жизнеописания подвизавшихся мирян, одной монахини (побывавшей до принятия пострига замужем) и семейных иереев. Во второй описываются чудесные и поучительные случаи из жизни мирян-подвижников. Также речь идет о Божественном Промысле, о том, как Он приводит людей к покаянию и чудесным образом помогает избежать тех или иных опасностей.

Некоторым скептикам, возможно, покажутся неправдоподобными и фантастическими описываемые в книге события. Такой подход скорее характерен для Западной Европы, где со времен Возрождения все прочнее утверждалось представление о Боге как о «великом часовщике» однажды запустившем механизмы Вселенной и теперь безучастно наблюдающем за своим творением. Но восточное христианство другое. Здесь «Бог не сводим к категориям рассудочного мышления (и тем менее — к каким бы то ни было земным ценностям); он выше всего, что человек может о Нем воспринять. Но при этом Бог любит человека и любит мир и поэтому, по Собственной воле, выходит из Своей неприступности и является человеку. Человек также по самой своей природе обладает способностью "выхода из себя", то есть восприятия Того, Кто выше его самого. В этом его богоподобие, в этом его призвание — стать царем твари, потому что выход из себя предполагает не разрыв с обычной жизнью, а наоборот, возвращение в нее с целью ее преображения и спасения от зла и смерти»1.

«Подходить к христианству… нельзя так, как подходят к изучению жуков или фольклора. Надо воплотиться в объект своего исследования»2, писал один из самых выдающихся отечественных византинистов И. Соколов. Ему вторит крупнейший английский византолог сэр Стивэн Рансимэн: «можно утверждать, что тот, кто не был воспитан в атмосфере Православной Церкви, не в состоянии понять ее до конца, а тем более описать ее. Объективный исследователь, прежде чем начать свое исследование, должен исполниться симпатией к ней и забыть вкус диалектической точности, с которой можно оценивать западное богословие»3.

Автора «Подвижников-мирян» можно назвать реалистом. Это не обычный для литературы реализм материалистический, а реализм духовный. Помимо осязаемого мира его волнует и духовный аспект бытия. Но это-то и придает книге особый шарм, делает ее «глотком свежего воздуха» на фоне сухих позитивистских многотомников.

1 Протоиерей Иоанн Мейендорф. Историческое значение богословского творчества святителя Григория Паламы.

2 Соколов И.Святитель Григорий Палама. Его труды и учение об исихии. СПб., 2004. С. 14.

3 Рансимэн С. Великая Церковь в пленении. История Греческой церкви от падения Константинополя в 1453 г. до 1821 г. СПб., 2006. С. 20.




Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru