Издательский Совет Русской Православной Церкви: Письмо читательницы в редакцию "Православного книжного обозрения"

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Письмо читательницы в редакцию "Православного книжного обозрения" 18.03.2011

Письмо читательницы в редакцию "Православного книжного обозрения"

Надо больше доверять библиотекарю

В редакцию «Православного книжного обозрения» пришло письмо нашей читательницы Светланы Васильевны Андрюшиной — заведующей православной библиотекой храма Преображения Господня в Богородском. Без малого сорок лет Светлана Васильевна сотрудничала в Российской государственной библиотеке, занимаясь научно-информационной, научно-методической, научно-исследовательской работой в области библиотечного дела. Посовещавшись, мы решили это письмо опубликовать, в первую очередь как ценное по своему содержанию выступление многоопытного библиотечного работника.

Жаль, что ваше издание рассчитано, главным образом, на книгоиздателей. Когда я предлагала издание «Православного книжного обозрения»1, то предполагала, что оно будет выходить в виде газеты или бюллетеня наподобие известного всем «Книжного обозрения» Министерства по делам печати и телерадиокоммуникаций РФ. Мне представлялось, что под укрупненными рубриками там будут указаны библиографические данные о вышедших в течение текущего месяца православных книгах и других документах (аудио-, видеоматериалах и т. д.) Библиотекарю важно знать, какие конкретно книги изданы по библеистике, догматике, нравственному богословию, основному богословию, апологетике, аскетике, патрологии, литургике, церковной истории и прочее именно за определенный период времени. На основании такого перечня комплектатор ведет картотеку комплектуемых документов. Он отбирает необходимые для библиотеки документы (новые и переиздания), связывается с магазинами и другими источниками комплектования, выясняя, где он сможет приобрести то, что выявил в «Обозрении». Кроме того, оперативное оповещение о новых изданиях могло бы стать текущей библиографической информацией о православной литературе, которая на данный период времени отсутствует. Тем самым оказывалась бы помощь библиотекарям-библиографам при подготовке, к примеру, рекомендательных списков литературы для читателей конкретной библиотеки. Для библиотекаря не столь важно увидеть обложку издания, сколько получить верное библиографическое описание документа в соответствии с правилами, описанными в ГОСТ 7.1 — 2003.

1См.: Библиотека. — 2007. — № 11. — С. 65; Приход. — 2010. — №1. — С. 30-31; Приход. 2010. — № 2. — С. 31.

В вашем издании все очень красиво представлено. Я имею в виду раздел, освещающий ряд материалов, выпущенных некоторыми православными издательствами. Но это не полная и не текущая библиографическая информация. Эту информацию нельзя назватьи рекомендательной, несмотря на имеющиеся аннотации, так как она безадресна. Вашаредакция или сами издательства сделали субъективную выборку тех изданий, которые посчитали лучшими или наиболее целесообразными для реализации. Комплектатор же заинтересован в более или менее полной библиографической информации2. Надо больше доверять профессиональному библиотекарю. Когда-то существовала перспективная библиографическая информация в виде тематических планов издательств. Очень часто именно библиотеки определяли тиражи изданий, так как предварительно изучали эти темпланы и указывали количество необходимых экземпляров.

На сайте Издательского Совета представлен перечень книг, не рекомендуемых для церковного распространения. Это, несомненно, полезно, но, может быть, стоит давать более конкретную оценку каждому изданию, не ограничиваясь общей фразой, что содержание источника противоречит вероучению Православной Церкви. Читатель вправе узнать у библиотекаря, в чем именно заключается это противоречие. Библиотекарь не может ограничиться фразой, что по заключению Издательского Совета эта книга признана противоречащей вероучению Церкви. Библиотекарь обязан в доступной форме изложить, почему книга признана неполезной для чтения.

Чрезвычайно важной задачей в настоящее время является изучение православных библиотек3. Необходимо выяснить их точное количество по стране. А то по данным сайта «Правкнига» в Москве насчитывается всего 32 православные библиотеки, включая вузовские! (Как они считали?!). Надо узнать, все ли библиотеки обеспечены соответствующими помещениями и библиотечным оборудованием. Каков объем фонда каждой отдельной библиотеки, каков совокупный объем фонда всех православных библиотек? По каким разделам комплектуется каждая библиотека? Какой схемой классификации при этом пользуются? Имеется ли справочно-библиографический аппарат в библиотеках? и т. д. Самое главное — это кадры, или персонал православных библиотек: насколько он профессионален и насколько он материально обеспечен. Когда будут собраны и проанализированы такие сведения, тогда и можно будет говорить о модернизации православных библиотек, их компьютеризации и других инновациях.

2Кстати, комплектатор заинтересован также и в докомплектовании фонда. Для этого ему нужна ретроспективная библиографическая информация. Здесь-то и может сыграть положительную роль книготорговая информация об изданиях за прошлые годы: «Имеется в продаже...», «Предлагаем для реализации» и т. д.

3 Все полученные сведения не должны быть закрытыми для библиотечной общественности.

И еще один немаловажный момент — необходимость создания системы православных библиотек4, которая должна органично вливаться в общероссийскую библиотечную систему, не теряя своей специфики и автономности. Эта система может включать в себя как сеть общедоступных библиотек (приходские городские и сельские, библиотеки благочиний, монастырские(?)5, епархиальные), так и учебных (православных школ, лицеев, гимназий, семинарий, академий и др.) Такое разделение, на мой взгляд, необходимо потому, что перед ними стоят разные цели и задачи. Только исходя из этих целей и задач и должно осуществляться формирование и комплектование библиотечных фондов. Электронная библиотека не может стать панацеей в плане обслуживания читателей. Она может играть исключительно вспомогательную роль, то есть при отсутствии конкретного издания в библиотеке или ради сохранности рукописной или редкой книги можно воспользоваться электронной библиотекой. Ни одна машина, ни один механизм не заменит профессионального библиотекаря в его индивидуальной, дифференцированной, а тем более массовой работе с читателями. Профессиональный библиотекарь — это не «бабушка на выдаче». Профессиональный библиотекарь — это хорошо образованный человек, разбирающийся как в библиотечно-библиографических проблемах, так и в той отрасли знания, с документами которой ему приходится работать; он обладает педагогическими и психологическими навыками, имеет представление о смежных с библиотековедческими дисциплинах (книговедении, документоведении, социологии и пр.), владеет компьютерными технологиями и т. д. О подготовке таких специалистов для православных библиотек также надо позаботиться. При этом не надо забывать об их материальном обеспечении.

4См.: Приход. — 2010. — № З. — С. 23-25.

5Монастырские библиотеки могут быть и общедоступные, и закрытого, типа. Это может зависеть и от самого монастыря, и от библиотечного фонда. Если в монастыре сохранились редкие и ценные издания, рукописи, то такой фонд не может быть открыт для массового читателя, такой фонд надо охранять, изучать и предоставлять в пользование только специалистам.



Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru