Издательский Совет Русской Православной Церкви: Просветительские центры

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Просветительские центры 14.03.2011

Просветительские центры

Автор Руслан Поддубцев

В рамках XIX Международных Рождественских образовательных чтений в Издательском Совете Русской Православной Церкви прошел семинар под названием «Пути преобразования православных библиотек в духовно-просветительские центры». В нем приняли участие библиотечные работники из Москвы, Санкт-Петербурга, Хабаровска, Екатеринбурга и других городов.

В приветственном слове председатель Издательского Совета митрополит Калужский и Боровский Климент напомнил собравшимся о важной роли книги в церковной и светской жизни. Кроме того, он указал на несколько наиболее актуальных проблем, которые существуют сегодня в сфере православного книгоиздания и библиотечного дела. По его мнению, необходимо создать крупную сеть церковных книжных магазинов, а также отделы религиозной литературы в государственных библиотеках. Особое внимание митрополит Климент уделил новейшим технологиям.

— В своей миссионерской деятельности мы должны использовать как традиционные печатные книги, так и их электронные копии. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла Издательский Совет разрабатывает сайт, на котором будут размещены религиозные тексты, рекомендованные Православной Церковью для чтения. С одной стороны, современные технические средства, в частности интернет, духовно обедняют общество, а с другой стороны, делают его более просвещенным. Молодое поколение активно пользуется всемирной сетью, и мы не можем не учитывать этот факт.

Не претендуя на мгновенное преодоление всех трудностей, стоящих на пути развития библиотечной системы, организаторы семинара главной его задачей назвали постановку наиболее общих вопросов. Первый проректор Хабаровской духовной семинарии игумен Ефрем (Просянок) в своем докладе рассказал об интеграции церковных книгохранилищ в глобальное библиотечное сообщество. Он убежден, что это необходимое условие преобразования любой библиотеки в духовно-просветительский центр. С целью обмена опытом в Хабаровской и Приамурской епархии провели региональную научно-практическую конференцию, на которую пригласили и светских и церковных библиотекарей.

— Удивительно, но даже многие специалисты думают, что церковное книгоиздание — это только Библия, молитвословы и какие-то душеполезные брошюры, — рассказал о. Ефрем. — После завершения конференции гости ознакомились с фондами семинарской библиотеки и, по их признанию, впервые в жизни увидели православную книгу. Для них стал открытием тот факт, что в нашем учебном заведении собрана богатейшая коллекция трудов по догматическому и нравственному богословию, по педагогике, психологии. В результате представители различных библиотек, в первую очередь университетских, пригласили нас принять участие в их проектах.

В докладе библиографа книгохранилища Екатеринбургской духовной семинарии иеродиакона Кирилла (Григорьева) речь шла о деятельности недавно созданного в Екатеринбургской и Верхотурской епархии Библиотечного совета. Его основные задачи — объединение пяти крупнейших православных библиотек этого региона в единую сеть, а также создание сводного электронного каталога. Несколько церковных библиотекарей из Екатеринбурга прослушали учебный курс по электронной каталогизации на базе Национального информационно-библиотечного центра «Либнет». По словам иеродиакона Кирилла, это существенно повысило их профессиональный уровень.

Заведующая библиотекой Александро-Невской Лавры Неонилла Голубятникова затронула тему подготовки библиотечных кадров. С 2005 года до настоящего времени в Санкт-Петербургской и Ладожской епархии регулярно работал семинар для сотрудников приходских книгохранилищ. В его основу были положены принципы добровольности и безвозмездности, ориентации на федеральный уровень, сочетания теоретических и практических занятий. Неонилла Голубятникова особо отметила, что благодаря семинару в епархии сформировалась естественная корпоративная среда. Упомянула она и о некоторых недостатках современной церковной библиотечной системы:

— Прежде всего, не при всех епархиях существуют методические центры. Пока они не организованы, без обучающих семинаров для православных библиотекарей не обойтись. Также необходимо издать сборник библиотековедческих работ, появившихся в течение последних 20 лет. Наконец, нелишним было бы создать интернет-форум, на котором рядовые сотрудники книгохранилищ могли бы получить оперативную консультацию.

Проект под названием «Электронная библиотека Русской Православной Церкви» представил на семинаре Сергей Буянов, руководитель Секретариата информационных технологий Издательского Совета. Реализация этого проекта предполагает формирование общенациональной базы научно-богословских текстов, доступ к которой будет осуществляться удаленно. По словам докладчика, прежде чем переходить к наполнению электронного хранилища, важно выработать единые правила каталогизации материалов.

— Мы убеждены в том, что «Электронная библиотека Русской Православной Церкви» расширит возможности распространения знаний и улучшит снабжение духовных учебных заведений качественной учебно-методической литературой, — подвел итог Сергей Буянов.

Участники семинара создали инициативную группу, которая в ближайшее время займется стандартизацией библиографического описания церковных изданий. Уже в марте, ко Дню православной книги, будут подведены первые итоги ее работы.

Игумен Дионисий (Шлёнов), заведующий библиотекой МДАиС:

— Вопрос интеграции церковных библиотек в единую систему действительно очень актуален, но к этой инициативе с опасением относятся те, кто уже прошел довольно большой путь и хотел бы сохранить свое своеобразие. К примеру, наша Московская духовная академия. Кажется, все-таки предпочтительнее не ограничивать творческую свободу отдельных коллективов. Мне есть с чем сравнить: мы активно взаимодействуем с европейскими книгохранилищами. На Западе унификация библиотечных процессов настолько органична, что никто даже не обсуждает вопрос о ее необходимости. Это естественный принцип, который наши европейские коллеги положили в основу деятельности не только государственных, но и церковных библиотек.

Неонилла Голубятникова, заведующая библиотекой Александро-Невской лавры:

— Я давно принимаю участие в различных конференциях и семинарах для сотрудников церковных библиотек. Если раньше мы собирались, условно говоря, для обмена опытом, то теперь можно ожидать каких-то практических решений. Сегодня одна из главных сложностей заключается в том, что у священноначалия не хватает времени и сил, для того чтобы вникать в тонкости библиотечного дела. Мы надеемся, что эта ситуация вскоре изменится. К сожалению, многие приходские книгохранилища, повторяя опыт светских библиотек, идут на контакт неохотно, и только по распоряжению сверху. Правда, для Петербурга, как мне кажется, это характерно в меньшей степени.

Игумен Ефрем (Просянок), первый проректор Хабаровской духовной семинарии:

— Интересно, что некоторые проблемы, о которых шла речь на семинаре, в нашей епархии неактуальны. К примеру, проблема каталогизации и рубрикации. Мы используем систему, разработанную в Санкт-Петербургской духовной академии. На мой взгляд, нет никакой необходимости создавать что-то новое. Тем не менее формирование единой библиотечной системы действительно важно, хотя бы потому, что сегодня одна и та же работа делается разными книгохранилищами параллельно. Наверное, стоит наши скромные ресурсы использовать более целесообразно: каждая библиотека могла бы курировать какое-то свое направление.

Монахиня Елена (Хиловская), заведующая справочно-библиографической службой церковно-научного центра «Православная энциклопедия»:

— Слава Богу, мы созрели для обсуждения теоретических вопросов, которые были озвучены на семинаре. Хотя и раньше в кругу библиотекарей ведущих книгохранилищ страны рассматривались пути преодоления недостатков, присущих нашей библиотечной системе, до конкретных шагов дело не доходило. Я убеждена, что вместе с решением проблемы унификации и интеграции в ее административном ключе все остальные проблемы также будут решены. Возможно, не все участники семинара остались довольны предложенными методами и направлениями дальнейшей работы, но такая ситуация неизбежна.


«Цель жизни христианина»

В рамках XIX Международных Рождественских Образовательных чтений, в Патриаршем зале Храма Христа Спасителя 26 января 2011 года состоялась конференция«Творческое наследие святителя Феофана Затворника — предмет соработничества церковной и светской науки».

Председателем конференции стал архиепископ Рязанский и Касимовский Павел. Ответственным секретарем конференции был избран заместитель Председателя Издательского Совета Русской Православной Церкви, заместитель Председателя Научно-редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского, игумен Евфимий (Моисеев).

С основным докладом на конференции выступил Председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви, Председатель Научно-редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана Затворника митрополит Калужский и Боровский Климент. Доклад был посвящен аскетическому учению святителя Феофана Затворника. Митрополит Климент выделил цели и задачи аскетического учения святителя, которые заключались в изложении аскетического учения отцов Церкви в качестве практического руководства не только для монашествующих, но и для мирян, в научении современного святителю светского человека основам православного подвижничества.

Опираясь на материалы работ Научно-редакционного совета по изданию творений святителя Феофана, митрополит Климент рассказал о месте аскетического учения в богословии святителя Феофана Затворника, а также о неразрывной связи этого учения с другими разделами богословия.

Далее митрополит Климент показал развитие аскетического учения у святителя Феофана Затворника, раскрыл систему аскетики святителя Феофана Затворника по его трудам — «Начертание христианского нравоучения» и «Путь ко спасению».

Подробно проанализировав содержание этих трудов, митрополит Климент выдвинул несколько следующих основных тезисов, в которых заключается обобщение всего учения святителя Феофана Затворника о спасении и подвижническом пути христианина:

1. Целью жизни христианина является спасение души, которое, по мысли отцов Церкви, излагаемой святителем Феофаном, заключается в стремлении к соединению с Богом и в окончательном соединении с Богом.

2. Аскетизм — есть средство достижения спасения. Это тот путь, который указан Церковью для освящения человека и приближения его к Богу. Следование этому пути требует колоссальной работы над собой, постоянной борьбы с грехом, и более того — требует духовного делания. И тем не менее, этот путь доступен каждому верующему христианину.

3. Каждый христианин, будь он монах или мирянин, призван к тому, чтобы идти по этому пути. Не вступивший на него не просвещен духовно — он не знает Бога, а значит и подвергается постоянной опасности впасть в грех и работать дьяволу. Потому недостаточно лишь общее знакомство с нормами христианской нравственности. Нужно, пусть и в малом, постоянно, деятельно воплощать в своей жизни слово Евангелия и слово святых отцов.

Выступивший затем с докладом председатель конференции архиепископ Рязанский и Касимовский Павел отметил значение святителя Феофана Затворника для Русской Православной Церкви в ΧΙΧ веке, особо подчеркнув его неразрывную связь со святоотеческой традицией, Священным Преданием Церкви.

Доклад епископа Тамбовского и Мичуринского Феодосия, зачитанный представителем Тамбовской епархии иереем Виктором Лисюниным, был посвящен духовно-просветительской деятельности святителя на Тамбовской кафедре, которую он занимал в период с 1859 по 1863 гг.

В выступлениях докладчиков были затронуты следующие основные темы: составление Летописи жизни и творчества святителя Феофана; гомилетическое наследие святителя, духовно-нравственное учение и общественное служение святителя; богословские взгляды и личные взаимоотношения святителей Феофана Затворника и Игнатия Брянчанинова; пребывание иеромонаха Феофана (Говорова) в составе Русской Духовной Миссии в Иерусалиме в 1848–1854 гг.; Свято-Успенская Вышенская пустынь в эпоху затвора святителя; история музея святителя Феофана в этой обители в наши дни.

Председатель конференции и докладчики высказали единодушное мнение о насущной необходимости для Церкви тщательной подготовки и выпуска первого научного издания «Полного собрания творений святителя Феофана Затворника», приуроченного к 200-летнему юбилею святителя Феофана, который будет торжественно праздноваться на общецерковном уровне в 2015 году. В настоящее время подготовка данного издания ведется Научно-редакционным советом по изданию Полного собрания творений святителя Феофана Затворника во главе с Председателем Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополитом Калужским и Боровским Климентом.

Принято решение о подготовке сборника докладов конференции «Творческое наследие святителя Феофана Затворника — предмет соработничества церковной и светской науки».


«И виде бог, яко добро...»

«Православный аскетизм в жизни современного христианина»

Выступление Председателя Издательского Совета митрополита Климента на конференции «Наследие святых отцов в жизни семьи, общества и государства» в рамках XIX Международных Рождественских чтений.

Каждое время по-своему уникально, и его своеобразие находит отзвук в разговорном языке. Например, с началом освоения космоса в 60-е годы прошлого века во всех языках мира звучали слова «спутник» и «космонавт». Наше время не является исключением. История человечества еще не знала столь стремительного развития информационных технологий и средств коммуникации, как в начале третьего тысячелетия. Слова «интернет», «гаджет», «коннект» сегодня понятны в любой стране. В России современный школьник знает, что такое дивайс, и следит за трафиком. Подобный наплыв иностранных слов — обычное явление в русском языке. Во времена татаро-монгольского ига, в периоды увлечения французской или немецкой культурами русский язык вбирал в себя тысячи иностранных слов. Однако со временем только небольшая их часть оставалась в культуре и языке нашего народа, остальные же исчезали или вытеснялись новыми. Так и нынешняя эпоха, добавив разнообразия в родную речь, не сохранит большую часть современных иностранных слов.

Наиболее ощутимый и глубокий след в нашем языке оставило Крещение Руси. Со словами богослужебных текстов и молитвословий, Священного Писания и творений святых отцов в русском самосознании получили отражение новые для языческого народа евангельские представления и нравственные нормы, христианское вероучение и экклесиология восточного христианства. На протяжении веков эти слова были не только близки и понятны русскому народу, они регулировали его повседневную жизнь, сформировали его представления о смысле бытия и предназначении человека. Запечатленные в самых первых отечественных письменных источниках и жизненном опыте наших предков они дошли до нас в неизменности с древних времен, с момента существования Руси.

Это закономерно, так как вечное не может устареть. В какое бы время ни жил человек, в какой бы ситуации ни находился, цель его жизни не изменяется, она состоит в том, чтобы наследовать вечную жизнь. Пути и средства достижения этой цели не могут устареть, стать архаичными. Это путь праведности, то есть жизни по правде Божией, по Его воле. Средством достижения вечной жизни является аскетизм, то есть упражнение в доброделании, в исполнении заповедей Христовых. Священное Писание неоднократно говорит о необходимости применять усилие и претерпевать скорби для достижения Небесного Царства (Мф. 11: 12; Деян. 14: 22). Но современные люди даже в духовной жизни стремятся сохранить комфорт. Причем это выражается почти противоположным образом. Одни в своей теплохладности простираются до полного удаления подвига из своей жизни. Другие превращают подвиг в самоцель, и он становится для них, а зачастую и для их близких, безрадостным и тяжким бременем либо приводит в состояние прелести. Христос же, напротив, говорит, что бремя исполнения Его заповедей легко (Мф. 11: 30), если это делание совершается с любовью к окружающим, ради любви ко Христу, с сердечной кротостью и непритворным смирением, в частности, перед теми обстоятельствами, в которых Он посылает нас исполнять Его волю.

Ответ на вопрос: «Что составляет основу благочестия и приближает к святости?» — кроется в природе человека. Принципиальные особенности устроения человеческого естества открываются в описании сотворения мира в оригинальном тексте Библии. При появлении растительности на Земле пророк Моисей употребляет еврейское слово «хая» (способность к жизни некой биомассы), при творении морских обитателей — «нефеш» (стремление материи к комфортному субстанциональному существованию). Более высокий уровень жизни — «нефеш хая» — представляют собой животные. Этимологически эта форма жизни означает ту же биомассу, но осознающую себя отдельной субстанцией, способной активно взаимодействовать с окружающей средой и другими формами жизни. Только при сотворении человека появляется нечто принципиально новое. Помимо жизни в значении «нефеш хая» Господь дарует Адаму разумную душу — «нишама». «Нишама» есть частичка Творца, нечто, соединяющее человека с Высшим началом жизни. Особенностью ее является то, что она бессмертна и обладает разумом, чувствами и способностью принимать решения. По своей этимологии, «нишама» — это разумная чувствующая душа, обладающая накопительной формой знаний и способностью развития. Если эти задатки души не активны, в человеке берет верх «нефеш хая» — жизнь биомассы, не способной чувствовать, принимать решения и мыслить, но лишь создавать комфорт для физической жизни, что уподобляет человека не Творцу, а животным, существование которых ограничено пределами «нефеш хая». Следовательно, по своей природе человек существо не только физическое, но и духовное, способное к богообщению и нуждающееся для этого в постоянном развитии, совершенствовании сил своей разумной души.

Человек существует не с нуля, он имеет начало. Сотворение человека по образу и подобию Божию является отправным пунктом человеческого бытия. При творении мира в конце каждого дня Бог убеждался в отсутствии зла в Своем творении: «И виде Бог, яко добро» (Быт. 1: 1-31). Интересно, что слово «добро» славянского текста в русском переводе передано словом «хорошо», что требует дополнительного разъяснения. Добро является противопоставлением злу. В человеке, как и в остальном материальном мире, при сотворении отсутствовало зло. Оно вошло в мир с отрицанием божественного бытия и является нарушением гармонии мироздания. Подпав под власть зла, богопротивления, человек совершил грех, лишился богообщения и вечной жизни. Его природа исказилась, стала подвержена тлению. Аскетизм — это путь возвращения человека в состояние «добро», путь избавления от греха и власти смерти.

Интересное определение «подвижничеству» дает святитель Феофан Затворник. В своей книге «Путь ко спасению» он указывает, что «подвижничество есть непрестанная победность», человек через постоянное внимание и противодействие греху достигает внутренних побед.

Само по себе подвижничество было известно человечеству задолго до христианства. Исторически оно было принадлежностью религиозной жизни всех народов, как предпочтение духовных интересов перед физическими потребностями. Подвижничество имеет глубокие внутренние основания в природе человека и подобно религиозному чувству коренится в глубине духа человека. Христианское подвижничество появилось одновременно с появлением христианства, оно является неотъемлемой потребностью верующей души, стремящейся ответить любовью на любовь Божию. В Книге Деяний Апостольских говорится о свойственных первохристианским общинам усиленной молитве, раздаче имущества и пр.

Надо понимать, что христианство не требует от человека утеснения плоти. Христианство требует от человека нравственного совершенствования на основе евангельских заповедей. Человек же, подверженный греху, не способен жить по Евангелию (Рим. 7: 19). Он вынужден прибегать к различным ограничениям, принимать всевозможные меры для борьбы со своими пагубными привычками и навыками, со всем своим греховным началом. Ведь даже для того, чтобы бросить курить или оставить пьянство, человеку приходится выдерживать настоящую борьбу с самим собой. Тем более тяжелая борьба предстоит желающему сбросить с себя нажитый греховный багаж. После грехопадения в человеке отношения между интересами духа и плоти таковы, что во имя первых необходимо сдерживать последние. Таким образом, аскетические требования и ограничения для достижения нравственного совершенства чело века необходимы не потому, что этого хочет христианство, а по причине глубокого повреждения природы человека.

Большинство современных людей ошибочно считают аскетизм исключительно уделом монашества. Но Священное Писание неоднократно говорит о необходимости применить усилие, претерпеть скорби для достижения Небесного Царства (Мф. 11:12 и Деян. 14:22), обращаясь ко всем последователям Христа. По свидетельству преподобного Кассиана, под «усиленными искателями» Царства разумеются те, которые «похвальным похищением, лишая себя удовольствия от настоящих вещей, через такое восхищение с усилием входят в Царство Божие». Христианское подвижничество является борьбой и усилием, средством и путем к получению Царства Небесного. Реализация христианской нравственности в своей жизни необходима каждому человеку, ищущему спасения — и монаху, и мирянину. Следовательно, аскетизм необходим каждому, независимо от того, является ли он монахом или нет. Монашеская форма подвижничества, освященная примером и опытом преподобных отцов, является лишь более удобной для достижения христианского совершенства.

Но святым человек может стать, и живя в миру. Подтверждением тому является многочисленный сонм святых праведных Православной Церкви. Показателен и пример из жизни преподобного Макария Египетского. Живя в пустыне, преподобный вел суровую подвижническую жизнь. Но Господь открыл ему, что в ближайшем городе живут две женщины, которые достигли большего, чем он духовного совершенства. Придя в город, преподобный узнал об их подвиге: являясь женами двух братьев и проживая в одном доме много лет, они ни разу не поссорились, и каждая из них относилась к детям другой, как к своим собственным. Как сказал один из современных старцев, «у праведности нет колокольчика». Мы не можем видеть сердце и подвиг другого человека, но каждый может и должен идти ко Христу, возвращаться в состояние «добро», исполняя замысел Божий о себе.

«Благословением праведных возвышается город» (Притч. 11: 11), — учит Священное Писание. «Не стоит город без праведника», — гласит русская пословица. И если Господь обещал пощадить сотни порочных людей ради десяти праведников (Быт. 18: 24-32), то стоит задуматься, насколько и в наши дни высоких технологий и запредельных темпов жизни актуально индивидуальное христианское подвижничество для благополучия нашей Родины, для счастья и здорового развития молодого поколения, для будущего человечества.





Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru