Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Христос рождается 22.02.2011

Христос рождается

О рождественских посланиях Амвросия Оптинского

Автор В. В. Каширина, доктор филологических наук

Многочисленные паломники стремились в Оптину пустынь за духовным советом и утешением, а покидая обитель, неизменно испытывали потребность получить старческое благословение на свои дела. Не имея возможности лично поговорить со старцами, многие обращались к ним письменно. Особенно много писем отправляли из Оптины накануне двух христианских праздников – Рождества и Пасхи.

По традиции в Оптиной Пустыни заранее готовились к этим праздникам. Многие хотели приехать в обитель, чтобы разделить торжественную радость с любимыми старцами, однако для большинства это путешествие было невозможно. Тогда почта приносила духовным чадам из разных уголков России небольшие конверты из Оптиной Пустыни с праздничными посланиями.

Традиция подобных посланий зародилась при старце Амвросии. Поступив в скит Оптиной пустыни, будущий старец был келейником и письмоводителем у преподобного старца Макария. Принимая участие в духовной переписке, он еще послушником понял, насколько важным является дело духовного руководства. Для многих вовремя поданный в письме совет разрешал тяжелые недоумения, устраивал судьбы. Письмоводительство было огромной духовной школой, которая подготавливала для будущего старческого служения. Кроме отца Амвросия, письмоводителями у старца Макария были иеромонах Гавриил (Спасский), в будущем устроитель Белокопытовской женской общины; инок Иоанн (Половцев), впоследствии архиепископ Литовский и Виленский Ювеналий; инок Лев (Кавелин), впоследствии наместник Троице-Сергиевой лавры архимандрит Леонид, известный церковный историк, археолог, писатель; Павел (Покровский), впоследствии иеромонах Платон, принимавшие активное участие в книгоиздательской деятельности монастыря.

О значении письмоводительства для духовного возрастания и опытности преп. Амвросия было написано в первом его жизнеописании, составленном архимандритом Григорием (Борисоглебским): «Отец Макарий в течение своего старческого служения писал необыкновенно много писем. С каждой почтой он получал десятки писем с разных сторон с просьбами советов и наставлений. На те из них, которые действительно нуждались в ответах, старец непременно отвечал. Вот в этой-то переписке и помогал старцу отец Амвросий. Многие из ответных писем старца, которые изданы в целых пяти томах, написаны под диктование старца рукою отца Амвросия. А некоторые писаны прямо отцом Амвросием по указанию старца. Большинство писем, которые присылались к старцу, конечно, прочитывались отцом Амвросием. Это участие в огромной переписке было весьма важно для будущего преемника отца Макария. Это переписка совсем особого рода. Тут, во-первых, только одна правда. Тут наболевшие человеческие души обна- жали пред благочестивым старцем самые сокровенные свои тайники, раскрывали самые глубокие язвы. В подобных письмах виден весь человек, во всей его истинной, неприкрашенной наготе; в них говорят истинное горе, настоящая печаль. Участие в этой переписке знакомило наперед, и знакомило самым основательным образом, отца Амвросия с человеческой душой, с ее тайными изгибами, с ее немощами и силами, знакомило с мирским человеком»

От оптинских старцев дошло мало догматических сочинений, однако сохранилось значительное количество писем, которые содержали советы по различным духовным вопросам. К старцам обращался глава семейства, советуясь по деловым вопросам, писала многодетная мать, описывая проблемы воспитания, много писем приходило из женских обителей. Писали со всех концов необъятной России, и это служение старцев было особенно важным в те времена, когда общество отходило от веры. Справедливо отмечал в 1909 году протоирей Сергей Четвериков, предваряя публикацию писем преподобного Амвросия: «В отце Амвросии живет и действует тот же самый дух, перед которым мы благоговейно склоняемся в лице Антония и Феодосия Печерских, Сергия Радонежского, Зосимы и Савватия Соловецких и который еще так недавно проявился в лице преподобного Серафима Саровского»

В отличие от других писем, рождественские послания были специально приурочены к одному из главнейших христианских праздников.

Первый жизнеописатель старца Амвросия Григорий (Борисоглебский) писал о важности подобных посланий: «Они важны для всех, ибо для всех и писаны. Они писались старцем из года в год, к каждой Пасхе и Рождеству. Обыкновенно он или сам писал или диктовал первый экземпляр послания. Затем с него снималось тут же несколько копий, которые рассылались в ближайшие женские монастыри, где монахини-почитательницы старца спешили изготовить как можно больше копий. Участвовать в этом добром деле почиталось сестрами за счастье. Особенно много таких копий писалось в Белёвском (Тульской губернии) женском монастыре. Затем, когда достаточно копий было изготовлено, они присылались к старцу, он их подписывал своим именем и рассылал тысячами. Получившие же их также старались распространить между своими близкими, как лучшие праздничные подарки. Старец смотрел на это дело серьезно. И потому обычно писал эти послания с большим усердием. Они – необыкновенно назидательны; в них – глубокая аскетическая мудрость. Все они проникнуты горячей любовью старца к своим духовным детям: это пишет именно отец своим нежно любимым детям. Сии послания – самый драгоценнейший для будущего памятник пастырской деятельности почившего».

Эти послания после кончины старца были собраны и впервые опубликованы в журнале «Душеполезное чтение». А архимандрит Григорий (Борисоглебский), составляя жизнеописание старца и признавая их значимость, посвятил им целую главу. Впоследствии Рождественские послания вошли во все сборники писем преподобного Амвросия.

О сущности праздника Рождества Христова и его значении в нашей жизни преподобный Амвросий писал: «Всем известно, что в первую ночь Рождества Христова небесные воинства ангелов между небом и землей, на пространстве воздушном, прославляли Господа пресладчайшим пением: «Слава в вышних Богу, и на земли мир в человецех благоволение». Да и доселе ежедневно в Церкви православной повторяют слова сего ангельского пения. Но мы, будучи ослепляемы суетою помыслов и печалей, и попечений житейских, или земных, не всегда вникаем достодолжно в великий смысл и в великое значение сей ангельской песни. За все постигающее нас скорбное или болезненное, а иногда и утешительное, не воздавая должного благодарения и славы Богу, в вышних живущему во свете неприступнем, мы лишаемся мира Христова, превосходящего всяк ум, даруемого достойным по неизреченному благоволению Божию к роду человеческому. О, дабы Всеблагий Господь не лишил всех нас того, о чем пишу вам. Только нужно позаботиться нам о том, чтобы соответствовать Божию благоволению нашим благим произволением» (из послания 1873 года).

Особенно назидательным чтением являются те строки, в которых старец на основе своего молитвенного опыта истолковывает слова рождественских песнопений. Рождественский ирмос «Христос раждается, славите, Христос с небес срящите. Христос на земли, возноситеся. Пойте Господеви вся земля, и веселием воспойте людие, яко прославися» преподобный Амвросий объясняет следующим образом: «Прародителям нашим, изгнанным за преступление из рая, милосердый Господь обещал послать Избавителя, Которого древние называли Мессиею и Христом. Избавителя Сего люди ожидали пять тысяч с половиной лет. И когда Он родился, Церковь торжественно побуждает всех прославлять Его: Христос раждается, славите.

А что значит: Христос с небес срящите? Христами, то есть помазанниками Божиими древние называли царей, первосвященников и пророков. Поэтому Церковь торжественно и объявляет, что родился не простой христос, а Христос с небес, то есть Бог и человек, как сказано в псалмах: Бог Господь и явися нам. Благословен грядый во имя Господне (Пс. 117, 27, 26).

Христос на земли, возноситеся, то есть торжествуйте внутренно и внешно.

Пойте Господеви вся земля, и веселием воспойте людие, яко прославися. Как прославился? Только что родился Христос, и тотчас вся воинства небесная в полунощи, в виду бдящих пастырей, прославляют Его: Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение. И восточные мудрецы, или волхвы, пришли из далеких стран на поклонение Рождшемуся Христу, и принесли ему дары – злато, ливан и смирну. Прославился Христос и несказанным смирением: родился в убогом вертепе и в пеленах положен был в скотиих яслях, будучи Единородный Сын Божий и Бог всех».

Актуальными для современного читателя звучат и слова преподобного Амвросия о смысле скорбей, которым он посвятил Рождественское послание 1885 года: «Всегда люди жаловались на различные скорби и напасти, и болезни; а в настоящее время, кроме других скорбей, все почти жалуются и на тяжелые обстоятельства. И удивляться этому не должно. Настоящая жизнь есть ничто иное, как приготовление к жизни будущей. Как кто проведет настоящую жизнь, сообразно тому получит участь в жизни будущей – или блаженную, или злополучную. Все христиане, особенно правоверующие, желают наследовать блаженную участь в жизни будущей. А для получения сего неизбежно понести различные болезни, по сказанному в слове Божием: Многими скорбми подобает нам внити в Царствие Небесное».

Рождественские и пасхальные послания преподобного Амвросия всегда публикуются отдельно от остальных писем. И это совершенно обоснованно. В них выражено существо христианского праздника, его духовное осмысление и переживание. Попробуйте перечитать эти послания накануне праздника, и тогда сердце по-особенному расположится и настроится на встречу с главными христианскими торжествами.

Журнал «Православное книжное обозрение»
Ежемесячное издание, выходит 11 раз в год

Главный редактор – иеродиакон Юрий (Филиппов)
Ответственный редактор – А. Ю. Сагань
Автор оригинал-макета – А. Б. Лопатина
Верстка – А. В. Соколова
Корреспондент – Р. А. Поддубцев
Рисунок на обложке – А. А. Котляров
Подписано в печать – 18.01.2011
Адрес для писем: 119435, Москва, ул. Погодинская 20, стр. 2,
редакция «Православного книжного обозрения»
E-mail: pko@pcroc.ru
Сайт: www.izdatsovet.ru
Тел.: 8 (495) 789-90-45 (добавочный 22-29)
Мнение авторов не всегда совпадает с мнением редакции
Отпечатано в ОАО «Типография “Новости”»
Номер заказа 132

Православное книжное обозрение №3(003) январь 2011



Лицензия Creative Commons 2010-2013 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru