Издательский Совет Русской Православной Церкви: Патриаршая литературная премия

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Патриаршая литературная премия 22.02.2011

Патриаршая литературная премия

В кафедральном соборном Храме Христа Спасителя 23 декабря 2010 года состоялось заседание Палаты попечителей Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Заседание возглавил председатель Палаты попечителей Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Заседание открылось вступительным словом Его Святейшества, рассказавшего о целях учреждения Патриаршей премии в области литературы.

Слово предстоятеля Русской церкви на первом заседании палаты попечителей Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Позвольте сердечно приветствовать всех участников первого заседания Палаты попечителей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Я благодарю вас всех за то, что вы приняли мое приглашение послужить делу русской словесности посредством работы в этом высоком собрании. Хотел бы обратить несколько слов и к членам Палаты попечителей, и через вас, ко всем, кто меня услышит в связи с нашим собранием.

Как сказано в положении о Патриаршей литературной премии, она учреждена «для поощрения писателей, внесших существенный вклад в утверждение духовных и нравственных ценностей в жизнь современного человека, семьи и общества, создавших высокохудожественные произведения, обогативших русскую литературу». Эта премия не имеет аналогов не только в истории Русской Церкви, но и в практике других Поместных Православных Церквей.

В связи с чем возникла такая идея и, собственно, зачем учреждена эта премия? Литература – собравшиеся здесь знают это лучше меня – отражает состояние культуры и духовных устремлений народа. Но одновременно она же формирует и культуру и эти устремления. Она формирует систему ценностей, в которой живут люди. Человек принимает решения на фоне той картины мира, которую ему представляют средства массовой информации – сегодня именно они вышли на первое место по степени влияния на духовную и интеллектуальную жизнь общества. Но на людей продолжают влиять и книжные тексты, имеющие более высокий статус в общественном сознании. Обычно писатели воспринимаются как умнейшие люди эпохи.

К сожалению, приходится констатировать, что сегодня преобладают литературно-художественные тексты весьма сомнительного содержания и ценностной ориентации. Эта болезнь проявляется не только в российском обществе, но и во всем мире. Действительно, можно говорить о кризисе жанра, о кризисе художественной литературы. Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, говорит нам Священное Писание (Еф. 4:29). Немалый вред приносит пустое, а нередко и гнилое, слово писателей, некоторые из которых опускаются, как мы знаем, до самого вульгарного сквернословия, опустошая тем самым души людей.

К сожалению, ситуация усугубляется тем, что наиболее известные и престижные светские премии в последнее время отказываются оценивать произведения с точки зрения их нравственного наполнения. Некоторые решения о присуждении этих премий фактически нельзя расценивать иначе, как вызов нравственной традиции нашего народа. А ведь посредством этих премий формируется некий стандарт, который в ценностном плане не соответствует духовной, культурной парадигме нашего народа.

А если так, то почему формируется этот стандарт? Некоторые считают, что главной причиной, почему все это происходит, являются эстетические предпочтения современного человека. Но литература никогда не была только эстетикой. Пожалуй, я не могу вспомнить ни одного писателя или поэта, кроме Велимира Хлебникова, который бы ставил эстетику впереди содержания. Поэтому очень важно, чтобы был создан некий институт, где высоко оценивалась бы роль писателя, который ставит задачу содействовать своим творчеством возвышению человеческой личности.

В качестве основного подхода к оценке литературных произведений сегодня чаще всего провозглашается постмодернистский принцип самодовлеющего текста – текста ради текста, текста в себе, когда текст и смысл оказываются разлученными. В итоге мы получаем своего рода замкнутый круг, западню. Современная литература считает нормальным не только описывать, но и восхвалять все греховные проявления человеческой природы. А обыватель, воспринимая эту поэтизированную картину мира, начинает рассматривать ее как нормативную и достойную подражания. Святитель Григорий Богослов говорил: «Равно худы и негодная жизнь, и негодное слово. Если имеешь одно, будешь иметь и другое».

Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение поощрять тех писателей, которые стремятся сочетать в своем творчестве высокие эстетические и нравственные идеалы. Именно такое искусство – искусство, сочетающее высокие этические и эстетические стандарты, – делает человека духовно крепким, стремящимся и способным к нравственному и интеллектуальному самосовершенствованию. Именно о таких книгах говорил святой Нестор Летописец в своей бессмертной «Повести временных лет», что они «суть реки, напояющие всю вселенную; это источники мудрости, ведь в книгах неизмеримая глубина, ими мы в печали утешаемся, они узда воздержания».

Именно такое искусство являет собой великая русская литература, занявшая важнейшее место в сокровищнице мирового духовного и интеллектуального наследия. Отечественная литература зародилась и развивалась в лоне христианской традиции и благодаря этому стала мощным инструментом укоренения христианских ценностей в культуре народа. Культурный архетип народов, находящихся под пастырским окормлением Русской Православной Церкви, их ментальность и система ценностей во многом были сформированы под воздействием русской литературы.

И сегодня русская литература является одной из важнейших скреп того духовного и культурного пространства, которое мы называем Русским миром. Произведения Гоголя, Тургенева, Достоевского, Бунина и многих других, перечитываемые в семейном кругу или изучаемые в школе, помогали нашим людям, в том числе оказавшимся в эмиграции, сохранить свою духовную, национальную и культурную идентичность.

Многие русские поэты и писатели осознавали свое служение как пророческое. Нередко они первыми ставили вопросы, которые со временем осознавались как общечеловеческие проблемы. Социальные катастрофы и политические потрясения XX века, нравственная деградация общества и обусловленные ею экономические кризисы и экологические угрозы XXI века, а также многое другое, существенно важное для бытия человечества, – все это было предсказано или предчувствовалось в произведениях наших выдающихся писателей и изложено ими на доступном языке художественных образов.

Эта всемирная и всемерная отзывчивость русской литературы предопределила ее общечеловеческое значение, закрепила за ней статус одной из величайших литератур мира. По нашему глубокому убеждению, русская литература не может и не должна утратить тот пророческий дар, ту огромную силу воздействия на умы и сердца людей, которой с избытком обладали ее лучшие представители. Сохранить наше уникальное литературное наследие в том русле, в каком оно развивалось веками, – вот цель, достижению которой призвана активно содействовать и наша литературная премия.

Другая важнейшая задача этого начинания – содействовать формированию вкуса читающей публики, прежде всего молодежи, ибо дурные книги, подобно худым сообществам, по слову апостола Павла, развращают добрые нравы (1 Кор. 15:33). И наоборот, приобщаясь к подлинному искусству, человек обретает более глубокое понимание жизни, себя и своих целей. Дмитрий Сергеевич Лихачев однажды очень точно сказал: «Награжденный даром понимать искусство, человек становится нравственно лучше, а следовательно, и счастливее».

Надеюсь, что соработничество Церкви и писательского сообщества может помочь достижению этих важных целей. Хочу пожелать всем, кто готов соучаствовать в этом добром начинании, удовлетворения от результатов совместной работы.

Положение о патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия

Утверждено Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом 9 марта 2010 года

1. Общие положения

1.1. «Патриаршая литературная премия имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия» учреждена для поощрения писателей, внесших существенный вклад в утверждение духовных и нравственных ценностей в жизни современного человека, семьи и общества, создавших высокохудожественные произведения, обогатившие русскую литературу.

1.2. Премия имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия учреждена Священным Синодом по инициативе Патриарха Московского и всея Руси Кирилла (Журнал № 115 заседания Священного Синода от 25 декабря 2009 года).

1.3. Премия присуждается ежегодно. Объявление о начале очередного премиального сезона осуществляется через средства массовой информации.

1.4. Премия вручается в номинации «За значительный вклад в развитие русской литературы».

1.5. Ежегодно вручается одна премия.

1.6. Делопроизводство и организация, касающиеся Патриаршей литературной премии, возлагаются на аппарат Издательского Совета.

1.7. Положение о Премии и все вносимые в него изменения утверждаются Патриархом Московским и всея Руси.

1.8. Органом, несущим ответственность за присуждение Премии, является Палата попечителей Премии.

2. Палата попечителей.

2.1. Палата попечителей Премии формируется Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом. В нее входят представители Русской Православной Церкви и литературного сообщества, общественные деятели, деятели науки и культуры.

2.2. Палата попечителей:

принимает решение о предоставлении Премии;

формирует Совет экспертов и определяет порядок его работы;

устанавливает размер материальной составляющей Премии;

утверждает эскиз (макет) памятного наградного знака и форму диплома Премии.

2.3. Палату попечителей в качестве Председателя возглавляет Патриарх Московский и всея Руси.

2.4. Секретарем Палаты попечителей является Председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви.

2.5. Секретарь Палаты попечителей отвечает за организацию работы Палаты и делопроизводство.

3. Совет экспертов.

3.1. Совет экспертов формируется Палатой попечителей.

3.2. Совет экспертов возглавляет председатель, назначаемый Патриархом Московским и всея Руси.

3.3. Секретарь Совета экспертов избирается на первом заседании Совета.

3.4. Секретарь Совета экспертов ведет протоколы заседания и отвечает за делопроизводство Совета.

3.5. Совет экспертов проводит экспертизу произведений, авторы которых выдвигаются на соискание Премии;

осуществляет отбор кандидатур и предлагает их на рассмотрение Палате попечителей в качестве номинантов.

4. Порядок выдвижения кандидатов на соискание Премии.

4.1. Правом выдвижения кандидатов на соискание Премии обладают главы Поместных Церквей, главы самоуправляемых Церквей в составе Московского Патриархата, епархиальные архиереи Русской Православной Церкви, органы государственной власти стран СНГ и Балтии, синодальные учреждения Русской Православной Церкви, общественные организации стран СНГ и Балтии.

4.2. Кандидат может быть выдвинут на соискание Премии повторно.

4.3. При выдвижении кандидатов на соискание Премии предоставляются следующие материалы:

4.3.1. Письмо о выдвижении, в свободной форме на бланке организации;

4.3.2. Анкета, форма которой представляется на сайте Издательского Совета. В анкете должны содержаться:

– сведения об организации, осуществляющей выдвижение кандидата на соискание Премии, необходимые контактные телефоны и адреса,

– биография кандидата с указанием фамилии, имени, отчества, перечня наиболее значительных произведений,

– мотивация выдвижения кандидата на соискание Премии.

4.3.3. Литературное произведение (произведения), которые предлагаются для принятия решения о награждении их авторов.

4.3.4. Письменное согласие кандидата на его выдвижение в кандидаты на соискание Премии.

4.4. Все кандидатуры, выдвинутые на соискание Премии, регистрируются Издательским Советом. К рассмотрению Советом экспертов принимаются кандидатуры, полный пакет материалов по которым был отправлен по почте или доставлен в адрес Издательского Совета не позднее даты окончания приема материалов.

4.5. Кандидат, выдвинутый на соискание Премии, имеет право снять свою кандидатуру с рассмотрения, направив в Издательский Совет личное заявление на имя Секретаря Палаты попечителей.

5. Определение лауреатов и процедура их награждения.

5.1. Лауреаты Премии определяются простым большинством в результате голосования членов Палаты попечителей. Голосование может быть открытым или закрытым. Вопрос о способе голосования принимает Палата по представлению председателя.

5.2. Решение Палаты попечителей оглашаются на церемонии награждения в присутствии представителей средств массовой информации и публикуются на сайте.

5.3. Лауреатам Премии вручаются наградные комплекты, состоящие из памятного наградного знака, диплома и свидетельства о денежной части Премии.

5.4. Торжественная церемония вручения Премии приурочивается ко дню Славянской письменности и культуры.

6. Сроки премиального процесса.

6.1. Прием кандидатов на соискание Премии начинается в день объявления лауреатов Премии.

6.2. Информация о сроках приема публикуется на сайте Издательского Совета Русской Православной Церкви.

7. Налоги и сборы.

7.1. Палата попечителей Премии предоставляет информацию о лауреатах Премии в Федеральную налоговую службу России в соответствии с действующим Законодательством Российской Федерации. Лауреаты несут обязательства по выплате из суммы Премии всех налогов и сборов, установленных на территории Российской Федерации, в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации.

Прием заявок на соискание Патриаршей литературной премии в 2011 году открыт с 14 января и будет осуществляться до 1 марта

Перечень неоходимых документов и форму заявки можно найти на сайте Издательского Совета

Правом выдвижения кандидатов на соискание Премии обладают главы Поместных Церквей, главы самоуправляемых церквей в составе Московского Патриархата, епархиальные архиереи Русской Православной Церкви, органы государственной власти стран СНГ и Балтии, синодальные учреждения Русской Православной Церкви, общественные организации стран СНГ и Балтии.

Заполненная заявка и документы могут быть переданы по адресу Издательского Совета Русской Православной Церкви:

119435, Москва, ул. Погодинская, д. 20, корп. 2 с пометкой «В Совет экспертов Патриаршей литературной премии»

Премия вручается в номинации «За значительный вклад в развитие русской литературы». Премия не вручается за какое-то отдельно взятое произведение. Торжественная церемония вручения Премии пройдет в период празднования Дней славянской письменности и культуры.


Журнал «Православное книжное обозрение»
Ежемесячное издание, выходит 11 раз в год

Главный редактор – иеродиакон Юрий (Филиппов)
Ответственный редактор – А. Ю. Сагань
Автор оригинал-макета – А. Б. Лопатина
Верстка – А. В. Соколова
Корреспондент – Р. А. Поддубцев
Рисунок на обложке – А. А. Котляров
Подписано в печать – 18.01.2011
Адрес для писем: 119435, Москва, ул. Погодинская 20, стр. 2,
редакция «Православного книжного обозрения»
E-mail: pko@pcroc.ru
Сайт: www.izdatsovet.ru
Тел.: 8 (495) 789-90-45 (добавочный 22-29)
Мнение авторов не всегда совпадает с мнением редакции
Отпечатано в ОАО «Типография “Новости”»
Номер заказа 132

Православное книжное обозрение №3(003) январь 2011



Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru