Издательский Совет Русской Православной Церкви: Филолог, философ, пушкинист

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Филолог, философ, пушкинист 08.03.2023

Филолог, философ, пушкинист

В 2020 году ушел из жизни Валентин Непомнящий – известный литературовед, исследователь творчества Пушкина, автор замечательных книг и телевизионных программ. Наверное, каждый, кто бывал на выступлениях Валентина Семеновича, может рассказать каким открытым, доступным и интеллигентным человеком он был, как умел передать окружающим свою увлеченность Пушкиным. В сборник «Удерживающий теперь» вошли его лучшие статьи, посвященные гению русской словесности.

Открывает книгу биографический очерк, написанный О.Н. Скляровым, в котором говорится, что Валентину Непомнящему было суждено стать первопроходцем духовно-религиозного осмысления творчества Пушкина в советском литературоведении. Удивительный факт: когда Непомнящий начинал свои штудии, он не был знаком с трудами русских религиозных философов, посвященных Пушкину, (таких как Иван Ильин, Семен Франк или отец Сергий Булгаков,) но он во многом предложил сходную интерпретацию творчества национального гения. «Непомнящий как исследователь-христианин благополучно избежал соблазна упрощений и «прикладной» схематизации вероучительных истин, не пошел по пути примитивной «сверки» поэзии с катехизисом и прямолинейной «догматической» критики художественных текстов, ни по пути благочестивого «исправления» и «выпрямления» зигзагов судьбы и творческих исканий писателя», – отмечает О.Н. Скляров.

Есть еще один важный момент: хотя Валентин Непомнящий был доктором наук, он чаще позиционировал себя как филолог-философ. В статьях, обращенных к широкому читателю, он не всегда строго заботился о наличии справочного материала, из-за этого его выводы могут показаться не до конца обоснованными. Но при этом, его интерпретация пушкинских текстов всегда подразумевает глубокое погружение в тему, знание источников и биографического контекста.

Большинство статей, вошедших в книгу, были написаны в 90-е годы, но составители сборника для понимания развития мысли литературоведа включили и его раннюю работу 1965 года – «Двадцать строк», посвященную стихотворению «Памятник». Разбирая этот текст, Непомнящий пишет о последних годах жизни Пушкина, когда «его заперли в клетке сплетен, клеветы, долгов, цензурных придирок и полицейского надзора». Хотя поэт чувствовал нервное истощение из-за унизительных житейских волнений, он продолжал работать и в стихотворении «Памятник» выразил свое кредо: «Веленью Божию, о муза, будь послушна…». Сам Непомнящий впоследствии называл статью «Двадцать строк» задиристой и наивной. И все же она примечательна тем, что в ней явно ощутимы подступы к религиозному осмыслению наследия поэта. Такая интенция филолога-философа тогда подверглась разносу от мэтра советской пушкинистики Д.Д. Благого, стоящего на базе марксистко-ленинской методологии. Этот эпизод красноречиво свидетельствует, что в литературоведении Валентин Непомнящий стремился найти свою дорогу, возможно, вдохновляясь пушкинскими строками: «Самостоянье человека, залог величия его». Этим своим «самостояньем» Валентин Непомнящий и интересен.

Ключевая статья книги, давшая ей название – «Удерживающий теперь» посвящена осмыслению значения Пушкина для отечественной культуры. В ней Непомнящий делится своими историософским размышления о становлении русской цивилизации, выделяя главные вехи – Крещение Руси и реформы Петра Великого. А еще он выражает сокровенные мысли о католицизме и православии, называет западную культуру – рождественской, а русскую культуру – пасхальной. Анализируя особенности художественного мышления и языка главного национального гения, филолог-философ вводит термин «онтологический реализм», отмечая, что стилю Пушкина свойственны лаконизм, функциональность каждого штриха, умолчания, незавершенности, многозначности, дающие простор для интерпретаций. Автор выходит за рамки литературоведения и рассуждает о природе творчества, о феномене «русской духовности» и путях отечественной словесности, а также о трагическом опыте ХХ века, с его социальными потрясениями, богоборчеством, покаянием и последующим церковным возрождением. Критикует он и реалии эпохи 90-х годов, с ее культом потребления и гедонизма, новых духовных ловушек. А еще Валентин Непомнящий делает прогноз на будущее – выражает надежду, что Россия в третьем тысячелетии будет развиваться как христианская страна, напоминая: «Вся история русской культуры с ее взлетами, подвигами, отклонениями и ересями, все ее победы и внутренние драмы совершаются относительно этой неизменной – православной – оси».

Значительное место в статьях Валентина Непомнящего занимают разборы пушкинских шедевров, среди которых он особенно выделяет «Бориса Годунова», «Евгения Онегина», «Маленькие трагедии», «Капитанскую дочку», стихотворение «Пророк» и сказки. Как каждый исследователь Непомнящий предлагает свое осмысление мировоззрения Пушкина, отмечая, насколько сложно его описать, каким неуловимым для однозначных определений оно остается. «Одни видят в нем преимущественно языческое начало, другие – христианское; одни считают его атеистом, или деистом, или пантеистом, или агностиком, другие – верующим; одни либералом, другие – консерватором и государственником», – пишет он в статье «Центральное явление нашей культуры», подчеркивая, что споры о пушкинском наследии продолжаются и в наше время, каждое поколение предлагает собственное прочтение классика.

Свое понимание «солнечного гения» Валентин Непомнящий наиболее обстоятельно излагает в статье «Введение в художественный мир Пушкина», где говорит о национальном поэте России в контексте западной культуры – от Античности до Нового времени. Создателю русского литературного языка и первопроходцу многих жанров отечественной словесности Валентин Непомнящий дает самую высочайшую оценку и соотносит его с гениями других европейских стран – Гомером, Данте, Шекспиром, Гете. При этом исследователь отмечает, что для русского народа Пушкин – не только национальный миф, но и живое явление, потому что его «художественный мир, при всех сложностях личной духовной биографии автора, сам по себе пронизан светом Божественной Правды».

Сборник «Удерживающий теперь» дает представление о Валентине Непомнящем как о литературоведе, мыслителе и глубоко верующем православном человеке. Его труды обращены ко всем, для кого Пушкин остается тайной и вечным спутником.

Татьяна Медведева

В тему. Валентин Непомнящий (1934-2020) окончил филологический факультет МГУ, отделение классической филологии. Автор книг «Поэзия и судьба. Статьи и заметки о Пушкине», «Пушкин. Русская картина мира», «Да ведают потомки православных. Пушкин. Россия. Мы» «На фоне Пушкина». Доктор филологических наук. Лауреат Государственной премии Российской Федерации (2001). Сборник статей «Удерживающий теперь», вышедший в издательстве Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, отмечен дипломом конкурса «Просвещение через книгу».








Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru