Издательский Совет Русской Православной Церкви: Наученные человечности

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Наученные человечности 21.11.2022

Наученные человечности

Каждому ребенку, наверное, хотелось бы хоть раз в жизни попасть в сказку и узнать, как живут любимые сказочные герои. Конечно, мы не можем отправиться в страну вымышленных существ, например, или пообщаться с говорящими животными. Но всем известно, что героями сказок становились и реальные люди, обладающие особым статусом или талантом. Силачи, ученые, смекалистые самоучки из простого народа, колоритные вельможи и военные, а также цари и их окружение.
И вот о жизни последних, наверное, наиболее реально рассказать детям: несмотря на то, что образы сказочного «царя» или «царицы», а также их детей собирательны, осталось немало исторических свидетельств о том, как жили и чем занимались настоящие царские семьи, как они выглядели в повседневной жизни, о чем мечтали и как работали. Об этом и повествует нам новая книга Анастасии Черновой.
Книга издана для детей, но читается порой тяжело, видно, что рассчитана она на ребят, уже подготовленных к сложной правде о судьбе последнего русского царя. Она — о реальной жизни, порой сложной, порой очень страшной. Уже в названии автор подчеркивает: речь пойдет об истинных царевнах (противопоставленных исподволь «неистинным», то есть сказочным). Чем же они отличаются от вымышленных нежных созданий в пышных платьях?
Повествование начинается максимально реалистично: у девочек урок чистописания. Оказывается, как и большинству обычных современных детей, им приходится учиться: мы видим обычных живых девочек, которым скучновато, которым хочется играть и бегать вместо занятий, у которых есть «домашние» вполне прозаические имена и даже прозвища. Они скачут по мебели, шумят, отвлекаются — обычные дети. «Сказочные принцессы, пожалуй, вкушали бы сладости из хрустальной посуды и катались бы на белом единороге. Всегда ходили бы возвышенные, почти призрачные. Наша же книга — посвящена реальным русским царевнам, великим княжнам», напоминает автор. И далее описывает повседневную жизнь княжон — кратко, но образно, на самых ярких примерах событий.
Мне очень понравилась художественность языка: чувствуется, что в данном случае приемы выразительности стали замыслом. С помощью них автор хочет показать читателям мир царской семьи максимально близко и ярко. Каждое из событий изобилует деталями и эмоциональными репликами, и вот — благодаря языку событие оживает. Мы как будто находимся рядом с царевнами в те моменты их жизни, которые приоткрыты нам вроде как случайно и оттого более притягательно. Если бы это была книга для взрослых, возникли бы вопросы к принципу повествования: так реалистично, с изобилием эмоциональных диалогов редко кому удается писать на исторические темы. Но так как это издание для детей — подход выбран единственно верно, потому что дети воспринимают именно эмоции, а не сухой пересказ. Очень реалистично описаны страдания неизлечимо больного царевича, в мельчайших деталях воссоздан тяжкий быт сосланной в Сибирь царской семьи… И тут же так же подробно описывается и хорошее: рукоделие, домашние игры и традиции, праздники, подарки.
Все это, на мой взгляд, и служит тем изменчивым фоном, который подсвечивает неизменно светлый облик великих княжон. Облик, поддерживаемый ими изнутри, независимо от того, что происходит вокруг. В отличие от сказочных капризных принцесс, их характеры закаливала, например, необходимость улыбаться гостям на официальном приеме, когда в дальних комнатах дворца мучается брат. Необходимость посещать больных туберкулезом, когда знаешь, что лекарств от туберкулеза нет и ты можешь заразиться. Необходимость всегда «держать лицо» внешне и быть сострадательной и мудрой внутри. Легко быть «воздушной» принцессой тогда, когда все хорошо: ты можешь беззаботно играть в дорогой обстановке дворца в теплых и удобных одеждах, можешь учиться или делать вид, что учишься, можешь дурачиться с сестрами в саду. А как поведет себя человек в туберкулезном или военным госпитале? А в условиях тюремного заключения? Каково ему будет попасть в сложные бытовые условия, если он к этому не привык с младенчества, как отнесется он к надобности зашивать самостоятельно рваную одежду, отогревать дыханием закоченевшие руки? На момент ареста сестрам было соответственно: Ольге — 22 года, Татьяне — 21 год, Марии — 19 лет, Анастасии 17. Фактически это уже взрослые девушки, даже не подростки. Люди в этом возрасте могут уже не только по-разному реагировать на стресс, но и выбирать очень разные стратегии поведения. Но и в условиях ареста и полнейшей неопределенности будущего каждая выбрала для себя путь не только физического выживания (сажать овощи, помогать другим, заботиться), но и сохранения своей внутренней цельности, состояния царственной доброжелательности ко всем, а ведь это самое сложное.
Мне кажется, эта книга хороша тем, что в простой, понятной детям форме подсвечивает чрезвычайно важную мысль. Каждый человек создан по образу и подобию Божию, и каждый христианин в идеале носит внутри себя это чистое, светлое чувство, как носит нательный крест на груди. Конечно, в реальности жизнь складывается по-разному — никто из нас не может, наверное, сказать, что живет самую идеальную свою жизнь. Но сложность жизни настоящей царской семьи, в отличие от сказочной и в отличие от жизни подданных своей страны, в том, что царь не просто назначен, он помазан на царствие (то есть фактически — дан народу свыше). Поэтому он и его семья несут огромную ответственность: они должны не только править здесь, на земле, но и служить примером истинно христианского поведения для остальных. Делать других лучше через собственный ежедневный духовный труд. Именно поэтому автор подбирает такие сложные порой для восприятия моменты и окрашивает их эмоциями, чтобы показать условия этого труда и, возможно, заставить маленьких читателей задуматься. Глубина личности не приходит от легкости жизни, от вседозволенности, она — опыт преодоления, трудный и болезненный. Царь — это не богатый бездельник, которому абсолютно все можно. Царю дается страна для защиты, для развития и благоустройства, для воспитания подданных хорошими людьми. Об этом и рассказывает нам эта книга. Без сусальности, наигранной нежности в образах героев, без жалости автора к героям, которая порой мешает биографам показать ситуацию такой, какая она есть.
Николай II, от природы совестливый, мягкий, богобоязненный, старался жить насыщенной духовной жизнью в любых обстоятельствах. В этом его поддерживала супруга, пришедшая к Православию через годы изучения основ веры и принявшая их всем сердцем. Мы не будем сейчас говорить об истории государства, в предлагаемой книге мы просто видим, что в условиях, созданных родителями, их дети, с раннего возраста наученные человечности, сострадательности, простоте быта и высоте духовной культуры, оказались, как бы странно это ни звучало, прекрасно подготовлены к беде, которая с ними случилась. Автор не дает личных оценок событиям, в которых участвовала царская семья, но тонко и умно подсвечивает главное: почему быть настоящей царевной так непросто и почему именно семью последнего русского царя мы видим в храмах на иконах. «Невозможно победить тех, кто верит в Бога и творит дела любви. Ведь когда любишь своих друзей и даже врагов, то небо становится близким, а жизнь — вечной»…

ЕКАТЕРИНА РАТНИКОВА

Источник: журнал «Православное книжное обозрение»

ВЕЛИКИЕ КНЯЖНЫ РОМАНОВЫ. ИСТИННЫЕ РУССКИЕ ЦАРЕВНЫ
Жизнеописание в пересказе для детей
А. Чернова
М.: Символик, 2022. — 64 с., ил.
ИС Р21-117-0421
ISBN 978-5-6046322-3-9








Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru