Издательский Совет Русской Православной Церкви: Пасхальные вести Якова Полонского

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Пасхальные вести Якова Полонского 29.04.2022

Пасхальные вести Якова Полонского

Разговор с дочкой

Мы с дочкой стоим на мосту и смотрим, как вместе с льдинами уплывает по мутной вздувшейся реке брошенная нами ветка. «Как у Винни-Пуха с Пятачком», – смеется дочка. Через полчаса начинается занятие в балетной студии, но сложно отказать себе в удовольствии поглазеть на ледоход. Весна нынче поздняя.
– Мам, хочешь, расскажу стихотворение, которое к Пасхе в воскресной школе дали? – вдруг говорит она.
Я киваю. Стихотворение это я слышала уже раз пятнадцать, но с удовольствием послушаю еще. Оно словно создано для сегодняшнего дня – мрачного, сырого и ветреного, кажется, и не апрельского вовсе, с грязными льдинами, уплывающими в туманную дымку.
– Давай.
Она медлит, глядя в мутную весеннюю воду, шумно вдыхает и начинает:
Весть, что люди стали мучить Бога,
К нам на север принесли грачи…
Потемнели хвойные трущобы,
Тихие заплакали ключи.
На буграх каменья обнажили
Лысины, прикрытые в мороз,
И на камни стали падать слезы
Злой зимой ощипанных берёз.
И другие вести, горше первой,
Принесли скворцы в лесную глушь:
На кресте, распятый, всех прощая,
Умер Бог, Спаситель наших душ.
От таких вестей сгустились тучи,
Воздух бурным зашумел дождём.
Поднялись, морями стали реки,
И в горах пронесся первый гром.
Третья весть была необычайна:
Бог воскрес, и смерть побеждена!
Эту весть победную примчала
Богом воскрешённая весна…
И кругом луга зазеленели,
И теплом дохнула грудь земли,
И, внимая трелям соловьиным,
Ландыши и розы зацвели.
Стихотворение отзвучало, мы молчим. Я думаю о том, как это здорово сделано: никаких вступлений и общих слов. Автор с размаху погружает нас в весну. Сначала в хмурую и сырую, потом – в бурную и грозную, наконец, в нежную и цветущую. И никакого сомнения не возникает, что природа отзывается на мучения своего Создателя. Это похоже на музыкальное произведение – короткое, но вмещающее три настроения. У него нет задачи объяснить – оно помогает почувствовать. Вот и тут нет рассуждений, отступлений, за которые запинается ритм: он стремительный и точный в каждой фразе, в каждом звуке.
Я трогаю дочку за плечо, она кидает последний взгляд в туманную даль реки, и мы уходим. Пора.
– Мама, а это стихотворение Полонский написал?
– Да, Яков Петрович Полонский. Он жил в XIX веке, чуть позже Пушкина.
Пушкин – это у нас такая зарубка на ленте времени. Когда тебе 8 лет, и ты живешь в XXI веке, сложно понять, чем отличаются начало и конец века XIX. А скажешь «Пушкин» – и понятно.
– А Полонский очень в Бога верил?
– Да, очень. Тогда не все верили – особенно писатели, журналисты, ученые. Некоторые из них считали себя атеистами.
– Это которые думают, что Бога нет?
– Ну да. А Полонский был не только поэтом, но и журналистом, и редактором. И с многими дружил. Например, с Иваном Тургеневым – ты его в школе будешь изучать. Или с Афанасием Фетом: помнишь, мы читали его стихи «Ласточки пропали» и «Мама, глянь-ка из окошка»?
– А они тоже были атеистами?
– Фет не был атеистом. А вот Тургенев был.
– Как же тогда они дружили?
– А у тебя все дети в классе в Бога верят?
– Нет, не все. Некоторые тоже говорят, что Бога нет.
– Ну, вот видишь. И у Полонского были такие друзья. И он их любил. Но свою веру хранил твердо. Тогда среди образованных людей было модно говорить, что Бога нет. Некоторым казалось, что, если ты атеист – ты образованный, интересный человек. А верующие люди – неграмотные, книжек научных не читали, одно Евангелие да Псалтирь. Полонский никогда этой моде не поддавался.
– А он ссорился с атеистами?
– Нет, не ссорился. Его так и называли – «незлобивый поэт». И любили. Он ко всем относился уважительно, без насмешек и без злобы. Не спорил о своих убеждениях, не доказывал свою правоту. Хотя внутри твердо знал, что прав.
– А он еще стихи про Бога писал?
– Писал. Вот, например:
Жизнь без Христа – случайный сон,
Блажен, кому дано два слуха –
Кто и церковный слышит звон,
И слышит вещий голос Духа!
Тому лишь явны небеса,
Кто и в науке прозревает
Неведомые чудеса,
И Бога в них подозревает.
Этим стихотворением Полонский как раз обращается к своим друзьям-атеистам. Говорит о том, что можно быть ученым – и крепко верить в Бога. Одно не противоречит другому.
– А наше стихотворение?
– Наше? О Пасхе? Оно о том, как человек находит отражение своих чувств в состоянии природы.
– Но там ведь не говорится ни о каком человеке.
– Да, не говорится. Но он есть. Это лирический герой – вы его будете на уроках литературы изучать, когда подрастете. Иногда мы видим в нем автора, иногда нет. Но именно о чувствах лирического героя мы узнаем из стихотворения.
– А здесь у него какие чувства?
– А как ты думаешь?
Дочка не любит этот вопрос, я очень люблю. Он выдергивает ее из расслабленного слушания и заставляет думать.
– Он смотрит на весну… И жалеет Христа…
– Ты права. Именно так: и наблюдает, как весна приходит, и переживает мучения и крестную смерть Господа. Сначала он чувствует острую жалость: люди стали мучить Бога! Смотрит вокруг – и видит, что природа плачет: все тает. Только не радостно тает, а как у нас сегодня – холод, туман, сырость. И его жалость становится острее.
Дочка включается в анализ. Ей интересно разгадать, что же дальше. Говорит:
– А потом Христа распяли, и началась буря.
– Да! Герой смотрит на то, как грозно разлились реки, слушает первый весенний гром – и вспоминает евангельские события. Когда Христос умер на кресте, началось землетрясение, об этом говорится в Евангелии. Поэт Евангелие прекрасно знал, и в весенней буре он видит отражение событий Священного Писания.
– А потом все зацвело, и Христос воскрес!
Дочка вдруг срывается с места и вприпрыжку уносится вперед по тротуару. Я улыбаюсь и думаю, как тесно связаны у детей интеллектуальная работа и потребность в движении. Поняла логику стихотворения – обрадовалась – побежала. Дочка возвращается и вдруг становится серьезной:
– Мама, но ведь Христос умер и воскрес уже давно. И мы знаем, что Он воскрес. Как природа чувствует, что это было?
– Природа не чувствует, чувствует человек. Только ему из всех Божьих созданий дана способность чувствовать так тонко. Например, каждый год переживать смерть и воскресение Спасителя.
– А мы тоже будем переживать?
– Ну, заставить себя переживать насильно мы не сможем. Да и ни к чему это. Но если ты знаешь, как страдал из-за нас Христос, сложно не переживать.
Дочка шагает молча. Потом начинает спрашивать, на какие службы мы пойдем на Страстной неделе. Мы говорим о Страстных Евангелиях, о выносе Плащаницы и службе Великой субботы. Вспоминаем прошлый год. Вдруг она неожиданно перебивает меня вопросом:
– Мама, а Полонский в раю сейчас?
Я сглатываю внезапно возникший в горле комок, он мешает ответить. Смотрю на реку, уносящую вдаль грязные льдины. И отвечаю:
– Я не знаю. Но я верю, что это так.

Марина Минаева

Источник



Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru