Издательский Совет Русской Православной Церкви: Цифра и слово

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Цифра и слово 28.03.2022

Цифра и слово

В Издательском совете в очно-дистанционном формате прошел круглый стол «Цифра и слово. Сохранение человеческого в человеке». В нем приняли участие известные писатели, литературоведы, издатели и журналисты. В работе круглого стола также участвовали сотрудники аппарата Издательского совета: иерей Николай Балан, иеродиакон Вонифатий (Вельмякин), В. А. Курицина, Э. Л. Михайлюк.

МИТРОПОЛИТ КАЛУЖСКИЙ И БОРОВСКИЙ КЛИМЕНТ, председатель Издательского совета Русской Православной Церкви:

— Цифровые технологии влияют на то, как живет человек, в том числе на то, как мы воспринимаем слово. Мне бы хотелось остановиться на отношении к источникам, которые обрушиваются на человека, — их продуманности, надежности, об ответственности за сказанное в интернете.
Вчера у нас проходила конференция по святителю Феофану. У него великолепное эпистолярное наследие — тысячи писем. Так раньше общались: когда не могли встретиться, вступали в переписку. Потом появился телефон, сначала стационарный. К телефонному разговору готовились, особенно если человек шел на переговорный пункт и заказывал 3-5 минут. Тогда он продумывал вопросы, чтобы быстро спросить и быть понятым на другой стороне линии. Человек продумывал беседу, не задавал вопросов, которые несущественны и неважны. А сейчас по мобильному телефону можно в течение короткого времени позвонить несколько раз: я забыл еще об этом спросить. Позвонил из дома, потом по дороге, с работы. Кроме звонков мы используем мессенджеры, разные системы цифровой связи. Говорим коротко, порой бессвязно. Все до того упрощается, что человек скоро перестанет использовать слова, будет общаться смайликами.
Если мы вспомним традиционное бумажное письмо, то тогда мы сидели, продумывали каждую строчку, переписывали, что-то добавляли. Ответ приходил тоже глубокий, продуманный.
А все мы знаем, что мышление и речь зависят от постоянного использования слова: как человек разговаривает, какие слова использует, какие темы поднимает, насколько их продумывает.
Это мы теряем, особенно в среде молодежи. Чаще всего сообщения короткие, передают мысль кусочками, фрагментами. Это мы встречаем и в современной литературе. В интернете появляется много текстов, которые не продуманы, где могут быть описаны такие ситуации, о которых раньше даже боялись говорить в публично среде. Люди могут спокойно рассказывать о своих соседях, супруге, о своих родственниках. Человек часто рассказывает о каких-то просто придуманных фактах, а читатели воспринимают это как историческую реальность. Некоторые темы, которые человек раньше не мог обсуждать открыто, сейчас спокойно обсуждает.
Эта открытость цифрового пространства накладывает отпечаток. Если раньше человек помнил: «слово не воробей, вылетит — не поймаешь», «что написанное пером не вырубишь топором», — то сейчас к этому относятся спокойно. И современники наши забывают слова Христа, что за каждое слово мы дадим ответ.
Когда пишут все подряд и публикуют на электронных ресурсах, мы не можем знать, как это повлияет на читателя. А ведь там много всякого материала, который несет только разрушение души человека.
Цифровые технологии здесь не виноваты. Это лишь возможности, которая дает современная техника. Дело в самом человеке.
То, как мы воспитываем молодежь, — от этого многое зависит. Ребенок рождается чистым, но когда вырастает, становится зараженным ядом злого слова. Чем больше будет положительной литературы, даже в наш цифровой век, тем лучше.
Без сомнения, цифра, с одной стороны, дает новые возможности. С другой, заменяя живое общение, обедняет его. Цифра отразилась и на самой литературе. Поток новых текстов стал слишком массовым не только для читателей, но и для профессионалов. В них трудно разобраться: какой несет добро, а какой имеет разрушительный характер. В отношении Слова с большой буквы и современных электронных цифровых технологий мы и планируем сегодня поговорить.

К. П. КОВАЛЕВ-СЛУЧЕВСКИЙ, писатель, лауреат Патриаршей литературной премии:

— Поднята замечательная тема. Я даже думаю, что мы будем говорить не столько о слове, например, в соцсетях, а об искусственном разуме. О цифре, которая грядет, когда будут заменять человека искусственными машинами.
Мы, писатели, относимся не к Министерству культуры, а к Министерству цифровых технологий. У меня даже родился такой анекдот: если мы говорим, что в начале было Слово, то, наверное, Министерство цифровых технологий считает, что в начале была цифра. В этом есть что-то интересное с точки зрения философии. Каждая буква имеет цифру, и каждая цифра — букву. Так, например, было в Древней Руси. Каждое литературное произведение мы можем перевести в цифру, не в плане айти-технологий, а в том смысле, что каждой букве будет соответствовать ее цифра. Может быть, мы скоро начнем писать цифрами, а не буквами.
Меня это не пугает: даже если мы создадим искусственную цивилизацию, и за нас все будут делать машины, которые будут загружены по полной программе человеческими знаниями, эмоциями, и даже, возможно, добротой и грехами, все равно эта машина не превзойдет человека. Мы тоже созданы по образу и подобию Божию, но не созданы богами. Это большая разница. Когда человечество в античности существовало «вместе с богами», тогда боги, скорее, напоминали некие цифровые машины, потому что их придумал человеческий разум. Человечество изобрело этих богов, и ничего с ним не случилось. Наоборот, был большой всплеск развития культуры, и это особая тема.
Только что мне подарили колонку под названием «Маруся», а у меня дома живет кошка Маруся. И каждый раз, когда я говорю «Маруся», вместо «мяу» включается колонка и спрашивает, какой вопрос я хочу задать. Пришлось переименовали кошку в Дусю, иначе включается машина и начинает с тобой разговаривать.
Меня не пугает будущее блогов, переписки и дневников. Есть люди, которые всегда писали на заборе три буквы, — они будут их писать и в социальных сетях. Наоборот, мне кажется, цифровые технологии или, например, соцсети в этом смысле возродили как эпистолярный жанр, так и дневниковый. Другое дело, дневники раскрывают тайную жизнь человека, люди стали делиться тем, чем раньше не делились. Но ведь известно, что чтение дневников или мемуаров — это крайне интересная вещь, потому что из них мы много узнаем того, чего не знали о человеке. Это ведь было изобретено не нами. Вспомним дневник Достоевского, который он вел постоянно. Это то же самое, что он вел блог, который тогда еще просто не мог распространяться. По сути дела, цифровая система — это технология, а не способ передачи информации.
За свое слово человек, безусловно, будет отвечать. Но большая вероятность, что скоро человек будет отвечать и за цифру. Потому что она будет приравнена к слову. Сейчас мы уходим постепенно из эпохи слов и литературы. Очень важным, популярным, приемлемым для многих людей становится акционизм, перформанс, а не слово. Есть такая система ТикТок, где можно вообще ничего не говорить, а только показывать, и это будет вызывать притяжение миллионов людей. Опять же, плохо это, или нет?.. Я думаю, что цифровые машины никогда не заменят человека. Даже если великий инквизитор вновь создаст свое государство, в котором будут царствовать цифровые машины, они никогда не победят человека. Разве что только оружием. Человек создает оружие, чтобы вместе с ним воевать. Оружие создается для помощи человеку, но может стать и его гибелью.

МИТРОПОЛИТ КЛИМЕНТ:

— Машина не заменит человека, но она его обеднит. Такая аналогия: сейчас мы пешком почти не ходим, ездим на транспорте. И человек стал слабее. Даже я застал еще таких людей, которые из Москвы на праздник преподобного Сергия ходили пешком в Сергиев Посад. Для каждого было почти обязательно сходить к святыне — в Киев, к монастырям.
И цифра обедняет нашу мысль. Молодежь уже не может нормально сказать фразу. У них слабо развита речь, они не могут изложить свои мысли.

О. А. НИКОЛАЕВА, писатель, поэт, профессор Литературного института имени
А. М. Горького, лауреат Патриаршей литературной премии:

Я бы хотела начать, прочитав несколько строф из поэта Николая Гумилева:
В оный день, когда над миром новым
Бог склонял лицо Свое, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.
А для низкой жизни были числа,
Как домашний, подъяремный скот,
Потому, что все оттенки смысла
Умное число передает.
Но забыли мы, что осиянно
Только слово средь земных тревог,
И в Евангельи от Иоанна
Сказано, что Слово это Бог.
Хочу сказать, что мы сейчас действительно находимся в ситуации уже, мне кажется, начавшейся войны. Не только потому, что страсти кипят в политическом поле, а потому, что идет борьба двух цивилизационных стратегий. Это западная цифровая цивилизация с невероятным количеством информации. Это знания, лишенные смысла, лишенные идеи, которая стоит за ними. И, наоборот, цивилизация Логоса, это русская цивилизация. Где в центре стоит Логос и смыслы. Поэтому актуальна великая русская литература, которой мы совершенно поражаемся, потому что она и передает «все оттенки смысла». Мы читаем произведения и находим ответы на вопросы, которые нас мучают.
Главным средством русской идентификации является Православие. Удар нанесен по нему.
Об этом писал еще Константин Леонтьев, у него есть работа «Средний европеец как орудие всемирного разрушения». Но сейчас уже на смену европейцу пришел средний американец с извращенными представлениями, которые пытаются внедрить в нашу жизнь.

Э. В. ГЕВОРКЯН, писатель:

— Соглашусь с Олесей Александровной в том, что идет война. Цифровые технологии — это оружие. И как бы оно ни казалось злым и недостойным, мы тоже должны им пользоваться, но во имя добра. Иначе получится, что мы выступаем со щитом и мечом против артиллерийского орудия и танка. И, наверное, тема нашей дискуссии — в том, что и как мы можем этому противопоставить технологически, личностно. Как работать с авторами в эпоху цифровых технологий. Использовать цифру во благо — наша обязанность, хотя цифра сама по себе влияет на структуру общества и ведет к неким соблазнам, избежать которых не всякий сумеет. Показать эти соблазны — тоже наша задача.

В. С. ПЕТРОВ, главный редактор литературного журнала «Дон»:

— Мы сейчас живем в двух реальность — цифровой и обычной. Прятаться от цифры нет смысла. Другое дело, нужно понимать, что это дает возможность власти, используя различные формы, управлять миром. Те же самые цветные революции происходят с помощью цифры. У кого она в подчинении — у того и информационный поток.
Сейчас нагнетается международная обстановка, появляются новые средства ведения войны… Речь идет о кибервойне, и это новые формы. Здесь цифра используется как во вред, так и во благо. Наше оружие современное, соответственно и цифра там присутствует. Сейчас без этого нельзя. Цифровая реальность — это продукт слова, но не наоборот. Мы это должны понять и спокойно заниматься своим делом. Если писатель написал талантливо, достойно того, чтобы найти свое место в нашей жизни, — он это место найдет, потому что слово ничем незаменимо.

В. Ф. ТЕРЕХИН, глава Калужской писательской организации Союза писателей
России:

— Когда мы говорим о цифре, мы подразумеваем грешного, слабого человека — как он воспользуется теми возможностями, что есть в этой цифре. А они большие. Он может воспользоваться во вред самому себе, а может — во благо.
Ведь когда-то появилась машина Гуттенберга, которая перевернула этот мир на 180 градусов. Это был цивилизационный сдвиг. Сейчас мы снова переживаем подобный сдвиг. Мы помним, что крестьяне ограничивали своих детей: зачем книжки, занимайся хозяйством! Потом был период: что ты смотришь телевизор? Книжку почитай! А теперь детей ругают: что вы ходите с гаджетами? Но, возможно, их образ жизни, когда они подолгу сидят в гаджетах, в будущем будет единственным способом выживания в обществе, которое будет информационно развиваться. Это цивилизационный сдвиг, сравнимый с появлением печатной машины Гуттенберга.
У цифровизации есть другая опасность. Сейчас, вы знаете, оцифровываются музеи, библиотеки. Создается некий суррогат. С одной стороны, мы понимаем, что большинство людей в мире не смогут посмотреть подлинники Моны Лизы, а цифра доносит изображение. Но есть опасность: когда ты общаешься с истинным произведением, восприятие совсем другое. Так же, как музыка в концертном зале или по радио, спектакль в зале и по телевизору. Абсолютно разные эмоции. Есть опасность того, что суррогат будет объявлен истинностью.
Опять же, идет упрощение: тот же интернет, те же блоги очень упрощают любой текст. Прислали смайлик — от человеческой лености. Человек всегда идет по более простому пути, который открывается, а истинное творчество предполагает усилие, определенный труд. Цифра этот труд во многом снимает.
Человечество развивается огромными шагами. Если в средние века человек видел, что его отец и дед жили примерно одинаково друг с другом, то сейчас мир меняется гораздо быстрее. Поэтому цифра даже для нашего поколения — нечто неведомое и пугающее. Я знаю писателей, которые гордятся, что не работают с компьютером. Пишут только рукой. Даже с высокомерием относятся к тем, кто поступает иначе. Но компьютер — это всего лишь инструмент, и как им пользоваться — это главное.
Конечно, живое общение незаменимо. Даже сейчас мы разговариваем в очно-дистанционном режиме: между собравшимися в Издательском совете есть живая связь, они более чувствуют реакции друг друга, а мы сидим в своих комнатах, атмосфера другая…
Но нам все равно придется научиться жить в этой цифровой реальности, развиваться и самим. Иначе, если мы отстанем, выпадем из разных сфер жизни, из общества. Здесь зависит все от духовного, нравственного развития человека.

М. О. САВВИНЫХ, редактор журнала «День и ночь»:

— За последние годы множество людей испытало чудовищный шок, когда нет электричества, интернета, не работает связь, и человек остается один на один с матушкой-природой, теми, кто рядом, с Господом Богом и тем, что накопила его душа. И чем дальше мы живем, тем чаще случаются такие ситуации.
Поэтому, когда речь идет о цифровизации книг, спектаклей, может быть, это и хорошо. Но важно, чтобы наши слова и мысли сохранялись на реальных, материальных носителях.
Поэтому я думаю, что цифровизация — цифровизацией, а наша задача, деятелей культуры, — сохранить и развить то, что сделали наши предки. То, что мы называем традицией, то, против чего сейчас ведется борьба.
Хочу еще сказать о той боли, которая меня переполняет. Она касается нашего родного русского языка. Мне кажется, сейчас наше культурное сообщество должно поставить перед нашим правительством и Думой вопрос о принятии специального законодательства о защите русского языка. То, что с ни происходит, — это страшно. Я уже говорила, что по улицам городов невозможно пройти, чтобы не видеть бесконечно эту латиницу. Невозможно слушать какое-то выступление на определенных площадках и форумах, чтобы англицизмы не забивали речь.
Все-таки, я думаю, определенная работа учителями и деятелями культуры ведется. Только что как эксперт я закончила проверять работы литературного конкурса «Лето Господне» имени Шмелева. Знаете, какое ощущение? Во-первых, есть, и их много, потрясающих детских работ! Участники — дети с 6 по 11 класс. Эти работы проходят проверку на так называемом «Антиплагиате», видно, насколько человек самостоятельно поработал. Работы есть потрясающие, блестящие, видно, что ребенок писал искренне, от сердца. Но есть и другие работы. Я не говорю о том, что сейчас организаторы конкурса научились отсеивать то, что просто скачивается из интернета и отправляется как свое. И, тем не менее, иногда просто видишь штампы, определенные шаблоны. Цифровое мышление оказывает свое влияние.
Да, мы научились пользоваться смайликами, «сердечками». Но ведь у нас никогда не было такого широкого круга общения, как сейчас. Есть аккаунты, где одновременно с тобой могут общаться по 4-5 тыс. человек. Естественно, ты не всегда можешь ответить всем, кто тебе написал. Вкладываешь эмоцию в этот смайлик.
В этой новой реальности нам надо перехватывать инициативу. Быть активнее, сильнее, аргументированнее, философски более подкованными. Быть привлекательными для молодежи. Мне кажется, у нас есть абсолютно все, чтобы с этим справиться.

С. А. МИНАКОВ, поэт, прозаик:

— Проблема цифровизации мне близка лет с пятнадцати, потому что я учился в радиотехническом колледже (тогда техникуме). Потом заканчивал Харьковский институт радиоэлектроники. С компьютерной техникой мы сталкивались уже тогда, но нельзя было предположить, что она дойдет до такого уровня, как сейчас.
Сейчас это приобрело ураганный характер — тотальная цифровизация! Проблема, на мой взгляд, в том, что мы стоим перед опасностью не вертикального, а горизонтального развития, которое становится возможным из-за цифровизации. Нископробные произведения, рождающиеся на каждой кухне, получают миллионы просмотров.
В этой волне очень трудно молодым людям разобраться в том, что есть что. Наша задача в том, чтобы сделать молодым поколениям какую-то прививку. Чтобы они понимали, где дышит Дух Святый, а где работа врага нашего.

ИЕРОМОНАХ МАКАРИЙ (КОМОГОРОВ), заместитель председателя Издательского
совета:

— Немного говорилось о современных платформах, о ТикТоке. Хотел бы высказать обеспокоенность. Вы знаете, что ТикТок — новое явление, слова там нет совершенно, там есть «кривляние»: или движение под музыку, или еще что-то «прикольное», что набирает миллионы просмотров. У популярных тиктокеров есть продюссер — Ярослав Андреев, который создал первые тикток-дома, где собираются подростки, которые вместе производят контент. Недавно вышло интервью с Ярославом Андреевым, мне была интересна эта личность. Всегда хочется понять источник. Он рассказал очень интересно историю своей жизни. Ему 41 год, и еще во время учебы, лет с пятнадцати, он очень много времени посвящал компьютерным играм. Он игроман, и сам вспоминает то время и констатирует, что личность была практически разрушена. Это была полная зависимость. Свое первое состояние он сколотил на том, что продавал «виртуальные деньги» в играх. Вещи совершенно эфемерные. Это пример того, что в нашем мире уже в нескольких поколениях порождает эта цифровая реальность. Люди, которые в свое время погибали от одной зависимости, набирают детей для другой. Да, конечно, короткое время у них будут большие доходы, но надо понять, что эти ролики тоже наркотики. Они вызывают химические реакции, гормональный подъем. До появления ТикТока самыми популярными видео на Ютубе были ролики с автомобильными авариями. А после этого подъема наступает провал, «похмелье», пустота.
В какой-то степени нам нужно действовать на этом поле. Но больше усилий нужно прикладывать к тому, чтобы не запрещать, а объяснять последствия этих вещей. Детям нельзя долгое время находиться «в гаджетах». Грамотные родители сейчас налаживают эту гигиену (хотя, дети учатся обходить правила). А то, что делается в общественной сфере, скорее, заталкивает детей туда. Недавно известных людей спрашивали, часто ли они пишут рукой. Ни один не сказал, что пишет часто… Наоборот, все высказались в духе: почерк всегда был плохой, а сейчас это и не нужно.
Олеся Александровна сказала глубокие слова об информации как знаниях, лишенных смысла. Это же шизофрения! Любой опыт общения с шизофреником — очень много информации. Зачитываются какие-то цифры, очень много фактов, но в целом это полное сумасшествие.
Среди стариков, которые сидят у телевизора, число этих психиатрических отклонений зашкаливает. А скоро возраст этих отклонений будет уменьшаться. Мы уже имеем расстрелы в школах, нападение в парках: дети переиграли и что-то ужасное сделали. В этом плане язык, слово, усилия педагогов, писателей, священнослужителей — это вопрос не только сохранения нашей цивилизации, но и выживания. Язык будет тем «обитаемым островом», где соберутся те, кто не хотел бы утонуть в океане цифры.

МИТРОПОЛИТ КЛИМЕНТ:

— Сегодня было очень важное обсуждение, сказано было очень много интересных вещей. Действительно, человек как творение Божие не будет заменен машиной. Единственное, человек сам может спуститься до уровня животного. У нас в русском языке есть такие сравнения. Но это воля самого человека, а не воля Творца. Воля Творца в том, чтобы человек развивал свой духовный потенциал, совершенствовался в добре. В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог (Ин. 1:1). Слово нам дано, чтобы мы бережно к нему относились. Печально, когда классическое слово пытаются переписать, упростить.
Цифра по себе — это хорошо в том плане, что она облегчает решение каких-то вопросов, как и искусственный интеллект. К примеру, сейчас работу шахтеров передают машинам — не нужно будет спускаться под землю. Человек не будет рисковать жизнью, а там гибнет много людей. Не будет работать в тяжелых условиях (спускаются ведь на большую глубину). Есть машины на искусственном интеллекте, помогающие во время пожара, — человек не рискует жизнью. Это приносит пользу. Но если используют эти технологии для вреда человеку и обществу, это опасно.
Мы имеем великий дар — не нами созданный русский язык и русскую культуру. Очень важно это сохранить. Писатели призваны возделывать духовную почву человека. Призываю вас к этому.

Автор: Вера Шарапова

Источник: журнал «Православное книжное обозрение»



Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru