Издательский Совет Русской Православной Церкви: Личность князя на фоне эпохи

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Личность князя на фоне эпохи 26.11.2021

Личность князя на фоне эпохи

Писатель и историк Алексей Карпов рассказывает о своей книге, посвященной князю Юрию Всеволодовичу, вышедшей в серии «Жизнь замечательных людей». 

— Алексей Юрьевич, Вы стали лауреатом конкурса «Просвещение через книгу»  как автор книги о князе Юрии Всеволодовиче. Чем интересна для Вас эта фигура? 

— Великий князь Юрий Всеволодович — трагическая фигура русской истории. Его гибель на берегах реки Сити 4 марта 1238 года знаменовала собой конец существования независимого Владимиро-Суздальского княжества. Можно сказать больше: гибель князя навсегда разделила историю России надвое: на домонгольскую и послемонгольскую. В этом смысле это ещё и символическая фигура. Войны того времени — во всяком случае войны на истребление какого-либо народа или подчинение какого-либо государства, которые велись монголами, — заканчивались пленением или убиением правителя этого государства. Поэтому и гибель Юрия в глазах монголов означала завоевание ими Руси. Ну, а в глазах историка, условно, конечно, гибель князя символизирует конец целой эпохи. И завершая цикл своих книг о князьях и правителях древней Руси, мне, конечно, хотелось написать и об этом князе. 

— Какие открытия для себя Вы сделали в ходе работы над книгой? 

— Юрий — фигура очень противоречивая. И очень противоречиво освещаемая в источниках. Загадочны, например, обстоятельства его гибели на реке Сити, неясные уже для его современников. Многозначительное замечание новгородского летописца: «Бог же весть, как скончася; многие бо глаголют о нём инии» заставляет задуматься: что именно говорили о князе «иные» и как он в действительности принял смерть? Тем более что свидетельства восточных авторов можно понять и так, что князь был захвачен в плен и уже затем предан смерти. И если на поле боя было найдено лишь обезглавленное тело князя, то каким образом позднее в Ростов была передана его голова?

Очень интересны сведения о восточной политике великого князя Юрия Всеволодовича. Русские летописи пишут о его войнах с мордвой и союзе с одним из мордовских князей. Между тем, анализируя западные источники, можно предположить, что князь предпринимал конкретные усилия по распространению христианства среди языческой мордвы и вёл какие-то переговоры относительно их крещения. Напомню, что примерно в это время брат Юрия Ярослав крестил карел, и это признаётся едва ли не единственным случаем обращения в христианство соседнего народа в истории домонгольской Руси. Юрий, как выясняется, действовал в том же направлении. А молчание русских источников на этот счёт может быть объяснено тем, что князь не успел завершить начатое.

Или, например, такое обстоятельство. Как известно, Юрий (в церковной традиции Георгий) Всеволодович был причтён к лику святых в XVII столетии. А веком раньше на личность князя глядели очень по-разному. И оказывается, что наряду с сочинениями, прославляющими князя как мученика и святого, существовала донельзя очерняющая его злая легенда, по которой само нашествие Батыя есть наказание за грехи и «злобы» владимирского князя. Почему она появилась? И имеет ли отношение к реальным чертам характера Юрия Всеволодовича?

Это лишь отдельные примеры. В общем, загадок масса. А в целом, как это всегда бывает, «открытием» для меня стала сама личность князя на фоне той эпохи, которую он представляет. 

— Как автор серии «ЖЗЛ» Вы писали о многих князьях Средневековой Руси. Чем Вас привлекает эта эпоха? 

— Домонгольская Русь — это особая цивилизация, во многом остающаяся для нас до сих пор неведомой или не до конца понятой. И через биографии князей и правителей древней Руси (а в рамках серий «ЖЗЛ» и «Малая серия ЖЗЛ» я издал 10 биографий, покрывающих три с половиной столетия русской истории: от эпохи княгини Ольги до Александра Невского) я постарался хоть в какой-то степени понять её для себя и, по мере сил и возможностей, рассказать о ней. 

— Вы автор книг и статей, посвященных Александру Невскому, 800-летие которого отмечается в этом году. В чем для Вас главное величие этого человека? 

— Александр Невский — младший современник Юрия Всеволодовича, его племянник. Его отцу Ярославу Всеволодовичу, а затем и ему выпало править Русью в тот тяжелейший, переломный момент, который как раз и последовал за гибелью Юрия. А ведь речь тогда шла о самом существовании Руси, о том, сумеет ли она уцелеть, сохранить свою государственность, свою этническую самостоятельность или исчезнет с карты, подобно многим другим странам и народам Восточной Европы, подвергшимся нашествию чуть ранее или одновременно с ней. Именно князю Александру пришлось вырабатывать основы политики Руси в новых условиях ордынского господства. Не говорю уже о победах князя на поле брани, остановивших тевтонское наступление на северо-западе Руси. В этом смысле князь Александр Невский принадлежит к числу тех немногих людей в истории нашего Отечества, чья деятельность не просто оказала влияние на судьбы страны и народа, но во многом изменила их, предопределила ход русской истории на столетия вперед.

 

Татьяна Медведева

 

В тему. Алексей Карпов – автор книг, посвященных Ярославу Мудрому, Юрию Долгорукому, Андрею Боголюбскому и другим историческим фигурам. Номинант Патриаршей литературной премии 2016 года.

 




Лицензия Creative Commons 2010 – 2022 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru