Издательский Совет Русской Православной Церкви: Виктор Петров: Осознать свое предназначение

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Виктор Петров: Осознать свое предназначение 11.10.2021

Виктор Петров: Осознать свое предназначение

Своим взглядом на современную русскую литературу делится писатель, главный редактор журнала «Дон» Виктор Петров. Наш собеседник – участник   форума «Мiръ Слова» и других проектов Издательского совета Русской Православной Церкви. 

– Виктор Сергеевич, какие интересные тенденции, имена, события Вы можете отметить в современной литературе? 

– Издательская аннотация к моей книге «Окуляр», вышедшей в прошлом году, свидетельствует, что «это поистине “собранье пестрых глав”, где авторские размышления о литературе, чей главный герой – человек Слова, тот, кто проходит по писательскому ведомству, перемежаются с радостными и горестными заметами на полях прочитанного как в силу служебной надобности, так и по велению души. Собранные вместе они в определенной степени дают представление о современном литературном процессе, куда как раз и направлен «Окуляр».

Не мне судить, удалось ли увидеть и охарактеризовать главное в литературе нашего времени, но, по крайней мере, такая попытка была сделана. Замечу, целая книга у имярек на данную тему сложилась. Если же говорить здесь, то нынешняя русская литература переживает не лучшие времена и даст Бог переживет. Что я имею ввиду? Сейчас Слово в библейском смысле не есть «в начале» и в лучшем случае стремится поспеть за увлекаемым не только нас, грешных, по отдельности, но в целом всю нашу страну «роком событий». Жизнь невообразимо убыстрилась – хорошо ли это? плохо? – другой вопрос, однако, такова реальность, вполне возможно, заданность свыше.

Русская литература, а в более широком смысле, даже всякое словесное обращение к людям, к примеру, в том же православном храме, имеет целью побудить «чувства добрые», обозначить нравственные ориентиры на пути к свету. Человек становится чище, освященный Словом, и только так налаживается мироустройство целой страны – народ сознает, понимает, куда и как двигаться дальше. Так заведено испокон веков в русских пределах. Вспомним хотя бы преподобного Сергия Радонежского и иных святых отцов Православной Церкви и церковных писателей. А наши литературные классики? Не они ли взрастили великий народ, осознавший свое предназначение?

Пожалуй, этот завет напрочь забыт большинством пишущих. Цели у них иные – утилитарные, сиюминутные, уровень художественности никакой. Собственно, это уже не литература, а нечто другое, наверное, подобие ее. Говорю так, исходя из редакторского опыта. Все это печатается, размещается в интернете. Ну, казалось бы, и ладно, да вот возникло целое направление имитационной литературы, среди авторов коей не только записные графоманы, а и члены так называемых профессиональных союзов писателей. Причины разные, не о них речь. Но факт остается фактом: имеется печальная тенденция не развития, а в значительной степени упадка современной литературы как таковой.

Впрочем, если искать и читать стоящих авторов, что сохраняют честь русской словесности, то следует обращаться к литературным изданиям, где критерии художественности не забыты. Есть достойные публикации в «Литературной газете», в журналах «Наш современник», «Москва», «Роман-газете»... Лучших стихотворцев страны представляет ежегодный альманах «День поэзии».

Называть отдельные имена по понятным причинам сложно... Хотя одно бы выделил: писатель Божьей милостью Владимир Николаевич Крупин, первый лауреат Патриаршей премии. Вот кого надо читать! Владимир Крупин широко печатается, горжусь, что и в журнале «Дон», а он член редколлегии, регулярно выходит его проза.

И в заключение ответа на вопрос – важная мысль общего характера. Для меня русская литература, как никакая другая, «бьется» на периоды, связанные с державными событиями. Вначале это после грозы 1812 года – от Пушкина и до Достоевского, Толстого; затем крушение имперской России – Серебряный век, Бунин; далее братоубийство и вероотступничество, воссоздание государства в новом качестве – Есенин, Шолохов, Платонов, другие авторы... Наконец, нечеловеческие испытания Великой Отечественной, дальнейшие годы – писатели-фронтовики, Распутин, Кузнецов... Распад Советского Союза, обретение Россией самой себя как заново рожденной, и наш путь к этому – с Верой в Господне провидение, что только и способно подвигнуть литературу стать в полной мере созвучной сегодняшнему дню и Вечности. Русская классика тому пример. 

– Что входит в круг Вашего чтения? 

– Прежде, естественно, это рукописи, что поступают в редакцию. Абсолютно все «проходят» через меня как главного редактора, но это, конечно, не означает дословного прочтения, однако мнение по каждому тексту составляю сам. Есть постоянные авторы – гордость нашего журнала, причем они из разных мест России и зарубежья. Активно ведется поиск новых имен, молодых в том числе.

Порой удается сочетать чтение «для себя» с издательской работой, составлением книг. Так появлялись сборники авторов русского зарубежья «Изгнание», поэтов Серебряного века, женской поэзии «От Каролины до Марины».

Интернет дает возможность быть в курсе современных литературных веяний – без этого никак. Но все поверяется классикой.

Сейчас на ближней книжной полке заново открываемые Достоевский и Тютчев. Обращаюсь к Федору Михайловичу после того, как в нашем журнале прошла серия статей о нем разных авторов – ныне-то год 200-летия писателя. Сошлюсь на литературоведческий труд митрополита Илариона (Алфеева), где при анализе «Братьев Карамазовых» показан путь Достоевского к Христу. А Тютчев заново прочитан, когда писал эссе «Мирозданью современный» о его поэтических воззрениях. 

– Кого из писателей – лауреатов и номинантов Патриаршей литературной премии разных лет Вы можете отметить? 

– Стоит, несомненно, назвать ушедшего писателя-фронтовика Юрия Васильевича Бондарева, классика отечественной литературы, помнится, при всей его известности печатавшегося и в журнале «Дон». О значительности Владимира Крупина уже сказано ранее... Но вот еще имя – Михаил Тарковский, кстати, он член редколлегии журнала «Дон» и хорошо знаком нашему читателю. Взять его прозаический цикл «Когда тронется Енисей...», составленный из рассказов и повести. Блестящий язык, тончайшие описания природы, психологизм характеров, умение увидеть в малом большое присущи этому мастеру слова. Михаил Тарковский на сегодня, пожалуй, один из весьма значительных русских писателей. Место его жительства– берег Енисея, село Бахта (Красноярский край).

Журнал «Дон» практикует целевые номера, объединенные важной темой. Так, редакция сочла нужным представить под одной обложкой творчество лауреатов и номинантов Патриаршей литературной премии за этот год. Вступительным словом «Творческий дар свыше» открыл номер митрополит Калужский и Боровский Климент, поскольку он возглавляет Издательский совет Русской Православной Церкви и хорошо знает предмет.

Раскрою редакционную кухню. Творческий багаж лауреатов и номинантов, разумеется, обширен. Довольно сложно было выбрать у каждого из авторов то, что в соседстве с произведениями других было бы на своем месте, дополняло, создавало одно целое.

По отзывам читателей и коллег-писателей номер в связи с Патриаршей литературной премией получился, и он не только ушел к подписчикам, с ним также можно познакомиться на интернет- портале. Напомню, что лауреатами стали Мушни Ласуриа, Владимир Малягин, Андрей Убогий, а в числе номинатов оказались Анатолий Байбородин, Владимир Бахревский, Игорь Волгин, Василий Дворцов и Валерий Лепахин (псевдоним – Василий Костерин). 

– Как, на Ваш взгляд, писателю лучше рассказывать о Боге, о святости? 

– Образцы тому дает русская классическая литература. Произведения Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Тютчева, Достоевского... Для меня в этом смысле вершинными являются стихи Александра Сергеевича «Отцы пустынники...» и уже применительно к литературе «Пророк». Или Лермонтов: «Выхожу один я на дорогу...», там только одна строчка «Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу» – объясняет все и вся на этом свете, наставляет именно нас всех... 

– Как сегодня меняется культура чтения? Как ее поддерживать самим писателям? 

– Да, убыстряется время. И если ранее говорилось об «эпохе перемен», предполагая, что она не затянется, то, увы, сейчас не так: перемены следуют за переменами, сам человек меняется, вернее, его хотят изменить в угоду чьих-то интересов... И пока это удается, разве не есть тому доказательством заметное обнищание душ, упадок культуры; чтение в данном случае играет ведь не просто коммуникативную роль, а связует людей единым духовным пространством.

Человек ищет опору, хочет возвыситься над суетным. Вера и Слово – могут спасти. Если с первым все понятно, то вот с литературным словом сложнее. Одного желания писать и печататься мало, пишущий должен образоваться сам, знать, какого уровня литература создана до него и что в таком случае нового и талантливого может сообщить читателю. Это в идеале, в жизни иначе. Желающих увековечиться предостаточно, тем более под рукой интернет. Такая «литература» отбивает охоту к чтению.

И вот тут значительна роль журналов, издательств, где главенствует профессиональный подход. К сожалению, писательские сообщества в своей массе из-за творческого бессилия не в состоянии влиять на культуру чтения.

Должно бы вмешаться государство, поскольку речь идет о духовном здоровье нации. Сейчас делаются шаги в этом направлении, озаботиться бы только состоянием подлинной литературы, а она все-таки есть. 

– Расскажите о Ваших творческих проектах. 

– Если говорить о журнале, то уже каждый его номер является безусловно творческим проектом. Помимо основных рубрик «Проза» и «Поэзия», ведем другие – «Наш Шолохов», «Имена», «Православие», «Святая вера», «Казачья сумка», «Круг бытия», «Жизнеописание», «Прочтение классики», всего десятка два.

Показательно, что среди авторов есть священнослужители, например: иерей Дмитрий (Трибушный) – Донецк, протоиерей Алексий (Лисняк) – воронежское село Орлово, иерей Александр (Дьяченко) – Москва и протодиакон Николай (Толстиков) – Вологда. С учетом этого сам Бог велел исполнить проект целевого номера «Дон» при авторстве писателей-священников, и сейчас он уже в работе. Намерены им открыть будущий год.

Что касается личного проекта, то готовлю новую поэтическую книгу под названием «Взлет креста» – от строфы:

Смотрите – мукою христовой

Искажены мои уста!

Я думал: слово – это слово,

А слово – это взлет креста...

 

– Ваши пожелания по развитию форума «Мiръ Слова». 

– Меня устраивает деятельная и конкретная работа форума. И хотя ему всего лишь год, но, как мне кажется, польза от его создания очевидна. Пожелал бы разнообразить формы работы. Положительный результат могут принести выездные заседания на места, а также встречи с литераторами, особенно молодыми, и читательские конференции. Конечно, общая обстановка пока не располагает, но даст Бог все образуется.

 

Беседовала Татьяна Медведева

 

Досье.

Виктор Сергеевич Петров – поэт, критик, издатель, главный редактор Российского ордена «Дружбы народов» литературно-художественного журнала «Дон», член Московской городской организации Союза писателей России. Лауреат Всероссийской литературной премии имени М. А Шолохова и премии журнала «Юность». Победитель Международного славянского литературного форума «Золотой Витязь», обладатель тютчевского «Хрустального лебедя». Публикации – «Литературная газета», «Наш современник», «Юность», «Литературная Россия». Автор 17 поэтических книг: «Спас-на-крови», «Летучая метка», «Лезвие», «Reserve of Level», «Дотла», «Болевой порог», «Грань», «Ротонда», «Твердь» и другие. Живет в Ростове-на-Дону.

 




Лицензия Creative Commons 2010 – 2021 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru