Издательский Совет Русской Православной Церкви: Три подаяния

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Три подаяния 06.09.2021

Три подаяния

Рассказ писателя Василия Килякова, участника форума «Мiръ Слова».

…И всякий раз это повторяется: в шесть часов тридцать минут утра – вниз по эскалатору на службу. А они внизу. Они уже сидят. Их «служба» гораздо тяжелее и требует неминуемой обязательности. Нищие. Вот у того столба метро, облицованного мрамором, – стриженный неровно, словно овечьими ножницами в деревне – этот городской мальчишка с рыжей лохматой собакой. У стены – старик, отыгрывающий на баяне «Амурские волны». И этот безрукий в тельняшке, неимоверно худой, и ещё пуще худеющий с каждым днём, – больной, сохнущий, но всё так же весело и даже дерзко, и вместе с тем, с надеждой и неким задёром, глядящий снизу вверх, сидя (так они вымаливают подаяние), глядя прямо, глаза не отведёшь.
Постоянно вижу их на этом месте. У него, у худого «бодряка» – есть даже и свои постоянные клиенты, он тут завсегдатай и, по-видимому, управленец. Делит «денежные потоки». Старика и мальчишку гоняют, то полиция, то Росгвардия, то внутренняя служба метро, и тогда они пропадают на несколько дней, а этот всегда здесь.
Он издалека узнаёт своих благодетелей и начинает улыбаться задолго до их приближения. Как улыбался бы друзьям или хорошим знакомым. Но дело не в том, как сидят и как жмутся они к столбу, как просят и смотрят, а в том, что глядя на них, я узнаю и своё подлинное лицо. В этом болоте нашей жизни. Вот как.
Всякий раз увидев их, поравнявшись с ними, вспоминаю, что накануне, дома, непременно хотел им помочь. И вчера, ещё с вечера, собираясь на службу, думал о них. Знал, что отложу для них хоть небольшие деньги. Но вот – опять забыл, думая о своём, – запамятовал, как это случалось и раньше. А копаться при них в кошельке, обнадёживая этим своим отбором невидимых им бумажек, явно не настолько, сколько им хотелось бы, кажется неудобным, неделикатным.
Тогда я решил отложить определённую сумму и рассовать по карманам: старику, инвалиду, мальчишке. Но на следующий день с утра захлестал дождь, и я надел плащ, а не куртку, не вспомнив даже, что в кармане куртки остались три подаяния. И вот копаюсь в кошельке над их головами. Как смотрит в глаза мне «бодряк»! Снизу вверх. Этот взгляд – выдержать его – выше моих сил!
А в кошельке, как нарочно, не оказывается нужной мне суммы, ведь накануне я разложил её по карманам куртки, и теперь – одна только крупная купюра. Одинокая. Круглая... И что же ждёт меня самого, если я теперь отдам им эту купюру. Не перессорятся ли они? А как же мне самому ехать с пересадками в ту и в другую сторону столицы. А мой завтрак и обед? А мысли о семье, и сколько осталось до зарплаты. И оправдания: если отдать, то явно «бодряку», ведь он так по-дружески всегда встречает. А как же остальные? Не с ненавистью ли они проводят меня взглядом. Смотреть и проклинать. «Пусть подаяние нищему вспотеет в твоей руке, прежде чем ты отдашь его», – вспоминается мне тут же спасительное наставление одного из мудрых батюшек. Я хватаюсь за это как за соломинку.
…Однажды, давно… Шла сквозь переходы вагонов в электричке незнакомая мне старуха в лохмотьях. Как искренне и убедительно просила она «ради Христа»: «Детушки… Подайте. Все мы дети. Как тревога, так и до Бога. А я за вас стану молиться…». Но дали мало. Почему – трудно сказать. То ли все устали после долгой работы. То ли стыд некий был перед ней, почти раздетой в мороз, как Ксения Петербургская. И вот она, до выхода из вагона, казавшаяся покорной Богу и людям, вдруг повернулась с какой-то зловещей радостью. И какие же проклятия услышали пассажиры! А тут что – разве другое, разве эти нищие из другого теста, не из плоти? И опять пришли на память эти толстовские рассуждения о том, как приятно было ему, графу, выходить в определённое время с утра и наделять нищих, ожидавших его и знавших это время – всех по пятаку, в своём имении, в Ясной поляне. «И тотчас же (укорял он себя), – необходимо гнать это удовольствие благодеяния, удовольствие покаяния». Иначе на небе не получишь благодарности и благодати: всё получил уже на земле. И приводит такое толкование, именно, чтоб избежать возношения от доброго дела своего, он, Толстой, и толковал «чтобы левая рука не знала, что делает правая». Не гордись, не возносись перед другими и собой своей щедростью!
А я? Что за чувства вихрем закружили в сердце? Какие уж тут радость и возвышение, – горечь и стыд! Я стоял над ними и давал, как раньше, или не давал, как теперь неразменную долларовую бумажку, – всё одно: стыд, неловкость и жалость. Да ещё сверху вниз. И жалость, что не предусмотрел наперёд обстоятельства, и жадность отдать слишком много (а как же сам?), и щемящая тоска – стыд, смешанный с жадностью (Иоанн Крондштадский, верно, и не думая отдал бы всё, последнее)…
Им стыдно унижаться, прося. Мне, стыдно ещё более унижать, давая. Унижать явным видимым своим превосходством во всех отношениях – унижать, давая, этих нищих, калек, подростка. Так что же теперь, не давать? Или давать совсем уж гроши? Но и это не поможет и станет жечь стыдом ещё жарче.
Так попробовал я разглядеть в мутном мареве – жёлтой жиже болотной воды собственное отражение таким, как оно есть. И не узнав себя, хорошего, ужаснулся. И поглубже тогда зарылся лицом я в свою медицинскую маску. Ушёл почти бегом, чтобы не видеть своего отражения в грязном болоте действительности.

Источник

Досье. Василий Васильевич Киляков родился в 1960 году в Кирове. После окончания Московского политехникума работал мастером на заводе, служил в армии. Окончил Литературный институт им. А. М. Горького. Публиковался в журналах «День и ночь», «Гостиный Двор», «Литературная учеба», «Наш современник», «Новый мир», «Огни Кузбасса», «Октябрь», «Подъем», «Юность». Лауреат премий: «Традиция», «Умное сердце», «Дойче Велле» (Берлин), «Золотой Витязь», «Просвещение через книгу», «Очарованный странник». Живет в городе Электросталь Московской области. Член Союза писателей России с 1996 года.





Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru