24.08.2021
Твой крест
Творческая работа лауреата конкурса «Лето Господне» Артема Шевнина (г. Калуга).
На прошлых майских праздниках я гостил у своей бабушки, жительницы села Ильинское. Она рассказала мне историю, которая запала мне в душу…
Глухо, противно, монотонно капала вода, ударяясь в пол. Гришка начал приходить в себя. В глазах все плыло. Он попытался подняться, но острая боль пронзила его, и он опять упал на спину. «Переломали, гады», — пронеслось в голове. Все тело болело, но он, стиснув зубы, опираясь на руки, стал приподниматься и звать: «Коля, живой? Отзовись!» В ответ он услышал лишь хрип. «Живой», — обрадовался Гришка. Он снова упал на спину.
А в голове яркими вспышками начали появляться воспоминания.
Батя с братом едут на тракторе. Мамка только закончила доить корову и кричит: «Опять этот сорванец поросят не покормил, а с мальчишками в футбол ушел играть!»
Вот в класс входит мальчик, рыжий, тощий, бледный, смотрит исподлобья. Я чуть со смеха со стула не упал. «Антонина Степанна, что это за рыжик у нас тут?»
«Это, Гришенька, новый ученик, его зовут Коля». Потом она как-то странно посмотрела на него и тяжко вздохнула. Затем в школе пошли слухи, что дед этого мальчика был священником, и его сослали на Соловки, или даже расстреляли. А Колька с матерью бежали из Москвы, где она работала учительницей, а здесь ей дали работу утятницей на ферме.
Еще одна вспышка. Батя нервно собирает вещи, мамка бьется в истерике: «Миленький мой, зачем идти к партизанам? Может, все обойдется? Останься с нами!» Но отец резко отталкивает ее и выходит. Вместе с ним ушел и брат Мишка.
Вот опять батя привиделся. Когда небольшой отряд немцев стоял в деревне уже неделю, появился он с каким-то мужиком. Они спрятали в подвал мешок. «Никому! И не смей прикасаться», — строго сказал отец.
А это воспоминание Гришка хотел бы забыть, да не получится. Утро, тихое, сонное. Влетает соседка, вся растрепанная, на глазах слезы, все тело трясется. «Немцы в лесу партизан расстреляли… Всех!» Она продолжала что-то шепотом говорить, но Гришка уже ничего не слышал. Его будто ударили мешком по голове.
Мамка с горя слегла. А Гришка решил отомстить гадам-фашистам. Он вспомнил про тайник отца. Там оказалась взрывчатка. На следующий день Гришка пошел в школу, чтобы найти того, кто решится вместе с ним взорвать сельсовет, где жили немецкие офицеры.
Ночью Гришка ждал в кустах возле школы того, кто по-настоящему смелый. «Может, Саня-драчун придет», — думал он. И тут перед ним — рыжая, веснушчатая физиономия! «Ты?!» — удивился Гришка. Но выбора уже не было. С трудом они подняли взрывчатку. Гришка схватился спереди, а Колька сзади. Пот тек с мальчишек ручьем, но они не отпускали ношу. «Пройдем через огороды, так надежнее», — скомандовал Гришка. Он знал все лазейки возле сельсовета, поэтому пробраться к нему было легко.
Гришка начал закладывать взрывчатку под сараи возле сельсовета, а Колька остался сторожить. Вдруг — его крик: «Гришка, беги, я их задержу!» Он не успел даже встать, как получил чем-то тяжелым по голове. Немцы били их долго, били сапогами, а потом бросили в погреб.
«Гриш, а, Гриш, — послышался слабый голос Кольки. — Умираю я».
Гришка из последних сил подполз к товарищу: «Да что ты такое говоришь, найдем мы отсюда выход, немцев прогоним, заживем, в школу начнем ходить», — ревя, успокаивал друга Гришка. «Возьми… возьми у меня этот крест, — Колька протянул маленький медный потертый крестик. — Мне он от деда достался. Пусть это теперь будет твой крест. Он будет тебя хранить», — это были последние слова Кольки.
Весь следующий день советские войска вели ожесточенный бой с немцами за деревню. К вечеру немцы бежали, и два красноармейца обследовали хаты и погреба, не осталось ли где живых фашистов. Они нашли в одном из них Гришку, сидящего рядом с мертвым Колькой. Он сидел молча и прижимал к груди маленький крестик.
Об этой истории знает все село Ильинское. Ее поведал отец Григорий, настоятель местного храма. В воскресенье на литургии нет свободного места. Приезжают даже из других деревень. Все любят батюшку, доброго, умеющего понимать, ответственного за души каждого приходящего к нему.
Источник: журнал «Православное книжное обозрение»