Издательский Совет Русской Православной Церкви: Василий Дворцов: Новые открытия жизни «внутреннего человека»

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Василий Дворцов: Новые открытия жизни «внутреннего человека» 26.07.2021

Василий Дворцов: Новые открытия жизни «внутреннего человека»

Интервью писателя, номинанта Патриаршей литературной премии 2021 года Василия Дворцова. 

— Василий Владимирович, какие изменения в нашей стране и в мире за последнее время Вы назвали бы наиболее важными и судьбоносными? Как должна реагировать на них русская литература и вообще отечественная культура? 

— Ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам. Все же это начало болезней (Мф. 24:7). Пандемия — знак нашего времени, даже не как мор, а как сотрясение мира — все, что в ней, что с ней, что вокруг нее — изменяет нас и все окрест. Это сотрясение, с которым, подобно разорванной завесе в ветхозаветном храме, упала, сорвалась с русского общества некая излишне благостная сонливость. Проявившийся агрессивный эгоизм соседей по планете буквально растолкал наше общественное сознание, мы стали четче видеть, лучше слышать, точнее понимать друг друга. И острее нуждаться друг в друге. Вот и русская литература, и отечественная культура в целом, с ускорением поднимаются из безответственности, из унылого безволия, в которое залегли-запали после пережитого три десятка лет назад стресса обнаружения своей незащищенности с государевой стороны. Можно сказать: с короновирусной встряской началась мобилизация народного духа России. 

— Какие события в русской и мировой литературе за последнее время Вы назвали бы наиболее значимыми? Какие книги и имена следует отметить особо, куда вы посоветовали бы читателям обратить свое внимание, почему? 

— Либерализм окончательно лишился соблазнявших столь многих чар. Здоровая, наследно реалистическая русская литература всегда пополняется новыми открытиями жизни «внутреннего человека», русская литература «пересказывает» христианскую антропологию. Ведь художественные образы своего времени — базовые элементы национальной памяти, запечатаны символикой национальной культуры. Культура — реализация культа, поэтому ключи к пониманию символов, к смысловому и чувственному раскрытию образов нация хранит в своей религии. Для атеистического же сознания эти ключи к смыслам и чувствам пережитого народом теряются с каждым изменением государственной идеологии и обслуживающей идеологию морали.

Вот и сегодня продолжается нарастание молодой прозы: Андрей Антипов, Ирина Иваськова, Михаил Калашников, Екатерина Рогачева, Дмитрий Лагутенко… Сужу по крупнейшим нашим конкурсам: лет десять назад настроения мастеров были просто упаднические, страшно было видеть, что по твоим следам никто не идет. Если поэзия, правда, все более женская, держала планку таланта и мастерства, то с прозой положение складывалось, казалось, катастрофическое. Те, кто сегодня в конкурентной борьбе чуток не дотянул до лауреатства, лет десять назад (да что там, пять!) занимали бы первые места. Среди наших радостей, прежде всего, это возвращение в молодую литературу традиционно русского героя — нравственного, умного и, что важно, сильного. Молодые авторы вглядываются в человека, говорят о человеке. Судьбы Родины и родины, взаимоотношения меж поколениями, товарищество и любовь — отеческие темы подхвачены. 

— Есть ли в русской литературе сегодня силы, способные привлечь и увлечь молодежь, показать ей красоту веры и традиций, мобилизовать на защиту традиционных ценностей? Кто и как должен говорить с ней об этом? 

— Силы всегда были, будут, есть они и сегодня. Другой вопрос — где возможности «привлечь и увлечь, показать, мобилизовать»? Некогда наше государство по-пилатовски умыло руки, и глобалистский либерализм, неразличение добра и зла, захватив литературный рынок, за тридцать лет фабрикаций фальшивок отвратил самый читающий народ от книги. Не читают, потому что не доверяют, не доверяются. Вот и получилось, что Церковь вынужденно приняла на себя бремя кахетона, и цензурируя, и продвигая. Пишутся ведь и сегодня серьезные, глубокие, духоподъемные романы, повести и поэмы, но! — тиражи настоящих, а не распиаренных по политическим или иным мотивациям литераторов, серьезных русских писателей в среднем 1000 экземпляров. Не 100 000, не 1 000 000, не 10 000 000, необходимых для реального влияния на общественное сознание. Более того, настоящих писателей не увидишь на государственных каналах, да о них просто не узнаешь за пределами православных СМИ.

Конечно, полноценно героев, с нравственно доказательными мотивациями самопожертвования во имя Бога, Родины, семьи, созидает только искусство — кино, театр, литература. Тут тонкость: если не единственное, то главное в нашем понимании героизма — в кратком на поле боя или многолетнем в келье или лаборатории — победа над злом, над пороком и грехом. Такое виденье есть результат тысячелетнего воцерковления Руси-России. Народ узнает своего героя — если не святого, то ищущего святости, — узнает даже под спудом юродства, в «неудачливом» и «неуспешном», в ребячливом и дурашливом, и самый дорогостоящий пиар не затемнит, не отведет глаз народного сердца: жертвенность настоящего героя есть устремленность к святости, ее главный и неизменный образчик — крестный путь на Голгофу. 

— О чем Вы еще считаете важным сказать читателям Православного книжного обозрения? 

— Литература в отношении к иным искусствам основа основ — как математика для остальных наук, и литературный процесс как процесс национального самосознания и самочувствования глубиной проработки вечных и злободневных тем, полнотой их охвата призван отвечать культурным и нравственным потребностям общества. Читатель ищет в большой, настоящей литературе свидетельств и толкований своему бытию — как внешнему, так и внутреннему. А сегодняшний читатель, участник и жертва затянувшейся смуты, ищет в книгах особенной мудрости.

 

Беседовала Вера Шарапова

 

Источник: журнал «Православное книжное обозрение»

 




Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru