Издательский Совет Русской Православной Церкви: Дорога страданий

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Дорога страданий 15.06.2021

Дорога страданий

Иртенина Н. Багряные ризы: Роман. М.: Вольный Странник, 2021.

Перед читателем – новый, но уже отмеченный высокой наградой наградой исторический роман Натальи Иртениной. Он занял первое место на конкурсе рукописей «Новая библиотека», проводимом Издательским советом Русской Православной Церкви (2020 год). Роман посвящен раннему периоду советских гонений на Церковь, он состоит из двух частей и эпилога. Действие основной части романа приходится на 1918 год. Эпилог посвящен патриаршей службе в Елоховском соборе 1971 года.

В фокусе внимания автора – несколько новомучеников и исповедников русской Церкви. На переднем плане двое: настоятель собора Василия Блаженного отец Иоанн Восторгов и святой Константин Богородский. Трагическая часть их судеб прослеживается с большой внимательностью и несомненной любовью. В текст введены цитаты из произведений этих святых, принявших мученическую кончину за веру. Главный герой книги – бывший помощник комиссара красногвардейского отряда, а ныне убежденный «белый» Иван Востросаблин. В значительной мере он не самостоятельная фигура, а является своего рода проводником между личностями новомучеников.

Фоном книги проходит обыденная жизнь Москвы и других русских городов времен Гражданской войны. Жизнь, перевернутая с ног на голову. Голодная, нервная, полная страхов и нужды, но все же не лишенная некоторых радостей. Городской обыватель бездумно гуляет по бульварам, вдыхая то аромат цветущей сирени, то шлейф вони, тянущийся за бочкой золотаря. Жмется к домам при появлении красного патруля, шарахается от пьяных матросов и торопливых извозчиков. Судачит о природе явленных свыше чудес. Пьет горькую в убогих трактирах, где мяса не сыщешь днем с огнем. Озверело штурмует трамваи, готовый за место на подножке оттаптывать чужие ноги и отбивать бока. Злобится на растущую дороговизну товаров, растущие хвосты близ хлебных лавок и на продуктовое оскудение вообще. От незавидной доли своей, от недоверия ко всем и каждому ругается, выделывая замысловатые коленца и завитушки. И, сам не в силах действовать решительно, ждет, ждет, ждет, кто же его освободит от тягот новой непредсказуемой реальности… «Как всякие обыватели, они страшатся любых действий и перемен».

А рядом другая жизнь. Вернее – другие жизни, существующие долгое время будто бы параллельно друг другу, чтобы неожиданно пересечься с топким чавканьем смыкающихся над чьей-то головой болотных вод.

Жизнь «бывших людей», потерявших в революционном водовороте звания, чины, состояния, а нередко и свободу. Покидающих Родину, готовую отнять у них в революционном угаре то немногое, что осталось. Жизнь прежних офицеров, в большинстве своем обезверившихся и запутавшихся в собственных идеалах. Но еще цепляющихся за идею контрреволюционного подполья и скорого свержения большевистской власти. Жизнь сотрудников Чрезвычайного комитета, которые после казни хладнокровно присваивали себе имущество убитых. «В руках у всех трех арестованных были маленькие котомки. Почему на расстрел выводили с вещами, догадаться было нетрудно. Вещи, одежду и обувь убитых забирали себе палачи».

Наконец, жизнь тех, кто даже в это лютое время остался верен Богу и Церкви. Тех, кто оказался готов окончить земной путь в борьбе за веру «…всеми средствами, дозволенными совестью христианской и законами человеческими».
Драматический период гонений на духовенство автор романа представляет без прикрас. Нимало не смягчая мук, которые претерпело русское духовенство того времени от безбожной власти. Поднимая самые трудные вопросы и не боясь рассуждать на самые больные темы.

На страницах книги явственно проступает поле духовной брани. Его же изобразил художник на титульных страницах. С одной стороны, как на иконе, близ церкви предстает хоругвеносное воинство, смиренно несущее свой крест. С другой – представители новой власти с винтовками наперевес, готовые расстрелять любого, кто окажет им сопротивление. Именно это явствует из текста книги. Автор суров по отношению к красному террору, «благодаря» которому хлеб подорожал, а человечья жизнь, напротив, обесценилась донельзя. «Насилием и ненавистью нельзя устроить доброй жизни, как нельзя в грязной воде отстирать белье».

По мысли автора, главная причина случившихся в России бедствий – в том, что народ отошел от веры. Герои романа говорят о толстовстве с его непротивлением злу и выросшим из него безволием интеллигенции. О массовом столоверчении, из-за которого были призваны в этот мир легионы бесов. О недавнем опустении церквей. О том, что никто давно уже не читает Евангелия. «Забыли русские Бога, вот и Он нас забыл. А мы без Него озверели». Иван Востросаблин горько констатирует разорванность «двух великих идей – отечества и веры. То, что сейчас разъединено в головах», в более ранние века «соединялось накрепко в сердцах».

Какой же выход из сложившейся ситуации видят главные герои, будущие священномученики? В том, чтобы бескорыстно любить Родину и Бога. Чтобы с миром в душе идти на мученичество и страдание ради Христа. «Не бойся, только веруй!» Отец Иоанн Восторгов в пасхальной проповеди говорит об особых временах. Временах, когда извечная борьба добра со злом обостряется и когда происходят особенно ожесточенные духовные битвы. И Церкви важно оставаться вне всяких партий, вне политики. Только пролитая кровь праведников позволит стоять миру. Из уст священника звучат очень важные слова: «И мы, обреченные… на гибель, приговоренные, самой нашей гибелью оставим потомкам урок». Это трудно понять разумом, но важно принять сердцем. Отцу Иоанну вторит его давний приятель отец Константин, настоятель Богоявленского собора в Богородске. Он тоже считает, что духовенству не следует беречь себя: «Горящую свечу не ставят под стол». Отсюда – безмятежность и одухотворенность на лицах священников, приговоренных к смерти.

Особо стоит отметить литературное мастерство автора. Описывая страшные, кровавые, изуверские времена, Наталья Иртенина передает тончайшие переливы смыслов, как искусный маринист – переливы вод морских. В язык романа искусно введены отрывки из газетных статей, проповедей, книг. Передана атмосфера эпохи, ее лихие контрасты. Исторически и психологически достоверно обрисованы характеры героев. Словесное узорочье не заслоняет главного: автор не просто знает ту давнюю эпоху на основании изученных свидетельств, а чувствует ее как будто изнутри.
Иллюстрациями к книге выступают агитки той поры, фотографии видных государственных и церковных деятелей, виды упомянутых в романе мест.

«Багряные ризы» – книга о боли народной. О людях, которые не использовали возможность убежать от смерти, а с достоинством приняли мученичество за веру.

Марина Лебедева



Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru