Издательский Совет Русской Православной Церкви: Протоиерей Федор Бородин: О молитве

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Протоиерей Федор Бородин: О молитве 22.04.2021

Протоиерей Федор Бородин: О молитве

На радио «Радонеж» вышла программа с участием священника Федора Бородина, который ответил на вопросы слушателей.

Слушать

Вопрос: Постоянно в псалмах слово «услыши». Бог слышит?

о. Федор – Это вопрос о том, что неужели бывает, что Бог чего-то не знает, неужели человек говорит, а Бог может не слышать. В псалмах говорится: «Господь услышит мя, внегда воззвати ми к Нему. Внегда призвати ми, услыша мя Бог правды моея. Приклони ухо Твое и услыши ны». Мы постоянно об этом говорим. Мы – это такой образ, потому что дошедшую просьбу до адресата мы описываем словами человеческими. Но дело не в том, что Бог не слышит. Иногда приходится быть свидетелем, когда человек в отчаянии, в унынии, тоске, ропоте повторяет: Бог меня не слышит. Дело не в этом. Нет ничего, что было бы сокрыто от Бога, ни единой мысли, единого чувства и помысла, которые бы не видел и не знал Господь. Господь может не исполнять молитву человека, пока человек не достигнет той цели, ради которой Господь послал ему эти обстоятельства. Что-то во мне должно измениться, тогда Господь услышит, или это перестанет быть тяжелой и острой проблемой, тогда я это пойму, зачем это и почему это. Поэтому молитва за друга, творимая по любви, может очень многое. Тем более молитва четырех. Это удивительный образ соборной молитвы, когда люди собираются и молятся за кого-то. Поэтому пренебрегать этими просьбами не надо, необходимо творить молитву за человека, если вас об этом попросили.

Вопрос: Когда и как читать каноны, в каких случаях?

 о. Федор – Я думаю, когда душа просит молитвы какому-то святому, Господу или Матери Божией, то можно читать канон. Канон молебный ко Пресвятой Богородице, поемый во всяком обстоянии, рекомендуется ежедневно читать, если есть такая возможность. Покаянный канон, когда вы согрешили, душа ваша болит и совесть вас обличает. Канон Ангелу Хранителю тоже очень помогает. Если вы за какого-то человека молитесь, то можно читать канон его святому покровителю. Хорошо читать канон Иоанну Предтече о человеке, которого ваше сердце хотело бы привести ко Христу, который пока не возлюбил Христа, не вошел в церковь. У Иоанна Предтечи именно благодать приводить ко Христу многих людей. Он тот самый голос, вопиющий в пустыне, который людям рассказывает о Христе. Акафисты во время Великого поста не читаются по традиции, а каноны можно читать.

Вопрос: Как избавиться от памятозлобия? Вроде все прошло, а потом опять всплывает как волна откуда-то из недр, из детства. Как от этого избавиться?

о. Федор – Есть такое понятие, как молитвенный щит. На первый взгляд это фигура речи. На самом деле это не так. Молитвой мы отражаем приходящие мысли. Приходит помысел к вам памятозлобия за какие-то детские обиды, за когда-то причиненную вам боль в злобе другими людьми. В том, что это приходит, нет греха, это неизбежно. Вражеское дело – вселять в нас греховные помыслы. Наше дело их не принять. Мы можем просто бороться с помыслом, а можем отразить его молитвой. В молитве за того человека, на кого вскипает неприязнь, досада или обида. Как только тебе кто-то что-то плохое делает, даже если незнакомый человек, ты сразу просто произносишь про себя: «Господи, благослови этого человека». Этот помысел обычно отскакивает. Надо за человека помолиться. Это и есть молитвенный щит.

Вопрос: В молитвах на сон грядущий, где 24 молитвы, мы просим Бога: «Господи, даждь ми смирение, целомудрие и послушание». В молитве Пресвятой Богородице написано: «Пресвятая Владычице моя Богородице, святыми Твоими и всесильными мольбами отжени от мене, смиреннаго и окаянного раба Твоего…».

 о. Федор – Особенно это становится непонятным, когда мы слушаем песнь Пресвятой Богородице: «Яко призре на смирение рабы Своея». У меня ребенок спрашивал, говорит папа, как Она хвастается тем, что смиренна перед Господом, что Он увидел это смирение? Нет. Смирение имеет два значения в славянском языке. Смиренный – это малый, незначительный. Когда человек так говорит о себе, что я смирен, он говорит в этом смысле. Смиренный – согнутый, ничего не имеющий, ничего не могущий. Когда призрел на смирение рабы Своея, значит на малость, на худость, незначительность рабы. Это так расшифровывается. А когда мы просим о добродетели смирения - мы просим о совсем другом. Мы просим о нищете духовной, чтобы нам победить гордыню, стяжать эту добродетель. Добродетель смирения – это не некая игра в том, что я сейчас притворюсь, что я ничего не значащий, и тогда Господь увидит. Нет, это реальное видение себя. Когда ты начинаешь видеть себя грешником, тогда ты становишься реалистом. Это не то, что ты выдумываешь, это твоя душа начинает выздоравливать. Удивительны слова Петра Дамаскина: «Первым признаком начинающегося здравия души является видение грехов своих, как песок морской». Если ты что-то увидел, это не значит, что этого не было. Ты просто раньше не видел эти грехи. Поэтому используется одно слово, но иногда мы теряемся, в каком именно значении оно употреблено.

Вопрос: Как мальчишкам готовиться к службе в армии, как научить молиться ребенка?

 о. Федор – Научить молиться ребенка можно только собственным примером, делая его участником этой молитвы. Ребенок может прочитать «Отче наш», «Трисвятое», «Символ веры», «Богородице Дево». Вы обязательно даете ему что-то прочитать в составе вашего общего правила. Потом он должен чувствовать, что вы читаете искренне и глубоко, что это не формальность. Иначе он не научится молиться. Вы его призываете участвовать в своей молитве. Желательно, чтобы вся семья молилась вместе.

Вопрос: Что для Вас литургия?

о. Федор – Наверное, это вершина моей жизни. Их много, потому что я служу неоднократно. Но это верхняя точка, которая ближе всего к небу. Это место настоящей жизни, это открытое окно в Царствие Божие. Это место и время, в которое у меня в голове и в сердце все становится на свои места. Хотя там все слова заданы заранее, это место какого-то удивительного творчества. Это место ходатайства, когда я могу просить. Не мне, а сану моему дана возможность ходатайствовать о том, о чем я как человек не дерзнул бы ходатайствовать. Поэтому это такое чудо, которое постоянно повторяется. Высшая точка – Пасхальная литургия. В течение всего года высшая точка моей жизни, до которой мне Божией милостью дается дотянуться- это Пасхальная литургия. Кажется, что благодать Божию можно просто резать и мазать на хлеб, такая она густая вокруг тебя. Я не очень могу это объяснить.

Вопрос: Может ли Бог изменить прошлое?

 о. Федор – Бог может простить и снять тяжесть прошлого, Он властен сделать грех «яко не бывшим», чтобы этот грех больше не давил, не мучал и не тянул вниз. Это Он может, потому что взошел на крест. Наказание нашего мира на Нем, как говорит пророк Исаия о Христе, который через 6 веков будет распинаться. Ранами Его мы исцелились. Мы приемлем это исцеление от своего прошлого. Мы действительно можем стать другими, чтобы уже к этим грехам не возвращаться, чтобы эти грехи больше не имели в нас место, чтобы помысел, который будет его предлагать, нашим гневом сразу отвергался. Гневная сила души, как говорят святые отцы - это духовный иммунитет, который вложен в человека Богом. Он должен приводить не к тому, что мы орем на ближних и бьем посуду, или сердимся, когда нас не слушаются, поступают не по-нашему. Он должен как раз отвергать грех, который нам предлагается. Это изменение прошлого, которое перестало быть частью нас, потому что Бог сотворил это «яко не бывшее», взойдя на крест дает нам возможность стать другими.

Мы действительно можем стать другими. Мы верим и знаем, что благодатью Божией Господь нас переделывает. Как Ангел говорит Иосифу в откровении Евангелия: «Ты назовешь Его Иисус». Иисус – это буквально спаситель. Ты назовешь Его Иисус, потому что Он спасет людей своих от грехов их. Его люди – это мы. Он нас спасает от наших грехов, от их последствий, от тяжести груза, который висит на шее и топит нас. В этом смысле Бог может изменить прошлое.

Вопрос: Я хочу вспомнить заповедь: «Почитай отца твоего и мать. Да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле». Когда мы читаем Иисусову молитву, это тоже получается, что мы почитаем Отца Небесного? Многие считают, что эту молитву нельзя просто так читать, только по особому благословению.

о. Федор – Иисусову молитву можно читать любому человеку, который готов относиться к этому серьезно и внимательно, который готов читать наставления святых отцов об Иисусовой молитве и советоваться об этом с духовником. Чего-то такого отдельного и волшебного, что может как-то вас исказить, в этой молитве нет. Есть опасность, что если вы не будете смиряться, будете тщеславиться и гордиться, то можете впасть в ложные состояния, приписав себе те благодатные состояния, которые могут быть дарованы только Богом при Иисусовой молитве. Надо быть осторожными, смирять себя всегда, помнить о том, что мы никаких откровений недостойны, нас исцеляет только милость Божия. Что касается взаимоотношений молитв Отцу Небесному и исполнения пятой заповеди Декалога о почитании отца и матери- это действительно так и есть. Невозможно хорошо и правильно построить отношения с Отцом Небесным, если ты не построил отношения с земными родителями. Земные родители являются иконой Отца Небесного. Когда Господь по просьбе своих учеников «Научи нас молиться как Иоанн Креститель научил», когда Он отвечал им на вопрос, как молиться, Он сам взял этот образ. Из земных отношений нет более близкого образа к тому, как Бог относится к человеку, чем образ отца и сына. Он сказал: «Молитесь «Отче наш». Поэтому невозможно молиться Отцу Небесному и при этом не исполнять заповедь о почитании родителей.

Источник

Протоиерей Федор Бородин – лауреат конкурса «Просвещение через книгу»




Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru