Издательский Совет Русской Православной Церкви: Противостояние страстям

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Противостояние страстям 30.03.2021

Противостояние страстям

Земчонок Стася. Тонкая грань: роман. М.: Вольный Странник, 2020. – 384 с.: ил.

Автор романа «Тонкая грань» Анастасия Горюнова-Борисова, окончившая в 1989 году сценарный факультет ВГИКа, работает в документальном кино, является автором и составителем нескольких книг, публикуется на сайте Православие.ру. Сценарии игровых фильмов и художественную прозу подписывает вымышленным именем – псевдонимом Стася Земчонок.

Повествование в романе ведется от первого лица, от имени сорокапятилетней героини Евгении – человека, состоявшегося профессионально, личностно, при этом воцерковленной верующей, для которой жизненным ориентиром являются Заповеди Божии.

Часто светские, далекие от православия люди смутно представляют, что такое духовная жизнь, и воспринимают верующих несколько схематично, в некоторой степени лишая их естественных колебаний настроения и предполагая, что у живущих по заповедям жизнь проще, лишена мирских испытаний.

А вот роман «Тонкая грань» позволяет взглянуть на мир глазами такой воцерковленной женщины, причем в очень сложный период ее жизни, когда, помимо своей воли, будучи преданной и любящей супругой, хранительницей семейного очага, мамой уже взрослых детей, она понимает, что не просто увлечена, а любит двадцатипятилетнего англичанина Райана, который преподает ее детям английский язык.

Казалось бы, седьмая заповедь из Декалога («не прелюбодействуй» (Исх. 20: 14)) должна однозначно определять поведение Евгении. В Новом же Завете, в Нагорной проповеди Спаситель сказал: «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф. 5: 27–28).

И на страницах романа разворачивается история сложного духовного испытания, которое переживает женщина. Ей претит мысль о том, что запретной любовью она уже предала мужа, и одновременно она не может отказаться от регулярных встреч, бесед с молодым человеком, формально нейтральных, при этом вызывающих в ней бурю эмоций.

Причем по мере сближения Евгении и Райана становится понятно, что ее чувство взаимно и сложившаяся ситуация представляет собой опасное балансирование, напоминающее слова из книги «Бытие»: «Если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт. 4: 7). Эту ситуацию автор ювелирно точно назвала «Тонкая грань».

Конечно, будучи верующим человеком, Евгения пытается бороться со своим чувством, прибегает к целительной помощи церковных Таинств. Отец Гермоген, принимая исповедь, говорит ей важные слова: «Знаете, Евгения, всем нам, особенно женщинам, дано большое сердце, способное любить. Но, чтобы мы не пользовались этим даром во вред себе и другим, нам даны заповеди».

Однако временное состояние успокоения и внутренней гармонии, наступающее после Таинств, быстро сменяется какофонией эмоций. Ранее Евгения осуждала свою подругу Ленку, которая, оставив мужа и сына, связала свою жизнь с молодым человеком. Не зря отцы Церкви предупреждали: «В каком грехе осудишь ближнего, в тот и впадешь сам». Оказавшись в аналогичной ситуации, Евгения наконец поняла подругу. Для себя вариант разрушения семьи главная героиня не рассматривает, но любовь к молодому человеку все более захватывает ее.

Страница за страницей книги приоткрывают перед читателем грани сложной, опасной борьбы, которая захватила человеческую душу. Не зря Федор Михайлович Достоевский писал: «Тут диавол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей». А вот итог борьбы зависит от свободной воли человека, от его личного выбора, который он делает каждую минуту своей жизни, порой находясь на краю пропасти, на границе добродетели и страсти.

Подобное жизненное испытания – это кризис, выход из которого может быть различным. Не зря слово «грех» в переводе с греческого обозначает «промах». И можно сделать ошибку, последствия которой непредсказуемы, хотя в современном мире чрезвычайно распространены. Доминирование в нынешнем обществе «новой морали» не отменяет того факта, что прелюбодеяние есть смертный грех, который разрушает душу человека и разлучает его с Богом. Осуществляется попирание богоустановленного чина, разрушается целомудрие, то есть целостность человеческого существа, происходит раздробление души.

Сможет ли избежать этого главная героиня? В этом вопросе заключена загадка. Ведь невозможно запретить себе чувствовать, тем более что любовь, как стихия, врывается в жизнь, полностью поглощая человека и, казалось бы, делая ситуацию безвыходной. Но благодаря Богу главная героиня все же находит выход из тупика и одерживает духовную победу… над кем? Над чем? Над собой, над собственным страстями.

Эта книга о любви с глубоким нравственным, психологическим и духовным смыслом.

В романе много интересных деталей: описана церковная жизнь, особенно в двунадесятые праздники Рождества Христова и Сретения Господня, поездка в Оптину Пустынь. Уделено внимание особенностям менталитетов героев, являющихся представителями западного и восточного христианства.

Роман «Тонкая грань» допущен к распространению Издательским советом Русской Православной Церкви. Данное издание, написанное выразительным литературным языком, будет интересно широкому кругу читателей.

Ирина Родионова



Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru