Издательский Совет Русской Православной Церкви: Павел Кренев: «Православная вера – смысл моего бытия»

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Павел Кренев: «Православная вера – смысл моего бытия» 30.03.2021

Павел Кренев: «Православная вера – смысл моего бытия»

Наш сегодняшний собеседник – прозаик Павел Кренев рассказывает о своем жизненном пути, обретении веры в Бога и литературном творчестве. Одна из главных тем его прозы – Русский Север и поморы, люди особого склада, наделенные «былинной крепостью и креневой силушкой». Его повести и рассказы наполнены любовью к малой родине, зачарованностью красотой Белого моря, воспоминаниями о счастливом босоногом детстве.

Досье. Павел Кренев родился 29 октября 1950 года в деревне Лопшеньга Архангельской области. Автор книг: «Поморский полк», «Поздней осенью, на Казанскую», «Под Большой Медведицей», «Краски моего моря», «Река детства», «Звездочка моя ясная».
Лауреат премии имени С.Т. Аксакова за книгу «На Севере, на Летнем берегу», победитель конкурса «Новая библиотека».

– Павел Григорьевич, расскажите, пожалуйста, об основных вехах Вашей биографии. Что вспоминается, если оглянуться на пройденный путь?
– Если сравнить жизнь с книгой, то не только у меня, а у всех людей вехи жизни можно сравнить с главами этой книги. Первая глава – это, конечно, детство, босоногое, деревенское. Бегало оно босиком по прохладным песчаным берегам Белого моря, по рыболовным речкам и озерам, шагало в дырявых валенках по улицам родной поморской деревни Лопшеньга, по заснеженным полям и лесам архангельской тайги.
В силу того, что родители мои были чрезвычайно заняты (матушка – учитель деревенской школы, батюшка – директор небольшого рыбного завода), воспитывала меня бесконечно любимая бабушка Агафья Павловна, дочь сельского священника, чрезвычайно набожная, певунья и знатная рассказчица всяческих историй и сказок. Она научила меня читать и писать в пять лет. От нее получил я первые уроки любви к родной литературе и русскому языку, первый опыт православной веры.
Вторая глава, или веха – переезд в Ленинград, учеба в Суворовском училище, в Ленинградском университете, служба в вооруженных силах страны, работа в журналистике. Этот мой этап – очень важен для меня, потому что в его хронологических рамках я сделал неплохую военную карьеру, погрузился в серьезную журналистику, стал одним из руководителей отраслевой производственной газеты, выходившей в Ленинграде. Там я впервые стал понимать, что такое творческая деятельность. Ленинградский период завершился вступлением в Союз писателей СССР, что состоялось в 1987 году.
Дальнейший этап – переезд в Москву и начало работы в Администрации Президента России на ответственной должности. Затем работа в должностях Полномочного представителя Президента России в Архангельской области, начальника Строительного объединения Управления делами Президента РФ, руководителя управления федерального имущества по Московской области. В Москве же защитил диссертацию и стал кандидатом юридических наук. Получил воинское звание генерал-майор.
А сегодня занимаюсь творческой и административной работой как заместитель Председателя Правления Союза писателей России, выпустил 20 книг прозы.
– Можно сказать, что одна из ключевых тем Вашего творчества – малая родина, русский Север, Белое море, деревня Лопшеньга?
– О чем так или иначе стремится рассказать читателю всякий писатель? Он хочет поделиться тем, к чему стремится сердце, к чему тянется душа. Это естественно. Моя любимая тема – мой Север, моя Родина, люди, живущие там.
– В Вашей книге «На Севере, на Летнем берегу» собраны рассказы и повести о детстве и юности. Это автобиографические истории или в них есть элемент художественного обобщения?
– Всегда и везде говорю, что писатель только тогда может быть успешным, когда накопит большой личный житейский опыт, узнает жизнь во всех ее превратностях и проявлениях, когда побывает в самых различных ситуациях, и радостных, и трагических. Человек с жизненным опытом десятиклассника просто не способен писать глубокую прозу, даже если ему это очень хочется. И это не его вина, а его беда: он просто не созрел еще, чтобы стать писателем. Писать художественную прозу не получается без сочинительства, но основанного на всестороннем знании конкретных житейских ситуаций. Мои повести и рассказы, как правило, автобиографичны и всегда содержат художественное обобщение: в них много придумок, действительность в них переосмыслена и одухотворена. Но она работает на сюжет и на правильное читательское восприятие.
– А что такое поморская «креневая силушка»?
– В каждой поморской деревне по всем берегам Белого моря живет мужское прозвище «Крень». От него родилась и моя писательская фамилия Кренев. Крень у поморов – это твердое, жилистое дерево, которое трудно перепиливается на дрова. Поэтому крепких, жилистых мужиков называют кренями. У моего рода такая же история.
– А как Вы пришли к вере?
– Православными были все мои предки. Прадед мой был священником. Служили церкви его близкие родственники, его сыновья. Некоторые из них погибли в годы репрессий, погибли за православную веру.
Семья наша не сразу пришла к вере. Мать с отцом, да и я сам были атеистами. Мама моя вообще была секретарем парткома колхоза. Наверное, я первый горячо уверовал в Бога. И потихоньку обратил к вере всю семью.
Теперь православная вера – это смысл моего бытия, без которого я не мыслю ни своей жизни, ни жизни близких и родных людей.
– Как, на Ваш взгляд, писателю лучше затрагивать религиозные темы в художественных произведениях?
– Любому литератору не стоит прикасаться в своих прозаических или поэтических работах к теме религии и тем более Православия, если он в этом мало что понимает.
Православная тема весьма тонкая, трогательная, душевная, насыщенная множеством поучительных нюансов, которые писатель обязан знать в совершенстве и уметь правильно трактовать, чтобы не повредить нашей вере.
Если литератор не проштудировал Символ веры, если не изучил Правило, если на службах в православных храмах не вник в смысл великих текстов – нечего ему и браться рассуждать о Великом Православии.
– Можно сказать, что в литературе Вы продолжаете традиции реализма, отчасти «деревенской прозы»? Кто Ваши любимые писатели?
– Да, я сторонник здорового реализма в литературе и вообще в искусстве. Я большой любитель деревенской прозы, которая была и есть носительницей житейской правды, воплощением подлинного реализма. Сам себя отношу к этому литературному направлению. Из этой же когорты мои любимые писатели – Василий Шукшин, Федор Абрамов, Владимир Крупин, Виктор Лихоносов, Валентин Распутин, Гавриил Троепольский и другие.

Беседовала Татьяна Медведева








Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru