Издательский Совет Русской Православной Церкви: Печатник «книг пред тем невиданных»

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Печатник «книг пред тем невиданных» 01.03.2021

Печатник «книг пред тем невиданных»

Иван Федоров и его шедевр «Апостол» – в раритетных изданиях Президентской библиотеки

«С тех пор, как человек стал мыслить, первой заботой для него стало изобретение способа изображать продукт мыслей – человеческую речь – для передачи своих идей современникам и потомству», – пишет историк Леонид Денисов в исследовании «Первопечатники Иоганн Гутенберг и Иван Федоров» (1908), доступном на портале Президентской библиотеки, сообщает пресс-служба библиотеки.
1 (14 по новому стилю) марта 1564 года произошло событие, ознаменовавшее собой начало эры книгопечатания. В этот день в Москве было завершено изготовление первой датированной печатной книги на Руси «Деяния святых апостол, списана святым апостолом и евангелистом Лукою». Анонимные и недатированные печатные издания на Руси выходили и до «Апостола», но эта книга была особого рода. Обо всех её достоинствах и непростой судьбе первопечатника Ивана Федорова рассказывают редкие издания Президентской библиотеки, с которыми можно ознакомиться на портале и в фонде учреждения.
Книгопечатание в нашем государстве во времена Ивана Грозного заметно отставало от европейских стран, где уже знали и использовали изобретение Иоганна Гуттенберга – станок с подвижными литерами, делавшими оттиски на бумаге. «Искусство книгопечатания с замечательной быстротой распространилось по Западной Европе. К концу XV столетия типографии имелись уже в 40 городах», – отмечает Леонид Денисов в издании «Первопечатники Иоганн Гутенберг и Иван Федоров». Подробнее об этом пишет историк Сигизмунд Либрович в исследовании «История книги в России. [Ч. 1]: [С древнейших времён и до конца XVII столетия]» (1913).
Ивана Грозного, человека образованного и начитанного, не могло устраивать такое положение дел: «Царя беспокоило то обстоятельство, что в церковных рукописных книгах встречались часто ошибки, делаемы переписчиками книг». Он решил развивать книгопечатание, «дабы впредь излагались св. книги праведно и несмутно без сомнения всякому православному», – узнаем из сочинения историка и филолога Антония Петрушевича «Иван Федоров русский первопечатник» (1883). Митрополит Макарий дал царю Иоанну IV свое благословение на развитие печатного дела.
Есть несколько версий, откуда появились и где учились ремеслу русские первопечатники. По данным Антония Петрушевича, Иван Грозный выписал из Дании печатника Ганса Миссенгейма, который в 1553 году открыл типографию на своем оборудовании. «Англичанин Флетчер, автор описания Московскаго государства в XVI столетии, приезжавший в Россию в 1588 году, утверждает, что первопечатники учились в Польше и что оттуда ими были вывезены шрифт и станок для печати», – читаем в упоминавшемся выше издании «История книги в России. [Ч. 1]: [С древнейших времён и до конца XVII столетия]». Звали их Иван Федоров и Петр Тимофеев Мстиславец, «один москвитин, другой – мстиславец, один дьякон, а другой – неизвестно кто», – сказано в сборнике «Иван Федоров, первопечатник» (1935). Но прошел всего лишь год, в течение которого печатался «Апостол», и эти имена стали известны «на весь крещеный мир». В первой русской типографии «Печатный двор» на Никольской улице близ Кремля два русских самородка создали шедевр.
Выбор «Апостола» для первого государственного печатного издания был неслучаен: он предназначался для обучения духовенства. Считалось, что Кирилл и Мефодий сами перевели его на славянский. Это издание относительно небольшого формата с мелким и изящным шрифтом было удобно читать, держа в руках. То есть Иван Федоров начал издание печатных книг не только для литургии в храме, но и для личного пользования.
Оформлен «Апостол» был с большим искусством: текст набран в две краски ровным, красивым шрифтом. Первопечатник не стремился к броской новизне, он хотел приблизить печатный шрифт к рукописным буквам, к которым русские люди давно привыкли. Украшают книгу рисованные заставки перед каждым разделом. В этом новаторском издании нет еще титульного листа, но есть послесловие с выходными данными книги. Иван Федоров неплохо владел даром изложения, и есть мнение, что именно его перу принадлежит светское послесловие к «Апостолу».
В книге Сигизмунда Либровича «История книги в России. [Ч. 1]: [С древнейших времен и до конца XVII столетия]» дана оценка профессиональных качеств мастера книгопечатания: «Федоров был не только печатником: он сам отливал формы для букв… Он же был первым наборщиком… он же был и метранпажем, составлявшим из набранных строк страницы… <…> Это был не только простой мастеровой, а пламенный художник своего дела». Далее автор отмечает: «Распространение Слова Божия во вселенной посредством книгопечатания было целью и задачею его жизни, его призванием».
Но далеко не все радовались успехам Федорова и Мстиславца. Негодовали писцы: печатные станки лишали их заработка, а многие из приближенных ко двору просто завидовали первопечатникам за ту особую милость, которой одаривал их царь. В результате Печатный двор, подожженный неизвестными, сгорел, а печатникам пришлось спешно бежать в Литву. Позже, переселившись во Львов, Иван Федоров и Петр Мстиславец продолжили заниматься печатанием. И хотя жизнь на чужбине была несладкой, Иван Федоров и там проявил себя мастером от Бога: на средства князя Острожского он напечатал знаменитое издание Библии, в котором было использовано шесть различных шрифтов.
Первый русский книгопечатник скончался 5 (18 по новому стилю) декабря 1583 года и был похоронен во Львове. На надгробном камне, как свидетельствует Леонид Денисов в издании «Первопечатники Иоганн Гутенберг и Иван Федоров», под фамильным гербом надпись: «друкарь книг пред тем невиданных».


В тему. День православной книги
14 марта (1 марта по старому стилю) 1564 года на Руси вышла первая точно датированная печатная книга Ивана Федорова «Апостол». С 2010 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в память об этой дате праздник православной книги проводится во всех епархиях Русской Православной Церкви.



Лицензия Creative Commons 2010 – 2021 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru