Издательский Совет Русской Православной Церкви: Как приходит вера к человеку и как ее сохранить?

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Как приходит вера к человеку и как ее сохранить? 10.02.2021

Как приходит вера к человеку и как ее сохранить?

На радио «Радонеж» вышла программа с участием протоиерея Федора Бородина. Священник ответил на вопросы слушателей о церковной жизни. 

Радио: https://radonezh.ru/radio/2021/01/26/21-00

Вопрос: Почему из Церкви уходят те, кто давно искренне верит? Как на деле реализуется христианская свобода взрослого человека? Может ли проповедовать мирянин, и как отвечать на вопросы людей, которые требуют диалога?

о. Федор: Обычно в коллективе, где человек учится или работает, даже если там нет особенных горизонтальных связей между людьми - рано или поздно все понимают, что этот человек церковный, верующий. Скрыть это невозможно. Вдруг начинают задавать вопросы те, от кого христианин этого меньше всего ожидает. Эти вопросы могут быть очень глубокие и искренние. И здесь если мы вспомним, какие мы слабые, неумные, и не ответим на эти вопросы – то мы тяжко согрешим.
Надо помнить: проповедь никогда не совершается силой человеческой! Если человек обращается к Богу через ближнего - то Бог и начинает действовать. Одно, что может этому помешать - если мы начнем этой проповедью гордиться и тщеславиться. Поэтому молитва проповедника должна заключать просьбу ко Господу о даровании слова и об ограждении от тщеславия. Тогда человек вдруг начинает говорить такие вещи, которые касаются сердца и ума собеседника. Начинает вершиться тайна - сын возвращается к Отцу, а проповедник - свидетель этой тайны. Кому-то больше дано, кому-то меньше.

 Если человек знает веру, аргументацию, историю Церкви - то он может проповедовать лучше. Если люди требуют диалога - то вступить в диалог и просить помощи Божией. Если вам задали сложный вопросы - немного помолчите и попросите Господа помочь. И Господь положит на сердце и на ум, как ответить.

 Здесь уже проявится христианская свобода взрослого человека. Взрослый христианин - это человек, который прошел разные стадии неофитства: до спокойного христианского бытия, когда он понимает всю ответственность происходящего, когда у него уже есть христианские навыки.

Взрослый христианин – это человек, который любит молитву, обязательно имеет к ней вкус, опыт, у которого совершается его собственная молитвенная жизнь. Человек, который торопится молиться и радуется молитве. Который видит и знает, как грех разрушает душу и поэтому старается соблюдать заповеди Божии, уклоняться от грехов не потому, что за это накажут, не потому что у него рабское устроение, и даже не наемническое, а сыновнее. Он любит Господа и потому не хочет грешить. Грех для него - беда. Наверное, такой человек свою свободу реализует правильно.

 Самое высокое, что может он позволить себе в осуществлении христианской свободы - услышать и исполнять волю Божию. Да, Бог не навязывается человеку, но восходит в творении воли Божией: «Да будет воля Твоя яко на небеси и на земли» - это и есть взрослость.

Вопрос: Я хожу в храм, и меня очень раздражает, когда чтец читает плохо и ничего не понятно. Мне приходится даже дома прочитывать то, что будет на службе. Как мне с этим быть?

о. Федор: Спасибо, это горькая практика. Давайте разделим этот вопрос. Апостол Павел говорит, что любовь не раздражается. Когда я раздражаюсь по любому поводу - это потому что я несовершенен в любви. Меня раздражает то, что не по-моему. Хоть гвоздь, который торчит из пола или человек ведет себя не так, страна не такая, климат, пробки на дороге.

И во мне вскипает страсть гнева. Сначала- в виде раздражения. Это я грешу, в этом надо каяться, с этим надо бороться. Помолиться за этого чтеца, прежде всего. Второе: огромный потенциал, множество возможностей, смыслов, назидания, которые человек может получать от того, что он может услышать в храме -  не реализуется. Получается, что выход только один - читать Иисусову молитву во время Богослужения. Это горько. С этим надо просто подойти к настоятелю, собрать несколько прихожан и сказать, что брат читает - а мы ни слова не понимаем. Есть курсы чтецов, школы, можно учителя попросить позаниматься с ним. Есть люди, у которых к этому просто нет данных. Может, ему нужно только со свечой ходить и кадило подавать, а читать должен другой? Это тоже целое искусство.

Вопрос: Что такое неофитство и богооставленность?

о. Фёдор: Неофит - новообращенный. Это человек, который только для себя открыл веру и он прямолинеен, прост в суждениях, он все раскрашивает в чёрное-белое, и он еще не столкнулся со сложностями, прежде всего сложностью себя самого. Человек еще не начал познавать себя. Человек жесток по отношению к другим, потому что известно, что если человек плохо видит свои грехи, то он хорошо видит грехи окружающих. И наоборот, чем лучше человек видит свою немощь, тем снисходительнее он к окружающим и меньше он всех осуждает.

При этом, чтобы познать свою немощь - нужно много времени, проведенного в Церкви. Неофиту кажется, что он завтра уже станет преподобным. Что все очень просто, а на самом деле ему в это время обильно помогает благодать Божия. Это еще одна удивительная характеристика этого времени, когда все чудесно, прекрасно, молиться и каяться легко, прощать грехи легко, уступать. Но на самом деле это происходит помощью Божией, и многое происходит по гордыне человека. Человек гордый, пришедший в храм, хочет и здесь быть первым, отличником.

А потом постепенно Господь опускает человека на землю, и начинается период засухи, отлива, когда человеку все дается тяжело. Он удивляется, как это раньше он три кафизмы в день, а теперь еле один псалом могу. Что такое?! А это как раз время, которое Господь отводит на познание своей немощи. Это так воспринимается как богооставленность. Были вешние воды, все было напоено благодатью Божией, а теперь пустыня. Я прихожу – это та же служба, которая приводила в полный восторг, теперь же надо за каждую глубокую молитву бороться! Это путь, который надо пройти. Это путь вглубь себя, когда ты с каждым годом и десятилетием начинаешь глубже понимать слова Христа о том, что без Меня не можете творить ничего. Прежде всего, внутри себя – ничего не можем без Господа.

Читать полностью

***

Протоиерей Федор Бородин – лауреат конкурса «Просвещение через книгу»




Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru