Издательский Совет Русской Православной Церкви: Двадцать пятый – юбилейный

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Двадцать пятый – юбилейный 03.12.2020

Двадцать пятый – юбилейный

Фильмы, присланные на фестиваль «Радонеж», свидетельствуют о том, что Россия жива, рассказывает писатель Александр Богатырев. 

Часто спрашивают: «Чем нынешний фестиваль «Радонеж» отличается от предыдущих? И каждый год мы отвечаем, что выросли профессионализм, глубина проникновения в тему духовности, нравственности и так далее. Выросло мастерство режиссеров, появились новые темы. Авторы перестали прибегать к шаблонам. Если раньше было достаточно для всеобщего умиления показать девочку со свечкой, то теперь и кинематографистам, и зрителям нужен серьезный, мудрый и верный взгляд на проблемы человека, мира и Церкви. В сугубо церковной тематике почти не встречаются ошибки и огрехи богословского характера. Каждый год «все выше, все выше и выше…». И это абсолютная правда. Но фестиваль 2020 года все же решительно не похож на предыдущие. «Коронка» и нас загнала в «онлайн». Членам жюри для обмена мнениями пришлось перезваниваться из Москвы с Петербургом, Белгородом, Курганом. Не было живых посиделок, когда в спорах решалась оценка того или иного фильма. На сей раз, спорить было трудно, но, все же, спорили.

Отсмотрев без малого сотню фильмов, обнаружил, что, как никогда раньше, стали часто использовать коптеры (или дроны). Взгляд сверху очень эффектен. Это и красиво, и дает возможность не только широкого охвата пространства. Поднимаясь вместе с камерой ввысь, зритель испытывает ощущение полета, его  душа наполняется восторгом. Это уже не просто взгляд с высоты, а молитвенное созерцание красоты Божьего мира, особенно если пролетаешь не только над морями, лесами и широкими полями, а и над храмами Божьими. Но когда пролетаешь над изуродованным человеком и стихией пространством, возникают иные чувства. В фильме «Наводнение» вид разрушенных домов и нагромождением вырванных с корнем деревьев дает возможность осознать масштаб трагедии и проникнуться сочувствием к людям, лишившимся крова и имущества.

Съемки с коптеров основательно обогащают изобразительный ряд, но и, как и многие другие технические  новинки,  таят опасности. Став модными, они уже используются даже тогда, когда для понимания проблемы лучше было бы внимательнее рассмотреть ее, не отрываясь от грешной земли. Не стать бы назойливым порханием, когда от понимания сути проще улететь, чем в ней разобраться.

Есть еще одна особенность. Наш четвертьвековой юбилей совпал с 75-летием победы в Великой Отечественной войне. Фильмов о войне было много. Но особенно впечатлил «Вечная Отечественная». Казалось бы, за прошедшие годы об этой войне сказано все. Оказывается, далеко не все. В последние годы на Западе и, что поражает, в странах бывших союзников по антигитлеровской коалиции, а также в странах, освобожденных нашей армией, кардинально пересмотрен взгляд на роль Советского Союза в победе над фашизмом. В фильме Захара Прилепина показаны интриги западных стран, финансировавших и подстрекавших Гитлера развязать войну с СССР, а также коварство Польши, искавшей союза с Гитлером. Широко использована неизвестная хроника. Был отмечен героизм фронтовых кинооператоров, работавших в условиях жестоких боев.  Многие отдали жизнь для того, чтобы оставить документальные свидетельства того, что происходило на фронтах и ужасы зверств фашистов в концлагерях и на оккупированных территориях. К сожалению, даже люди старшего поколения не знают многого об Отечественной войне. Не говоря о молодежи, успевшей отравиться ядовитой ложью из учебников, написанных на деньги Сороса.  Неплохо бы этот фильм включить в обязательную школьную программу по истории.

С фильмами фестиваля и лауреатами можно познакомиться на сайте «Радонеж». Мне бы хотелось поделиться некоторыми мыслями  о том, чем мы занимаемся. Уже неоднократно отмечалось, что только в России есть (и возможен) подобный фестиваль. Ни в каких странах (даже православных) нет ничего подобного. Удивительно, но о греческих святых и современных старцах смогли проникновенно рассказать только русские сценаристы и режиссеры. Стоит вспомнить фильмы игумена Киприяна Ященко о старце Паисии. В этом году нас порадовала работа Татьяны Никольской «Лицо счастливого человека» о старце Иакове Цаликисе.  Не в обиду будь сказано, но наши греческие коллеги делают свои фильмы как-то формально. Византийские песнопения, виды монастырей и портреты убеленных сединами старцев, конечно, делают свое дело. И смотреть приятно, и слушать. Но  наши режиссеры все же умеют показать жизнь православных греческих монахов более интересно и глубоко. Возможно, оттого, что греки, не пережившие гонения на церковь, не замечают многое из того, что им кажется привычным, а у русских людей вызывает интерес и восхищение. Нам ведь после вековой войны с Православной Церковью все в диковинку.  Мы можем и храмы, и людей с любовью показать, и в разговоре с монахами вычленить главное.

Вот и в фильмах, посвященных людям с инвалидностью, видно, что авторы не просто ведут рассказ «о проблемах», а сопереживают своим героям и любят их. Дело это очень тонкое. Можно впасть в переслащенный сентиментализм. Хуже, когда об этих людях говорят языком холодной телепублицистики. Слава Богу, этого не произошло.

 И  фильм «Наводнение» сделан Наталией Сальниковой и Романом Рютиным с состраданием к людям, оказавшимся жертвами стихии. Такие фильмы очень нужны, особенно при нынешней телеполитике «замораживания сердец», когда о страданиях и бедах говорят, как о событиях в одном ряду со сплетнями о певцах, танцорах и государственных чиновниках, крадущих миллиарды рублей.

Отрадно, что в Сибири и во всей России режиссеры работают наравне со столичными коллегами, а в некоторых работах даже чувствуется больше тепла.

Я умышленно не называю многих картин, а говорю «вообще» исключительно оттого, что нет единого критерия оценки. Все равно и жюри, и зрители найдут практически в каждом фильме что-нибудь, что тронет их сердце. Эстетические моменты и профессионализм не всегда могут конкурировать с трогательными любительскими фильмами о людях с красивой душой.  

Мы не можем оценивать работы так, как это делают светские киноведы и критики. Да и в светском кино дела с критериями обстоят неважно. Нет, и не может быть одинакового восприятия. Часто пишут огромные статьи с разбором фильмов с фрейдистских позиций, или руководствуясь только личным вкусом, но непременно с отсылкой к признанным и непризнанным шедеврам. Мы же пользуемся духовными критериями и классическим пониманием того, что произведение искусства должно вызывать высокие чувства. Либеральный критик скажет: «никто ничего никому не должен». А мы с ним не согласимся.   

Но и в нашей среде не всегда наблюдается единомыслие. Разные мнения возникли при обсуждении фильма Сергея Дебижева «Небесный Крым». Сам термин «небесный» говорит о том, что фильм будет не столько о природных красотах и курортных местах Крыма, сколько о взгляде на прикровенную, не всеми видимую и понимаемую, духовную  его ипостась.  Дебижев показал, что умеет увидеть то, что не всякому доступно. Красоту и в большом, и в малом: в бушующем море, в вековом покое горных вершин, в подводном мире, в лицах людей,  в развалинах Херсонеса и производственном процессе добывания соли. На матушку-Землю он посмотрел из космоса и над горами пролетел, аки сокол, но небесного Крыма все же не показал. А в Крыму о небесном говорить совсем не трудно. Возможно, автор избегал «лобовых» ходов, но все же если бы пролетая над горами, он опустился бы в районе Мангупа и заглянул бы в скальные храмы или полетал над заливом там, где  находится  Георгиевский монастырь, то вряд ли эти планы  уступили бы видам Генуэзской крепости и сценам добычи соли.

В фильме нет дикторского текста. Можно предположить, что автор умолкает при созерцании красот Божьего мира и предлагает зрителям самим домыслить. Но блестяще снятые фрагменты все же не складываются в картину «небесности» потому, что и море, и Земля из космоса, и люди на пляже, и монах, поднимающийся по необычно сооруженной деревянной лестнице, и горы, и переплетение рельсовых путей с вагонетками, гружеными солью, – все это подается «через запятую», без акцентов на том, что могло бы (при блестяще показанной красоте) говорить о духовности. Впрочем, музыка создает некое ощущение неотмирности, но настраивает скорее на медитацию, чем на молитву…

И все же должен признаться, что фильм очень интересный. Смотрел его неотрывно. Режиссер большой мастер. Пожалуй, один из лучших современных документалистов. Если я и был против того, чтобы дать ему гран-при, то лишь потому, что фестиваль у нас хоть и не называется «православным», но все же предполагает христианский взгляд на мир. Автор в названии употребил слово, призывающее ко встрече с Небесным, и хотелось бы с ним непременно встретиться. Когда говорят о Небесном Иерусалиме, мы знаем, что имеется в виду Новое Небо. Я такового не увидел в Небесном Крыме и вовсе не из-за кондового ожидания череды храмов, монастырей и обителей. Просто, водительство по красотам должно очень деликатно подводить к возможности увидеть ИСТИННУЮ КРАСОТУ. Чтобы создать мозаичное панно, не достаточно просто рассыпать красивые кусочки смальты. Снят фильм блестяще. Поэтому и получил медаль за операторское искусство. 

А главный приз мы дали фильму режиссера Филиппа Орлеанского «Знаменный распев». Это удивительно своевременное и замечательно сделанное приглашение познакомиться с древнерусской песенной культурой. Мы много говорим об утраченных традициях. Но, благодаря этому фильму, знакомимся с теми, кто их успешно восстанавливает. Современному верующему человеку, воспитанному на партесе,  трудно воспринимать знаменное пение. Наша жизнь в суете, особенно в больших городах, никак не может согласовываться со строгостью и аскетическим духом знаменного распева. Он дисциплирует душу, помогает настроиться на молитвенный лад.  Само знаменное пение – это чистая молитва. Знаменный распев сохранился в старообрядчестве и, с помощью специалистов, расшифровавших записи крюками по древним рукописным книгам,  возрождается монахами на Валааме и Соловках. Примеру этих монастырей последовали и многие другие обители.

В фильме талантливо соединены красота образная и звуковая. Во время просмотра и слушания этих древних русских песнопений невольно погружаешься в атмосферу молитвы и созерцания прекрасного. Заслуга режиссера в том, что с помощью его фильма и верующие, и не верующие познакомятся с интереснейшим пластом отечественной культуры.

В заключение скажу, что фильмы, присланные на фестиваль «Радонеж», свидетельствуют о том, что Россия жива. Хотя жатвы много, а делателей мало, все же «малое стадо» растет.  Свет Христов просвещает всех. А мы, по мере сил и таланта, рассказываем людям об этом Свете.

Источник

***

Александр Богатырев – номинант Патриаршей литературной премии 2014 года

 

 




Лицензия Creative Commons 2010 – 2021 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru