Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Протоиерей Артемий Владимиров: Кто из нас должен уступать? 27.10.2020

Протоиерей Артемий Владимиров: Кто из нас должен уступать?

Венчание – это событие, происходящее вне времени и пространства. Вся наша земная жизнь – это стезя веры, надежды, любви  – совместной любви к Богу.

Насколько легковесны, опрометчивы и поверхностны в своих переживаниях бывают супруги! Я не хочу никого винить и осуждать, но говорю об этом потому, что священнику ныне слишком часто доводится быть свидетелем подобных драм. И поэтому ответственное слово, обет здесь необходим. Нужно, чтобы он и она прежде всего осознали свою ответственность перед Богом, понимая, что, когда венчанный супруг простирает руку к тому, что запрещено этой клятвой, он становится врагом Божиим, становится богоборцем, играет с огнём, голой рукой берёт жало скорпиона. Попираемая совесть протестует, бунтует, и прилагаются поистине титанические усилия, чтобы замолчала совесть венчанной души.

В таинстве Венчания супругам даётся великая благодать. Но не все ведают, что духовная мудрость не позволяет делиться тайной супружеской жизни ни с кем, кроме духовника, который может взвесить на весах Божественной правды и любви – кого нужно пожурить, а кого утешить, а главное – силою Христа восполнить то, чего недостаёт кому-либо из супругов. Из уст священника мы призваны получать советы супружеской жизни. А советы эти бывают очень оригинальные:
– Батюшка, кто из нас должен первым уступать? Вот объясните ей!
Священник подумает, закусит ус, а потом изрекает:
– Кто из вас умнее, тот пусть первым и уступает.
– Батюшка, в чём именно я должен уступать ей?
– Уступайте во всём том, что не относится ко спасению души.

Иногда супруга в некотором смысле заменяет мужу-христианину старца. Старец – это кто? Старец – это такой благодатный пастырь, который, приняв новоначального, возводит его к духовному совершенству, отсекая его волю, и через послушание превращает из гадкого утёнка в прекрасного лебедя. В этом смысле супружество – это монастырь, наподобие древних учреждений в Египте IV столетия. Жена заботится о том, чтобы отсечь все ваши желания, одно за другим, методично. Если вы разумно относитесь к браку, он вам будет очень полезен в самых глубинных вещах. Что значит полезен? Человек, живущий один, если захочет – телевизор включит, захочет – выключит, захочет – еду разогреет, потом опять включит телевизор, то есть что хочет, то и делает. Слава Богу, мужу этого не дано! Вот вы попробовали взять маслинку, сами достали из холодильника баночку с маслинами, а супруга говорит:

– Пётр Петрович, что вы взяли?
– Как что, маслины!
– Утром маслины в этом доме никто никогда не ел, это оставлено на обед.
– Да я хочу маслинку!
– Хочется-перехочется!

Если вы разумно относитесь к супружеству, то, даже если в вас всё кипит, вы держите в руках эту банку с маслинами и думайте: «Я сам за это боролся, ведь я допекал батюшку, который меня благословил, сказав: “Терпи, казак – атаманом будешь!”». Ведь это, наверное, мне наказание за детское своеволие, когда я воровал у бабушки леденцы, брал, что хотел, без спросу. Ведь мы с братом как-то взяли спички, хотя знали, что детям спички не игрушка. Мама посмотрела тогда на нас и сказала:

– Дети, что у вас за спиной? Что вы взяли?
А мы ответили:
– Пирожки!
Даже стыдно вспоминать!..

Кто бы обо мне так позаботился сейчас, когда всем всё равно, что там у меня на душе! А тут: такой контроль, такой учёт, такая работа, чтобы всё было на своём месте, всё было вовремя, всё было бы с чувством, с толком, с расстановкой.

Когда вы поставите назад банку с маслинами, скорбь тотчас уйдёт, а в сердце вернётся радость – потому что вы почувствуете себя спасающимся, ибо, отлагая собственное желание ради мира в семье, вы нравственно укрепляетесь действием Божией благодати.

– Может ли первый брак быть препятствием для совершения второго венчания?
– Если первый брак не был венчанным и дело совместной супружеской жизни совершенно невосстановимо, то через исповедь Господь уврачует раны сердца, и христианин может жениться (выйти замуж) во второй раз.

Если первый брак был венчанным и распался, то лицо, не повинное в этом распаде, например, один из супругов, оскорблённый изменой, получает от епископа свидетельство о церковном разводе с дозволением венчаться второй раз. По большому счёту Церковь признаёт только два венчания – первое и второе. Второе – в случае подобной драмы.

Кстати, если дети уже рождены, то существует хороший обычай: привенчивать детей, если они не достигли, конечно, супружеского возраста. Обычно детки идут вслед за мамой и папой в таинстве Венчания, как два маленьких пажа. Это зримый образ благодати Божией, которая освящает уже рождённых детей.

Венчание – это событие, происходящее вне времени и пространства. Вся наша земная жизнь – это стезя веры, надежды, любви  – совместной любви к Богу. В ретроспективе неким образом освящается всё то, что там, за плечами. Освящаются дети. Особенно это важно, когда ребёночек от другого папы, ведь не тот отец, кто родил, а тот, кто воспитал, как говорит известная пословица. Дети, рождённые от другого брака, узакониваются через таинство Венчания.

Заметим, что на Кипре браком считается только венчанный брак. Если супруги захотят поехать на Кипр пособирать маслины, то им понадобится свидетельство о венчании. Дома православные супруги хранят и эту хартию, и свечи, и венчальные иконы.

Существует традиция оставлять в храме на память венчальное полотенце: может, пара придёт неимущая, будет что под ножки постелить. Но в нашем храме полотенце остаётся брачующимся на память. Что делать с ним? Хранить как святыню. Будут у вас дети венчаться, вы хлеб-соль вынесите им на этом рушнике или икону венчальную полотенцем украсите.

Однажды одна не в меру ревностная юная прихожанка спросила меня:
– Батюшка, допустимо ли после венчания устраивать застолье?
– Но если ваш жених в обморок упал от волнения, а вы ещё лишите его, непонятно по каким соображениям, трапезы, что с ним будет в конце дня? Конечно, допустимо! Как же без застолья?

Конечно, не только не грешно, но и отрадно, и благочестиво порадовать весь семейный клан общей трапезой! И батюшку пригласить хорошо бы. На невенчанный брак священник не может прийти, он не может благословить «гражданское бракосочетание» с пирушкой. А на трапезу после венчания – можно. Только будем помнить слова апостола Павла, относящиеся к христианам: «Всё у вас да будет чинно». На христианской свадьбе не должно быть никаких непотребств и излишеств.

Протоиерей Артемий ВЛАДИМИРОВ, член Союза писателей России, номинант Патриаршей литературной премии, лауреат конкурса «Просвещение через книгу»

Источник

 




Лицензия Creative Commons 2010 – 2020 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru