Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Константин Ковалев-Случевский. Жизнеописание и деяния святого Георгия 26.10.2020

Константин Ковалев-Случевский. Жизнеописание и деяния святого Георгия

О новой книге писателя Константина Ковалева-Случевского, посвященной святому Георгию.

Имя Георгий

Почитаемого на разных континентах и в разных религиях Георгия Победоносца на Руси звали Егорием Храбрым. Знающие люди добавляют к имени: святой великомученик. По легенде, он победил дракона-змия – олицетворение мирового зла. Его верхом на коне изображают на флагах и знамёнах, на государственных гербах. Символ воина – красный крест на белом фоне – сопровождал рыцарей крестоносцев в боевых походах. Его именем названы высшие награды многих стран мира – почётные кресты за храбрость и верность, георгиевская ленточка стала важным символом для России. Георгий Победоносец является покровителем нашей столицы – Москвы. Попробуем воссоздать полное жизнеописание святого воина, приоткрыть некоторые тайны его деяний, совершить путешествие во времени с помощью интригующего и при этом исторически выверенного рассказа о народном герое-победителе.

Имя Юрий на Руси было одним из самых популярных в княжеских кругах. Почти в каждой семье (от князей великих до удельных, включая бояр) можно было найти мальчика – Георгия, Юрия, Егория.

В русских семьях хорошо знали главное о святом с XI столетия. Знали по Житию, что великомученик Георгий скончался в римскую эпоху, что он был родом из Лидды или из Каппадокии. Помнили, что когда он вырос, то стал хорошим воином, а затем – полководцем и любимцем тогдашнего императора – Диоклетиана, того самого, который прослыл затем одним из преследователей христиан. Воин Георгий выступил в их защиту, исповедуя христианскую веру. За что император приказал подвергнуть его ужасным пыткам, а затем – отрубить ему голову.

В русской иконописи его очень часто изображали в виде воина на коне, поражающего змия копьём. Этот «древний змий» символизировал собой всё самое тёмное, что могло окружать человека ещё с библейских времён. Очень известным сюжетом в Древней Руси был рассказ «Чудо Георгия о змие», наряду с иконой с таким же названием. С копьём в руках и на коне – святой Георгий стал со временем и покровителем воинства. Когда в России, спустя столетия, были учреждены Георгиевские кресты – награды за боевые заслуги, – то и Юрьев день, 26 ноября (9 декабря), стал праздником для всех русских воинов. Память об этом дожила и до последних времён.

Таинственный «ездец»

Историкам и некоторым любителям старины хорошо известны монеты конца XIV – начала XV столетия, бывшие в ходу на Руси. Выпуск денег был одной из главных составляющих жизни государства и его политики. Тогда изображаемый всадник, побивающий копьём змия, стал в некотором роде автопортретом князя-правителя. Появилось изображение всадника на коне. Ассоциации со святым Георгием Победоносцем приходят в голову в первую очередь. Но на самом деле лишь намного позднее святой Георгий на коне, поражающий змия, станет символом и гербом самой Москвы.

Не станем отрицать того простого факта, что такого всадника можно встретить не только на русских монетах XIV века, но и по всей Европе. Специалисты-нумизматы, знатоки сфрагистики, историки называют этого персонажа – «ездец». Но кто он? Ведь это был пока ещё не святой Георгий, всадник никогда не изображался на монетах с нимбом, его там не было. Символика ассоциировалась с византийскими императорами. «Верховой» правитель (сиречь – «верховный» правитель) стал очень важным символом власти, а потому позднее быстро перекочевал с печатей и монет прямо на герб Русского государства. Кстати, не случайно в Российской империи существовала традиция изображать верхом на коне в виде памятников и статуй лишь верховных правителей, императоров.

Так кто же он был изначально, этот таинственный «ездец»? Реального прототипа мы нынче уже и не найдём. Разве что лишь ассоциации с тем или другим персонажем истории. Но всадник был явно светским, так же явно – воином, конечно же – правителем (изображалась корона на голове), обязательно – победителем. «Ездец» выполнял охранительные функции. Это был символ силы и защиты, а значит – хорошего, доброго правителя.

Кесарю – кесарево. Это одна из разгадок «ездца» как символа!

Известно, что слово «копейка» появилось в связи с изображением всадника с копьём на монете.

Утверждение и упразднение

Известно, что изображение святого Георгия официально было утверждено в России на государственной печати и гербе в виде наездника, поражающего змия (но обязательно с нимбом) лишь 8 марта 1730 года, во время утверждения гербов русских городов. Сохранилась собственноручная записка Петра I: «Сие имеет своё начало оттуду, когда Владимир монарх российский свою империю разделил 12 сынам своим, из которых Владимирские князи возымели себе герб с. Егория».

Указал император Пётр I строго, но сам правила не соблюдал. В период его правления на гербе Москвы всё ещё изображали всадника в кафтане с короной или шляпой на голове, иногда (как и «положено») уж очень похожего на самого Петра Великого. Итак, в Сенатском указе 1730 года обнародовано было описание Герба: «В середине того орла Георгий на коне белом, побеждающий змия». Всё. Святой Георгий был утверждён. Вплоть до наших дней, когда стали происходить странные изменения.

Февральская революция 1917 года породила волну, связанную с изменением Государственного герба России. Писатель Максим Горький инициировал создание Особого совещания по делам искусств, при котором была создана подкомиссия для решения этого вопроса. Соратниками Горького в этой работе стали известные художники А.Н. Бенуа, Н.К.Рерих и И.Я. Билибин. Вошёл в состав группы и геральдист В.К. Лукомский. Подкомиссия решила использовать изображение двуглавого орла на печати Временного правительства. Рисунок печати поручили сделать И.Я. Билибину. Решили, что на нём не будет старых символов власти – образа святого Георгия, скипетра и державы.

Так, существующее с конца XIV века изображение двуглавого орла и изображение традиционного русского «ездца», а с петровских времён – святого Георгия – было отброшено как не нужное.

Читать полностью...

***

Писатель Константин Ковалев-Случевский – лауреат Патриаршей Литературной премии 2018 года




Лицензия Creative Commons 2010 – 2020 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru