Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Ирина Богданова: Писать увлекательно и понятно 02.10.2020

Ирина Богданова: Писать увлекательно и понятно

Доклад писательницы Ирины Богдановой на конференции «Образы святых в русской литературе»

Выступление по теме: Как сделать тему святости привлекательной для творческой работы русского писателя наших дней и для современного читателя?

Ответ как сделать тему святости интересной для современного читателя прост – писать увлекательно и понятно. Хорошим примером сочетания захватывающей прозы и религиозной тематики, служит книга «Несвятые святые» митрополита Тихона Шевкунова, которую с одинаковым восторгом читают и верующие, и неверующие. Ещё можно вспомнить роман Солоницина об св.Иоанне Шанхайском и рассказы о святых лауреата Патриаршей литературной премии о. Николая Агафонова.

Но подобную литературу в высоком значении этого понятия, приходится искать среди массы изданий очень среднего, если не сказать, низкого качества.

Здесь, мне кажется, должна быть велика роль Издательского Совета, чтобы не допустить к читателю произведения может быть и правильные с идеологической точки зрения, но откровенно плохо написанные. Понимаю, что литература, понятие субъективное, но в данном случае, художественная литература о святых требует особого внимания по всем параметрам, потому что любовь или разочарование от книги проецируется на героя повествования, то есть на того святого, о котором идёт речь.

Теперь что касается непосредственно труда писателя. В моей книге «Отзвуки времени» я уделила много времени образу Ксении Блаженной, и определила для себя несколько правил. Буду рада, если они помогут тем, кто решится писать на такую сложную и деликатную тему, как святые и святость.

Во-первых, пишущий о святом, не имеет права отступать от жития и выдумывать эпизоды, которые не отражены в церковных источниках или подтверждены исследованиями.

Во-вторых, писатель должен избегать приписывать свои мысли святому, или говорить от его лица.

Например, нельзя написать: «Святой Никандр думал, что…». Потому что это подменяет личность святого на личность автора и вводит читателя в заблуждение.

В-третьих, надо очень тщательно проработать эпоху и место действия. Чтобы приблизить святого к современным людям, надо провести читателя через череду тех событий, свидетелями которых был герой повествования и обозначить известных людей, что были на слуху у всех современников того времени.

Например, св. Ксения Блаженная жила неподалёку от Михаила Васильевича Ломоносова, значит, совершенно точно не раз его видела.

Таким образом, упоминание важных событий и известных исторических личностей, как бы «привязывают» святого к определённому времени, что даёт читателю и знание, и интерес.

Подобный подход облегчает работу, потому что даёт дополнительные возможности наполнить сюжет яркими историческими картинками и справками и придать действию динамичность.

Но в целом, произведения о святости или о святых, требуют серьёзной не только исторической, но и духовной подготовки. Кроме того, в процессе написания писателю очень помогли бы консультанты, которых достаточно трудно найти. Понятно, что многие писатели из тех, кто умеет писать увлекательно, не владеют материалом в достаточной степени, а специалисты и исследователи далеко не все могут написать художественное произведение. Поэтому хорошо бы иметь какую-нибудь страничку по поиску соавторов в интернет-ресурсах православных литобъединений.

Ирина Богданова – номинант Патриаршей литературной премии 2017 года

 

 

 

 




Лицензия Creative Commons 2010 – 2020 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru