Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Участники конференции «540 лет Стоянию на Угре: История, литература, вера» рассказали о поездке 29.08.2020

Участники конференции «540 лет Стоянию на Угре: История, литература, вера» рассказали о поездке

На вопросы редактора сайта Издательского совета ответили: лауреат Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, доктор исторических наук Дмитрий Володихин, лауреат конкурса «Новая библиотека» Наталья Иртенина, писатель, кандидат филологических наук Анастасия Чернова.

Насколько для вас важна была эта поездка и насколько важно для наших соотечественников это событие – Стояние на Угре?

Наталья Иртенина: Нас пригласили на конференцию-экскурсию, посвященную 540-летию Стояния на Угре – события, ставшего финальной точкой в освобождении от ордынского тягла, в обретении Русью независимости и цивилизационной самостоятельности. В школьной программе эта масштабная оборонительная операция 1480 года до сих пор подается как невнятное «топтание» русского войска на берегах Угры, не стоящее большого внимания. Ну вышли, ну постояли, ну татары и русские испугались друг друга и мирно разошлись. Так вот, калужская церковная, научная, культурно-музейная общественность прилагает большие усилия, чтобы внедрить, точнее, вернуть в русскую историческую память понимание, что в действительности на Угре, во-первых, произошло не мелкое военное событие, а дело грандиозной исторической значимости и важности для дальнейшей судьбы России. Собственно, начало превращению Московского княжества в Русское царство было положено именно там и тогда, что и предрекал Ивану III в своем знаменитом «Послании на Угру» ростовский архиепископ Вассиан. И во-вторых, стояние на Угре было не бряцанье оружием, не бесконтактное пугание друг друга: русские войска несколько осенних дней подряд отбивали разведывательно-диверсионные рейды ордынцев, проще говоря, непрерывными боями удерживали границу. А в том, что через несколько недель после этого обе рати разошлись без дальнейшего кровопролития, церковные интеллектуалы, книжники и летописцы того времени видели несомненное чудо Божье, покров и заступничество Богородицы. И понимание это, очевидность христианско-мистической основы события 1480 года, его сакральных координат в наше время постепенно возвращается в умы и труды историков, в книги литераторов, в сознание общества.

Как проходила конференция? Сколько времени было отведено научной части и сколько экскурсионной?

Дмитрий Володихин: В первый день, 27 августа, прошла основная часть конференции: 12 докладов, полемика. Затем чаепитие историков и писателей с митрополитом Калужским и Боровским Климентом, экскурсия по Калуге, всенощная, полиелей.

А на второй день, 28-го, осталась лишь часть участников конференции. Мы отстояли праздничную литургию в Успенском соборе Свято-Тихоновой пустыни, затем поехали во Владимирский скит. Там нам показали диораму «Стояние на Угре» работы Павла Рыженко, затем ваш покорный слуга, встав рядом с памятником Ивану III, немного рассказал о великом князе, затем замечательный калужский историк В.А. Бессонов сводил нас в мемориальный Владимирский храм и разъяснил, как правильно читать его росписи. Потом мы собрались для дискуссии в музейном зале, и дискуссия превратилась в новую, маленькую, уютную конференцию.

А в финале группу, истончившуюся до девяти человек, отвезли в скит Живоносного источника.

Калужский край очень живописен. Здесь немало сооружений, зданий, которые хранят в себе память о прошлых веках. Что вам наиболее запомнилось? Поделитесь, пожалуйста, впечатлениями.

Анастасия Чернова: В скиту Живоносный Источник очень тихо. К деревянным мосткам и храму подступают глухие сказочные леса. Вышел бы из-за дерева медведь с лукошком ягод – я бы не удивилась. Слышно, как падает сухой лист и журчит вода. Время остановилось. И птицы не поют.

Насельник обители встречает нас с подносом, на котором стаканы с водой и, хотя я уже пробежалась вокруг и успела попить из самого источника, зачерпывая ладонями ледяной поток, пью еще. Вода очень вкусная. Все становится словно бы невесомым и прозрачным. Между тем нас приглашают на трапезу.

Пожалуй, обильнее и вкуснее накормить невозможно. Мы сидим в беседке, пробуем разные яства. Рыбные рулетики и котлеты, овощные рагу, всевозможные салаты и подливки, фаршированные помидоры, арбузы и дыни, абрикосы, виноград. Еще нам приносят торт, а после – ягодное мороженное в пиале, приготовленное по особым местным рецептам. Подливают ароматные чаи, заваренные из трав. Разговор тем временем – про творчество, отдых и труды.

Иеромонах Макарий вспоминает красочный стиль Исаака Сирина, а наместник Свято-Тихоновой пустыни, архимандрит Тихон, размышляет о том, как раньше писатели посещали Оптину пустынь, а затем воплощали ее ключевые сюжеты в художественные образы.

Наталья Иртенина: В событиях на Угре была непосредственно задействован монастырь святого Тихона Калужского, расположенный поблизости от места действия. Поэтому одним из главных пунктов программы нашей поездки была Тихонова пустынь с двумя ее скитами. Сам монастырь в загородном селе великолепен: два красивейших собора в русско-византийском стиле, что для глубинки вообще редкость. Владимирский скит – это по сути музей с диорамой П.Рыженко, изображающей русский лагерь во время боев на Угре, с памятником Ивану III, которого так не хватает столице нашей родины Москве, и смотровой площадкой, открывающей вид на те самые луга вдоль излучины реки, где шло противостояние. И наконец, умиротворяющий скит Живоносного источника – знаменитый на всю округу своей чудодейственной, чистейшей и вкуснейшей водой из родника, ископанного преподобным Тихоном.

Принимающая сторона оставила по себе самые теплые впечатления. Скажу честно, не знала, что в монастырях и скитах так вкусно и сытно кормят, при том, что ничего скоромного вроде бы не было (даже мороженое и пирожные постные). Уезжали оттуда под завязку накормленные пищею телесною и духовною – беседой с настоятелем архимандритом Тихоном в скиту под оригинальный чай на травах, щебет лесных птах и жужжание насекомых. Отец Тихон то ли в шутку, то ли всерьез призвал писателей популяризировать Тихонову пустынь, как в свое время сделали популярной Оптину пустынь русские классики во главе с Достоевским. Ну а что, до времен «исторического материализма» Тихонова пустынь была не менее знаменита и принимала десятки тысяч паломников, в ΧIΧ столетии более полувека ее настоятелями были ученики и духовные чада оптинского старца Льва, и оптинские традиции старчества там были сильны. Да и места действительно замечательные, окруженные природной красотой, исторически насыщенные, благодатные, намоленные с ΧV века, когда здесь стояло христолюбивое войско Ивана III и звучали благословляющие молитвы преподобного Тихона Калужского – одного из «архитекторов», как сейчас бы сказали, той победы на Угре.

Беседовала Валентина Курицина



Лицензия Creative Commons 2010 – 2020 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru