Издательский Совет Русской Православной Церкви: Владимир Крупин. Псалтирь для детей

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Владимир Крупин. Псалтирь для детей 10.08.2020

Владимир Крупин. Псалтирь для детей

Одна из главных книг – это Псалтирь. По Псалтири учились и читать, и писать и, самое важное, познавать правила поведения, различать добро и зло.  

Как говорили раньше: «Люди жили, умнее нас были. Мы поживем, тоже ума наживем». А как нажить ум? Читая умные книги, слушая взрослых. Но ведь можно и много знающим быть, и быть злым. Как же так? А так, что ум, не просвещенный познанием Бога, никогда не сможет сделать человека счастливым. Но как познать Бога? Конечно, верить в то, что Он не только есть, но что Он сотворил небо и землю и все, что на земле и под землей. И человека сотворил, и деревья, и травы. И солнышко запустил ходить по небу, чтобы оно нас согревало и радовало. Он был всегда и будет всегда. У Него вечность, у нас время земной жизни. На малое время выпускает Он нас в мир. Дает нам жизнь, дает свободу поступать по своим желаниям. А потом? А потом мы будем отчитываться за свою жизнь: хорошо мы жили или плохо? И что мы заслужили, ад или рай? 

А как заслужить рай? Мы же, конечно, в нем собираемся жить. Очень радостное желание. Но надо потрудиться, чтобы осуществить его. А без помощи Божией ничего не получится. И вот – Господь через Своих пророков, апостолов посылает нам правила жизни, следуя которым мы приближаемся к Нему. Книги Священного Писания – наши проводники к благодати Божией. И одна из главных книг – это Псалтирь. Потому что именно по Псалтири учились и читать, и писать и, самое важное, познавать правила поведения, различать добро и зло. Святитель Афанасий сравнивал Псалтирь с зеркалом, в котором грешная душа человеческая видит свои недостатки и находит в псалмах средства к их исправлению. Перекрестясь, приступим. Эта Книга мудрости во все времена спасала и спасает людей.

Первый псалом

Псалом предупреждает от общения с людьми нечестивыми, не верящими в Бога. Спасение только в исполнении воли Божией. Главное, чему надо учиться день и ночь, – Закону Господню. Как? Надо всегда помнить, что Господь видит нас в каждое мгновение нашей жизни. Псалом советует непрестанно внимать Божественным словесам. Он показывает, как отличаются живущие праведно от нечестиваых. Праведные сравниваются с деревом, корни которого питаются чистыми водами. И дерево это цветет и приносит плоды. А нечестивые, как сор, как пыль, поднимаются ветром и носятся над землей. И говорит Господь, а слова Его всегда исполняются, что знает путь праведных, а путь нечестивых погибнет. «Блажен муж, который на собрания нечестивых не ходил, и на пути грешных не стоял, и в обществе губителей не сидел». Мы начали с первого псалма, но сейчас обратимся к Шестопсалмию. Так называется один из самых важных разделов вечерней службы. Перед этим гасят свечи, в храме тихо. Звучит только голос чтеца. Из глубины веков идут к нам слова о раскаянии в грехах, о надежде на Божию помощь.

Третий псалом

Сейчас даже неважно, за что преследовал Давида сын Авессалом, главное, что этот псалом написан в минуты скорби и отчаяния, как покаяние. Давид молит Господа о спасении, надеется на избавление от врагов. Святые отцы советуют истолковывать врагов, как нажитые нами грехи, и бороться с ними. Псалом утешает, дает надежду. Хотя врагов много и отовсюду они нападают, бояться не надо. Давид уверен, что на людях есть благословение Господне, что зубы грешников сокрушатся и злоба их не сможет нам повредить.

Тридцать седьмой псалом

Второй псалом Шестопсалмия. Он и идущие вслед за ним, 38-й и 39-й, составляют так называемую «золотую триаду терпения». В них описывается тяжелое положение грешника, понимание, что за содеянные проступки он не имеет права надеяться на помощь. И все-таки надеется. Давид испытал тяжелые огорчения и бедствия, но считает их справедливым наказанием себе. Как же ему тяжело! «Пострадал я и согнулся до конца, весь день в печали ходил… много страдал и чрезмерно унижен, кричал от терзания сердца моего… оставила меня сила моя… а враги мои живут и укрепились… и умножились ненавидящие меня… Не оставь меня, Господи, Боже мой, не отступи от меня!» Давид просит Бога дать ему хотя бы малое успокоение – «субботство», то есть тот день Творения, в который и Сам Господь отдыхал от трудов.

Шестьдесят второй псалом

Третий псалом Шестопсалмия. В нем Давид говорит о своем бегстве в пустыню, чтобы спасти жизнь. Святые отцы относят псалом к душе, которая была в пустыне, погибала, а потом обратилась к Богу. «Милость Твоя дороже жизни! – восклицает псалмопевец. – Вспоминал я о Тебе на постели моей, в утренние часы размышлял о Тебе, ибо Ты был помощником моим и под кровом крыльев Твоих я возрадуюсь». «Под кровом крыльев» – как красиво и поэтично! Так и вспоминается любимая в России картина, на которой Ангел своими крыльями преграждает детям путь к пропасти.

Восемьдесят седьмой псалом

Четвертый псалом Шестопсалмия. Очень нужный, очень горестный: предсказывает смерть, принятую за нас, за каждого из нас, Иисусом Христом: «Положили меня в ров преисподний, во мрак и тень смертную… Глаза мои изнемогли от страдания: взывал я к Тебе, Господи, весь день, воздевал к Тебе руки мои… Для чего, Господи, отвергаешь душу мою, отворачиваешь Лицо Твое от меня?» Псалом выражает молитву человека, находящегося в самых тяжких испытаниях, но не утратившего надежду на Бога.

Сто второй псалом

Пятый псалом Шестопсалмия. Это благодарственная песнь язычников, пришедших к Богу. Это не только о язычниках времени Давида, это и о нас: разве не язычники те, кто живет без Бога, видит радости жизни только в условиях жизни, еде, вещах, развлечениях. Как высокоторжественно звучат слова: «Благослови, душе моя, Господа и не забывай всех воздаяний Его, очищающего вся беззакония твоя, исцеляющего вся недуги твоя, избавляющего от истления живот твой, венчающего тя милостию и щедротами…» Тут все понятно и без перевода. В этом псалме слова, вошедшие во многие молитвы, например: «Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив». Иногда этими словами пользуются лентяи. Им говорят, что надо молиться, что Боженька видит нас каждое мгновение, а они отвечают: «Он меня любит, Он долготерпелив». Все так, конечно, любит, но надо знать и еще одну мудрость: «Бог долго терпит, да больно бьет». «Любяй, да наказует» по церковно-славянски, то есть кого любит, того наказывает. Так что ждать наказания не надо.

Сто сорок второй псалом

Давид терпит гонения от сына, но понимает, что причина их в его собственных грехах, и приносит покаяние пред Богом. «Господи, услыши молитву мою, внуши моление мое во истине Твоей, услыши мя в правде Твоей и не вниди в суд с рабом Твоим, яко не оправдится пред Тобою всяк живый». Опять же все понятно. Страшно, если не услышит Господь наши молитвы. Но Он услышит. Молиться надо. «Вспомнил я дни древние, находил поучение во всех делах Твоих, творениями рук Твоих назидался». Это правило нам на все случаи жизни: обращаться к прошлому и находить в нем примеры для настоящего. «Покажи мне, Господи, путь, по которому нужно идти… Научи меня исполнять волю Твою, ибо Ты – Бог мой. Дух Твой благой поведет меня в землю правды». Закончилось чтение Шестопсалмия. У тех, кто внимательно слушал и вникал в его слова, обязательно появится молитвенное состояние, благоговение перед Богом, Его Всеведением и Всемогуществом. В храме зажигают свечи. Молитва продолжается. 

Псалом четвертый

Псалом упрекает тех, кто не верит в Божие промышление, то есть не верит, что все в руках Божиих, что Бог управляет всеми делами человеческими. В начале псалма стоят слова «В конец». Оно обозначает и предсказывает воскресение из мертвых, которое будет в конце веков. Тогда мы все уже закончим земную жизнь, но души наши будут живы. «Когда призвал Господа, он услышал меня», – говорит псалмопевец. Так и мы будем услышаны, когда всем сердцем воззовем к Господу. «Не согрешайте», – говорит псалом. Упрекает всех нас, называя сынами человеческими. «Зачем вы любите суету и ищете лжи?» В самом деле, зачем?

Владимир  Крупин, писатель, лауреат Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, лауреат конкурса «Просвещение через книгу»

 

Источник




Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru