Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
История, фантастика и увлекательные сюжеты против нудной академщины 15.05.2020

История, фантастика и увлекательные сюжеты против нудной академщины

Лауреат Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия Дмитрий Володихин дал интервью мужскому журналу для настоящих пап «Батя».


Как и почему вы решили стать историком и писателем?

Мне кажется, всю мою судьбу в профессиональном смысле предопределила моя мать, Людмила Всеволодовна, которая сама всю жизнь провела в школе – преподавала предметы, связанные с биологической тематикой. Еще в раннем детстве она дала мне несколько книг, в которых увлекательная историческая интрига сочеталась с достойным литературным уровнем. Эти книги настолько впечатлили меня, что в жизни, помимо истории и литературы, я мало чем интересовался. Но уж ими-то интересовался страстно…

Вот эти книги: «Остров сокровищ» и «Черная стрела» Роберта Льюиса Стивенсона, а также «Белый отряд» Артура Конан Дойля.

 Где та грань, после которой человек, интересующийся историей, становится специалистом?

Ну, это просто, хотя и в какой-то степени пошло. Специалист зарабатывает себе на жизнь своим ремеслом. Если не может заработать – значит, где-то «не дотянул». А если знаток, но любитель, то в большинстве случаев всё равно «сорвёшься» от недостатка «школы».

А с какими историческими источниками могут работать школьники?

 А вот это как раз довольно сложно. Очень неудобно это говорить, и я рискую быть неправильно понятым, но скажу честно: подавляющее большинство школьников на адекватном уровне не могут самостоятельно работать ни с какими источниками. Этому специально учат в вузе, и это предельно сложное, многоаспектное, многоуровневое умение. Так что не стоит обольщаться.

Но хороший учитель, знаток своего дела, может… не то чтобы всерьез погрузить школьника в источник, нет, но через цитирование интересного источника – мемуаров, древнего сказания, летописи, рыцарского романа – заинтересовать школьника живыми картинами прошлого, вызвать у него положительную эмоцию, привязать к предмету. И это уже очень хороший результат… особенно по нынешним временам.

Как по-настоящему увлечь историей школьников?

 С давних пор для этого существует два главных инструмента: во-первых, хороший учитель, способный интересно рассказывать (это – на вес золота!), во-вторых, хороший учебник, написанный на добротном русском литературном языке без суши и академщины, наполненный увлекательными сюжетами вместо нудного объяснения «фундаментальных законов социально-экономического развития общества» (а это вообще – на вес платины).

Если школа не дала ребенку ни того, ни другого – так случается сплошь и рядом – то дитя еще можно заинтересовать, подкидывая хорошие исторические фильмы.

Насчет книг… наверное, отчасти, они все еще «работают» сегодня, как работали тридцать лет назад. Но эффект от них, положа руку на сердце, будет уже не тот… Или, вернее, эффект они произведут лишь на узкий «клин» из общей суммы детей. Стоит, разве что, попробовать многотомное издание «Энциклопедия для детей», там соответствующие тома сделаны прилично.

Сегодня снимается немало фильмов на исторические темы — с экшеном, спецэффектами, волнующим развитием сюжета… Как разобраться, что соответствует действительности, а что — выдумка?

 Художественное произведение – фильм, роман, картина – не может быть полностью подчинено исторической правде, поскольку подчиняется законам художественной правды, т.е. дара Божьего, стоящего выше истории. Ну, или законам рынка, стоящим ниже истории…

Поэтому, конечно, трудно обойтись без фильмов, прививая тягу к историческому знанию, но родителю надо с умом подходить к выбору. Даешь что-то ребенку – сначала присмотрись сам, а стоит ли? Не искажается ли в фильме история тотально, не принижается ли она до похабного анекдота, не пересыщена ли жестокостью, в конце концов, не изложена ли она безвкусно, глупо, нелепо? Отбор должен быть строгим.

С моей точки зрения, к полезным фильмам можно отнести кинокартины «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго», «И на камнях растут деревья», «Легенда о Коловрате», «Александр: Невская битва».

 Как в одном человеке сочетаются интерес к фантастике и серьезное отношение к истории? История – это взгляд в прошлое, а фантастика — в будущее? Или все не так однозначно?

 Фантастика – это бескрайний океан разнообразия. Ее сейчас издается больше, чем литературы основного потока. И человек, который в этом океане более или менее разбирается, может получить от него чтение не менее серьезное, чем от книжек, в которых авторы не используют литературный прием фантастического допущения. Да и, признаться, не менее достойное в плане художественного уровня. Ведь нынешний «мэйнстрим» страшно запятнан омерзительными «экспериментами» так называемого «современного искусства». В фантастике как-то меньше ЛГБТ, порнографии, необузданной свирепости, безумия, суицида и прочего непотребства, чем в «серьезной литературе» наших дней.

 А есть что почитать детям и подросткам? 

 К сожалению, хорошей литературы, которая годится для подростка, а не для взрослого читателя, в современной фантастике не столь уж много. Наверное, стоит назвать петербургскую писательницу Елену Хаецкую (прежде всего роман «За Синей рекой»), москвичку Полину Матыцыну, ныне покойную Юлию Вознесенскую. Не грех обратиться и к своего рода «классике» нашей фантастической литературы – повестям и романам Кира Булычева. Притом не только об Алисе Селезнёвой: ребятам постарше, думаю, придется по душе дилогия Кира Булычева «Перевал» – «Поселок». Для барышень отлично подойдет Ольга Ларионова.

 Для чего читать историческую литературу, а для чего – фантастику? 

Для того же, для чего читают просто хорошую литературу. Никакой разницы.

Беседовала Валентина Курицина



Лицензия Creative Commons 2010-2013 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru