Издательский Совет Русской Православной Церкви: Христианин всегда свободен

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Христианин всегда свободен 22.04.2020

Христианин всегда свободен

«Чтобы рассказать о святых, надо быть очень светлым человеком. Рассказчик обязан хотя бы догадываться, как мыслит тот, о ком он говорит. Иначе — беда. Вместо простоты и непосредственности выйдут глупость и хамство; на смену чистому горению придут фанатизм и гордыня; любовь и вовсе исчезнет из рассказа». Это строки из нового романа известного московского писателя Игоря Прососова «Свободные», который был удостоен диплома литературного конкурса «Новая библиотека», учрежденного Издательском советом Русской Православной Церкви. Роман повествует о нелегком моральном выборе, который ставила перед христианами власть в годы советских гонений. С его автором беседует наш корреспондент Екатерина Иванова.

— Какие события легли в основу романа? Вы опирались на исторические факты или воссоздавали некие типичные ситуации?

— В романе читатель увидит фрагментарную хронику жизни верующих людей одного провинциального городка с 1917 по 1937 год. Это истории из реальных судеб и реальных событий. Там есть и документальные эпизоды, и легенды. История, которая стала отправной точкой сюжета, вкратце такова: некий человек увидел, как разбирают церковную ограду, и спросил тех, кто это делал: а вам не стыдно? Ну и расстреляли его за этот вопрос на следующий день после Рождества. Случай этот не имеет документального подтверждения, но я понял, что он стоит того, чтобы его записать. В процессе работы над романом образ главного героя — Антохина — приобрел некоторые черты мученика Александра Медема — святого из Саратовской епархии. В его судьбе меня поразил эпизод, который произошел в 1918 году. Граф Медем сидит в тюрьме, готовится к смерти, и добрый человек из конвоя отпускает его попрощаться с семьей. Когда святой, держа данное слово, вернулся в тюрьму, власть в городе сменилась, и он чудом остался жив. Эту удивительную историю я прочитал на сайте «Карта гонений», созданном на базе саратовского храма во имя равноапостольных Мефодия и Кирилла. Вообще, должен сказать, что судьбы мучеников Саратовской губернии произвели на меня огромное впечатление.

Кроме того, мне весьма пригодились воспоминания о Первой мировой войне, отчеты о положении рабочих, сделанные Императорским Двором до революции, документы по реабилитации репрессированных, база данных общества «Мемориал». Труд 1942 года «Правда о религии в России», вышедший в издательстве Московской Патриархии, заставил меня задуматься о том, на какие внутренние компромиссы приходилось идти верующим ради выживания.

— Все Ваши герои так или иначе гонимы за Хрис­та, но при этом в них нет уверенности в своем духовном подвиге — напротив, они ощущают себя людьми, недостойными пострадать за веру…

— На мой взгляд, человек вообще не должен себя чувствовать «годным» к мученичеству. Если чувствуешь себя святым — это первый признак нездорового духовного состояния. Мне хотелось показать жизнь обычных людей, по которой в эти страшные времена проехались катком. Среди них есть и праведники, и грешники. Есть подвижники, которые оступились, запутались в хитросплетениях политической борьбы, забыв, что Церковь вне политики. Есть грешные обыватели, которым, несмотря на все свои грехи, пришлось подхватить знамя борьбы за веру, потому что других — лучших, достойных — убили.

— Почему в нашей стране стала возможна катастрофа Гражданской войны?

— Одна из причин, на мой взгляд, заключается в том, что люди озверели от Первой мировой войны и, вернувшись домой, всё еще продолжали сражаться. Положение простого рабочего человека до революции было действительно тяжелым. Естественно, люди в этом смысле тоже были озлоблены. Кроме того, во всем мире были распространены нигилистические настроения — все желали радикальных перемен. Но Первая мировая война все же стала главным «спусковым крючком». Те, кто там побывал, перестали видеть различия между добром и злом.

— В своем романе Вы довольно жестко оцениваете роль Церкви в духовной жизни народа в предреволюционные годы…

— Не я, а герои романа. Один из них обвновленец, другой — вообще чекист. Как автор я считаю, что в Синодальном периоде были свои плюсы и минусы. Плохо то, что Церковь оказалась встроена в общую систему государства. Но с другой стороны, эта структура работала, она была эффективна.

— Как бы Вы сформулировали главную мысль своего романа в одной фразе?

— Главная мысль заключена в названии: христианин свободен, но эта свобода есть и величайшая ответственность. Внутреннюю свободу, которую дарует вера, не может отнять никакая власть.

— Что было самым трудным в работе над книгой?

— Читать документы эпохи, не поддаваясь эмоциям, не пытаясь вынести свой вердикт, не воспринимая как злобных крокодилов людей с воззрениями, противоположными твоим. Я честно попытался почувствовать себя в их шкуре, думать так, как думали они. Хотелось найти, что их толкало на те поступки, которые они совершали. Мне кажется, что эта процедура мне удалась. Приятной она не была, но мне помогала мысль о том, что мы — потомки людей, живших в тот период времени, — и белых, и красных. При этом условный красный мог втихаря верить в Бога, а условный белый мог творить злодеяния.

— Планируется ли продолжение романа?

— Я надеюсь сделать трилогию о гонениях на Церковь в XX веке, и роман «Свободные» станет ее первой частью. В нем говорится об испытании кровью. Второе испытание, которое выпало на долю верующих, — это испытание замалчиванием. Вера? Нет в Советском Союзе такого явления. Это период хрущевской «оттепели» и брежневского «застоя». А третий период — это испытание известностью, и это уже наше время. Важно понять: гонения не прекращались. Просто как горячая война может перейти в холодную, так горячие гонения потихоньку перешли в гонения «холодные». Сравните: 1937 год, разгар гонений — больше половины населения России при переписи населения называет себя христианами. Сейчас совершенно иная картина: в 2018 году только 31 процент студентов МГУ назвали себя православными. Это печальный факт, но удивляться нечему: в течение многих десятилетий истреблялись лучшие из лучших, жестко контролировались и всячески принижались те, кому милостиво позволили «остаться в живых». Это и аукнулось сегодняшним отчуждением народа от своих духовных корней.

Газета «Православная вера» № 06 (650)

Игорь Прососов, Беседовала Екатерина Иванова

Источник: Православие и современность




Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru