Издательский Совет Русской Православной Церкви: Александр Архангельский: Цифровой мир

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Александр Архангельский: Цифровой мир 03.04.2020

Александр Архангельский: Цифровой мир

Москва, 27 марта, Благовест-инфо. В период карантина, когда значительная часть жизни многих россиян, в том числе – верующих, переместилась в виртуальное пространство, не стоит упорствовать в противопоставлении реального и виртуального миров. Придется заново переосмыслять, что такое цифровое и реальное, считает известный литературовед, писатель и телеведущий Александр Архангельский, профессор Высшей школы экономики.

Своими размышлениями он поделился виртуально, выступая 25 марта на очередном семинаре, посвященном наследию митрополита Сурожского Антония.  Впервые в силу известных причин семинар был проведен по видеосвязи, в нем приняли участие более 70 человек из разных городов России, а также из США, Израиля, Украины и других стран.

Это уже не первый семинар, который Фонд «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского» и Дом русского зарубежья им. Солженицына посвящают изучению книги митрополита Антония «Хаос. Закон. Свобода. Беседы о смыслах» (М.: Никея, 2019). Эта «великая книга», как сказал А. Архангельский, навела его на мысли о цифровом пространстве. Осмыслением этого пространства занимаются, как правило, либо люди неверующие, либо «религиозно никакомыслящие». А «христиански мыслящие» довольно часто относятся к этому пространству «предельно настороженно, в лучшем случае – скептически, противопоставляют виртуальное реальному, говорят, что реальное – это хорошо, присутствует с нами и при нас, а виртуальное – плохо, потому что уводит от реальности».

Но нынешняя ситуация дает шанс взглянуть на это иначе, и помочь в этом могут беседы митрополита Антония под общим заголовком «Как быть христианином вдали от храма» (в книге «Может ли еще молиться современный человек»). По словам Архангельского, никто тогда не думал, что будет пандемия, но опыт владыки как человека, жившего в эмиграции, может пригодиться сейчас, когда приходится думать: как «быть единым со всем миром и клиром» в ситуации, когда мы не можем собраться вместе, «как наши итальянские братья, когда, возможно, это будет первая, за пределами чумы, Пасха с закрытыми храмами». «Сейчас мы ставим вопросы, которые владыка ставил применительно к другим обстоятельствам, но, как ни странно, это распространяется сейчас на наше цифровое существование», – сказал выступавший.

В ситуации пандемии он «обеими руками» поддерживает санитарные ограничения в храмах, которые ввел Патриарх Кирилл. Но остаются вопросы, связанные с «цифровой исповедью, с общей молитвой в цифровом пространстве». И вот тут выясняется, что надо переосмыслять заново: что такое иллюзорное, что такое реальное. По мнению Архангельского, «нет ни виртуального, ни реального, потому что в вечности все реально. А в нашем мире все двойственно до той поры, пока не будет просвечено светом вечности. И проблема в этом: реальный мир столь же иллюзорен, как и цифровой – реален. А главное не в этом, а в том – кто мы, как мы в этом мире действуем».

По его наблюдениям, «христиански-обостренно чувствующие люди» часто выступают за то, чтобы ограничить хаос цифрового мира, управлять им. Если «там можно все, значит, надо навести порядок, выстроить по ранжиру, уничтожить неприятный хаос, а вместе с ним и творчество». Да, творчество, потому что хаос, как мыслил это митрополит Антоний, несет как потенцию опасности и разрушения, так и потенцию творчества – это «хаос, рождающий танцующую звезду» (эти слова Ницше приводит митрополит Антоний).

В этом смысле можно сказать, что «цифровой мир – что пустырь: можно построить на нем храм, а можно кабак, это воплощенное пространство ответственности – что построишь, то и получишь». Поэтому виртуальный мир – пространство ежеминутного сложного выбора, касающегося нашего сетевого поведения, «которое тоже может быть описано в христианских понятиях». «Скажем, в реальной жизни мы следим за своими высказываниями, следим за чистотой, гигиеной. А в цифровом пространстве, где мы в бОльшей степени анонимны, гораздо больше агрессии, раздражения. Мы иногда забываем об ответственности не только за то, что ты говоришь сам, но за то, что ты ретранслируешь: даже из лучших побуждений ты можешь распространять фейки, но они наводняют пространство вокруг нас хаосом – не тем, из которого возникает творчество, а тем, что завихряет нас и распыляет наше внимание», – продолжил Архангельский.

Он привел два противоположных примера. «Так, можно распылять знаменитый фейк о том, что Папа Римский обещает ад всем, кто посылает голосовые сообщения (многие эту глупость транслировали). А можно воспользоваться этим пространством иначе, как, например, сделала недавно Ольга Седакова, переведя и цитируя настоящие слова Папы Франциска: «Воздержись от обидных слов и говори добрые слова. Воздержись от печали и исполнись благодарностью. Воздержись от гнева и исполнись терпения. Воздержись от пессимизма и исполнись надежды. Воздержись от беспокойства и доверься Господу. Воздержись от жалоб и созерцай простоту. Воздержись от давления и молись. Воздержись от горечи и исполни сердце радостью. Воздержись от эгоизма и будь сострадателен. Воздержись от обиженности и примирись. Воздержись от слов и молчи, чтобы слушать».

«Мы можем использовать свободу сетевого пространства, чтобы усиливать растерянность, развивать агрессию. А можем – не обязательно для того, чтобы учить кого-то, но чтобы создать вокруг себя пространство доверия, собрать людей, готовых вместе думать. Мы делаем выбор в той мере, в какой мы свободны. Мы свободны в той мере, в какой не боимся хаоса, потому что мы можем творить из него гармонию, космос; в той мере, в какой входим в эту реальность, опираясь на Христа…. Если мы доверяем Творцу, поставившему перед нами творческую задачу – рискнуть (как в евангельской притче о господине и талантах), мы можем, по выражению Честертона, «весело идти в темноту», то есть идти в творческую темноту, чтобы выйти к свету», – сказал писатель, еще раз призвав не противопоставлять реальный и цифровой мир. Напоследок он поделился своим опытом «аскетического упражнения» в цифровом пространстве: «Я пишу иногда раздраженный длинный комментарий, а потом стираю его, не посылаю».

В виртуальном заседании семинара также приняли участие: протоиерей Михаил Браверман, настоятель храма святых равноапостольных Константина и Елены г. Санкт-Петербурга, первый заместитель председателя отдела образования по благочиниям в Санкт-Петербурге, автор книг «Жизнь рядом», «Всенощное бдение» и др. и Александр Александрович Мелик-Пашаев, доктор психологических наук, главный научный сотрудник лаборатории психологии одаренности Психологического института РАО.

Юлия Зайцева, «Благовест-инфо»

Александр Архангельский – писатель, телеведущий, член Палаты попечителей Патриаршей литературной премии




Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru