Издательский Совет Русской Православной Церкви: Живая речь старца

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Живая речь старца 23.03.2020

Живая речь старца

Кирилл (Павлов), архимандрит. Слова и беседы. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2019. 160 с. 

К 100-летию выдающегося пастыря и старца-духовника архимандрита Кирилла (Павлова) Троице-Сергиева Лавра издала две книги, которые надо читать в связке. Одна из них —сборник воспоминаний о старце «Мы все были у него в сердце», другая — книга проповедей, бесед, воспоминаний самого отца Кирилла. 

Это издание не повторяет выходившие ранее сборники проповедей, слов на торжественные случаи и иных речений старца. В основном подобранные материалы опубликованы впервые, хотя тематически и содержательно, конечно, перекликаются с прежде издававшимися. Это великопостные размышления и назидания, проповеди Успенского поста, слова на Рождество Господне и Воскресение Христово, рассуждения на иные богословские темы, воспоминания о Великой Отечественной войне, беседы с монашеской братией и студентами Духовных школ Лавры. 

Речь отца Кирилла дается в книге без редакторской обработки, и в этом разговорном слоге с некоторыми стилистическими погрешностями читатель может услышать живой голос старца, его слово в том виде, в каком оно было произнесено. Безусловно, издание рассчитано на многочисленных почитателей старца — его духовных чад, тех, кто знал старца при его жизни, приходил к нему за разрешением своих жизненных проблем, за молитвенной помощью. Чтение этой живой речи позволяет словно бы снова пережить те встречи с любимым пастырем, внимать его слову, проникнутому евангельским светом.

О том, как старец произносил свои проповеди и как, затаив дыхание, его слушали, можно прочесть в упомянутой книге воспоминаний о нем. «Хотя с точки зрения ораторства его речь могла показаться не очень блестящей, но каждое слово было облагодатствованным, пронизанным молитвенностью». Его проповеди «были очень глубоки и вместе с тем просты и назидательны», они «проникают в самое сердце, западают в наше сознание, несут истину и отвечают на множество вопросов». «Любовь… светилась в его проповедях. Говоря… он часто погружался в созерцание Бога… и ты чувствовал его причастность к этому Божественному миру». «Необыкновенная притягательность голоса, простых слов, сила духа, почти физически ощущаемая, отеческая любовь к слушавшим… все приковывало зрение и слух к его старческой, но такой сильной, могучей духом фигурке». 

Проповеди бывают разные — глубокие богословские или очень простые поучительные, повторяющие вроде бы известное… В книге есть и те, и другие. Наверное, в маститой старости слабое здоровье уже не позволяло архимандриту Кириллу произносить долгие, объемные и ярко-содержательные проповеди. Но когда были силы, он, по свидетельству одного из авторов воспоминаний, «всегда очень основательно, с большой ответственностью готовился к проповедям, читал, старался не от своего разума говорить, а в согласии с отцами Церкви, проверяя себя…» Свою жизнь отец Кирилл всегда поверял Священным Писанием — Евангелиями, которые знал наизусть, посланиями апостолов. И, черпая из собственного духовного опыта, он насыщал свои проповеди и речи этим евангельско-апостольским духом, силой, красотой христианской Истины. «Почему и оказывали, и оказывают они на душу человека такое удивительное влияние», — пишет другой мемуарист из духовных чад старца. 

Вот, например, старец рассуждает в великопостной проповеди о том, какое средство вернее научит человека молитве, поможет стяжать молитвенный жар. Это вернейшее средство — частое воспоминание о страданиях и крестной смерти Сына Божия. Молитвой преодолеваются искушения, внешние и внутренние, она помогает проходить испытания, неизбежные в жизни каждого христианина. Сам Христос подает пример напряженной, пламенеющей молитвы — в преддверии Голгофы. «Тяжесть предстоящих страданий с особенною силою возбудила молитву в Господе». Мысль о невероятных страданиях Богочеловека, душевных и телесных, сопереживание им с такою же необычайной силой воспламеняет молитву и в христианине, дарует ему силы для прохождения своего собственного крестного поприща. 

Другая проповедь Великого поста, замечательная глубиной своей мысли: о том, почему и для чего нужно ограждаться бодрствованием и молитвой (заповедь «Бдите и молитесь, да не внидете в напасть»). Отец Кирилл размышляет о том, что в Гефсиманскую ночь и последующий за ней день искушениям подверглись все участники тех событий: и Христос, и Его ученики, и Его враги. Для последних эти искушения были самыми легкими: им ничто не угрожало, и нужно было лишь совладать с собственными страстями — злобой, завистью. Но именно враги Христовы, дав свободу своим страстям, хотя волне могли побороть их, впали в тяжелейшую напасть и совершили величайшее преступление — богоубийство. Эта евангельская история дает урок: необходимо налагать узду на свои даже легчайшие страсти и страстные порывы души. Даже как будто безобидная с виду страстишка может привести к большой беде, глубокому нравственному и духовному падению: человек «сможет и злодействовать, подобно злодействам врагов Христовых, и быть предателем для своих друзей и знакомых, и погубить ближнего своего, и вообще причинить много бед ближним», — если не будет ограждать себя трезвением и молитвой. И наоборот, не будучи самонадеянным, не полагаясь на свою волю и силы, но прибегая к помощи Божией, можно выйти победителем из самых страшных, смертельных испытаний, губительных искушений — подобно Христу, молившемуся Своему Отцу в Гефсимании и на Кресте. 

Немало пищи для размышлений дает проповедь о мести. Что она такое — месть — по сути своей? В применении к христианам речь идет не о кровавом принципе «жизнь за жизнь» и не о романтической мести в духе графа Монте-Кристо. А о том повседневном, коему подвержены многие и многие: злопамятстве, неприязненности к обидчикам, ненависти, недоброжелательстве, злорадстве и прочих подобных явлениях. «Мы немощны. За каждую причиненную небольшую обиду мы уже готовы воздать» своим недругам сторицей. Как минимум, отмерить той же мерой, а чаще — мерою щедрою, небольшое зло покрыть обильной мстительной злобою. А ведь это не что иное, как осуждение, грех, навлекающий на себя «такую же меру» суда Господня. Кто отвергает снисхождение к другим и предвосхищает суд Высший, тот уже неправеден пред лицом Бога. А снисхождение к недругам-обидчикам необходимо — ведь они и сами жертвы своего зла, вредящие собственной душе. Замечательно и философски красиво толкование отца Кирилла на заповедь «любите врагов ваших». Христианин обязан заботиться о том… чтобы не было у него врагов. Как это возможно, разве всегда наличие личных врагов зависит от нас? Не всегда, но от нас зависит стараться “врага своего обратить, и примириться с ним, и сделать его своим другом”». Тому есть множество примеров в житиях святых — когда кротость, смирение и любовь превращали лютых ненавистников в вернейших друзей. 

В книге можно найти и некоторые черты духовного облика самого старца Кирилла — пастыря, достигшего высот духа и мудрости, но смирившего себя пред ближними до редкой, необычайной скромности. Старца пригласили провести беседу с учащимися лаврских Духовных школ — семинарии и академии. До монашеского пострига он и сам окончил оба этих учебных заведения, а в монашестве стал духовником патриархов, воспитателем будущих архиереев, учителем пастырей. Но студенты, собравшиеся с трепетом внимать умудренному старцу, слышат из его уст: «Не знаю, чем я могу быть вам полезен… вы люди сами образованные здесь сидите, академики, а мы, монастырские люди… мы невежды, мы занимаемся только с простыми людьми простого сословия…» А в конце беседы он просит у них прощения за то, что отвечал на вопросы «экспромтом», не подготовившись. Это то самое благодатное состояние человека, о котором сам старец Кирилл говорил в одной из своих проповедей (в сборнике ее нет): когда к смирению уже не нужно побуждать себя — оно становится естественным устроением души, а точнее — сверхъестественным, даруемым свыше.
 
Остается лишь добавить, что издатели книги, к сожалению, поскупились дать к публикуемым материалам необходимые комментарии. Иногда в беседах батюшки, в задаваемых ему вопросах и ответах приходится лишь догадываться, о каких событиях идет речь, при каких обстоятельствах были сказаны слова. Отсутствие таких комментариев и вынуждает признать, что издание рассчитано главным образом на читателя «из своих» — тех, кто был знаком со старцем Кириллом, кому известна его жизнь, кому дороги были встречи с ним и каждое его слово. 

Наталья Иртенина



Лицензия Creative Commons 2010 – 2021 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru