Издательский Совет Русской Православной Церкви: Гены решают все? Нет!

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Гены решают все? Нет! 20.02.2020

Гены решают все? Нет!

Зорин К.В. Гены и семь смертных грехов. М.: «Благовест», 2019. 288 с.

Публикации православного врача-психолога и религиоведа К.В. Зорина пользуются немалым интересом у читателя-христианина. Переиздание книги о взаимосвязи генетического фактора и склонностей человека к тому или иному греху представляет собой подробный научно-медицинский комментарий к одному из параграфов «Социальной концепции Русской Православной Церкви». А именно к этим словам: «Генетические нарушения нередко становятся следствием забвения нравственных начал, итогом порочного образа жизни, в результате коего страдают и потомки. Греховная поврежденность человеческой природы побеждается духовным усилием…»

Но комментарий был бы неполон и односторонен без опоры на святоотеческое наследие — богословскую мысль и православную антропологию, содержащиеся в творениях святых отцов. Автор книги постоянно подчеркивает, что в исследуемой теме «богословские и медицинские позиции удивительно созвучны», поучения святых отцов (с приводимыми цитатами) близки к научной точке зрения. Ну, взять хотя бы мысль аввы Евагрия Понтийского о том, что бесы провоцируют людей на дурные поступки, прикасаясь к определенным участкам головы, — и сопоставить это суждение с научными описаниями работы определенных зон головного мозга, ответственных за те или иные реакции в нервной системе организма. Или учение о первородном грехе, с которым рождается каждый человек. Это «семя тли», как определяют его святые отцы, передается от родителей к детям через генетический механизм наследственности, наделяя человека врожденной склонностью («удобонаклонностью») ко греху.

Рассматривая взаимосвязи наследственности и тех или иных греховных страстей, присущих людям, влияние генов на развитие духовно-нравственных пороков личности, автор не забывает главное: что человек наделен свободой воли и что человечество освобождено от тотальной власти греха Сыном Божиим Иисусом Христом. Поэтому никакие генетические особенности и дефекты, приобретенные предками в результате порочной жизни и передаваемые по наследству потомкам, не «программируют» жизнь человека до такой степени, чтобы можно было определять его как заложника злокачественной генной программы и неправильных химических реакций в организме.

Да, человек может быть подвержен наследственным неблагоприятным факторам, таким как врожденная склонность к алкоголизму, к повышенной агрессивности. Он может обладать гневливым темпераментом, таким же как у его отца, деда, бабушки, быть разнузданным сладострастником, как его предки, или унаследовать депрессивный склад характера. Да, наследуемость тяжелых пороков — это смягчающее обстоятельство, подчеркивает автор. Но человек — не биоробот. Во-первых, он ответствен за свои личные грехи, потому что по наследству передаются не сами пороки и страсти, а лишь предрасположенность к ним. В свидетельство того, что эти предрасположенности и склонности могут быть побеждены, автор приводит немало цитат и личных примеров святых подвижников, а также высказывания ученых. На лукавые сетования «гены виноваты, а не я» православный врач отвечает: человек может быть рабом Божьим или рабом дьявола, но никак не рабом генов и химических соединений. Невозможное людям, медицине, науке возможно Богу, подвластно Его любви и действию Божией благодати. Это во-вторых. Доверие к Богу, покаяние, участие в церковных таинствах сильнее духовных недугов, в том числе порожденных неблагоприятной наследственностью. Пословица «от дурного семени не жди доброго племени» верна лишь для тех, кто противится Богу, отказывается от Его помощи, от соработничества с Ним в построении своей жизни, в выпрямлении своего жизненного пути. Ибо Господь «побеждает естества чин».

В своей классификации порочных склонностей, в том числе врожденных и наследуемых, К.В. Зорин использует святоотеческую схему коренных страстей (сластолюбие, самолюбие и своеволие, славолюбие) и производных от них (чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордыня). Далеко не все из них имеют свое гнездилище в генах и могут передаваться по наследству. Однако научные исследования доказывают, что, например, состояния депрессии, уныния, тяга к суициду, гневливость провоцируются недостатком или избытком некоторых веществ, вырабатываемых в организме под влиянием тех или иных генов.

Кроме того, естественно, из процесса развития порочных наклонностей и греховных привычек не исключаются социально-психологические и духовные обстоятельства: домашняя и общественная среда, воспитание, культура, действие бесов. Все эти факторы действуют отнюдь не поочередно, а совокупно, усиливая друг друга. Бесы «бьют» по слабым местам человека, беря себе в помощь дурные генетические предрасположенности. «Плохие» гены просыпаются и начинают усиленно действовать, когда человек попадает в негативные жизненные условия, например, растет в неблагополучной семье или оказывается в дурной компании. И все эти факторы действуют тем мощнее, чем сильнее человек отвергает Бога, чем дальше в своем противлении заповедям он отходит от Него.

Только благодать Божья сильна уврачевать или смягчить последствия генетических дефектов. Генные технологи, направленные на сотворение «генетически идеального человека», противоречащие церковно-христианской этике, должны быть отринуты обществом как ведущие в никуда, в нравственный тупик и реальность богоборческой антиутопии.
Дух сильнее плоти. Таков христианский императив, и таковы убеждения автора книги.

В связи с этим интересно затронуть тему, имеющую в нашей стране общественно-политическое звучание. Это вопрос «порчи генофонда» в результате чудовищных людских потерь XX века (революции, войны, голод, репрессии). В книге К.В. Зорина эта тема напрямую не рассматривается, но внимательного читателя рассуждения автора могут натолкнуть на нее.

«Геноцид, особенно такой тотальный, такой проводился в течение целых десятилетий в России, – утверждал писатель В. Солоухин, – лишает народ цветения, полнокровной жизни и духовного роста в будущем, а особенно в отдаленном. Генетический урон невосполним...» Слова эти бездумно повторяют даже люди, верующие в Бога. Но ведь это огромное заблуждение и вовсе не христианский подход – считать, что личность человека со всеми ее способностями, талантами и нравственными пороками формируется исключительно генами. Свойства человека, связанные с ментальной и творческой, а тем более духовной сферой, не только и даже не столько в генах имеют истоки. Кто верит в «генетический урон» в результате геноцида, тот не верит в то, что «Дух дышит, где хочет». Дары Божьи – гениальность, таланты, силы противостоять пороку – даются независимо от происхождения, достоинств рода, уровня образования и иных качеств родителей и предков. Святыми и праведниками тоже становятся не по наследству (хотя и благочестие предков играет роль).

Теорию «генетического урона», причиненного России в ХХ веке, любят и часто транслируют те, кто находится в оппозиции к русскому патриотизму, к «русскому миру». На этой теории они основывают свое презрение к народу — якобы «генетическому мусору». Однако проблемы современной России вовсе не в «генетическом уроне». А в духовном и интеллектуальном развращении народа, в отсутствии или недостаточности воспитания на национальных и христианских мировоззренческих установках, которые и создают благоприятную среду для «цветения, полнокровной жизни и духовного роста», – иными словами, воспитания на традиционных христианских, православных ценностях. Существенный генетический ущерб возникает от безбожия и свободы греха, а не от уничтожения части народа, сколь бы огромной она ни была. После всемирного потопа, в котором погибло развращенное человечество, Господь восстановил людской генофонд из восьми спасенных. Только воцерковившись и доверив свою судьбу Богу, наш народ возродит свои жизненные силы, свое физическое и духовное здоровье, в том числе на генетическом уровне. Выводы православных медиков полностью подтверждают эту мысль.

Наталья Иртенина



Лицензия Creative Commons 2010 – 2021 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru